Счет-оферта на 1 страницу

Привет! Если у вас малый бизнес, то при разовой поставке вряд ли хотите сталкиваться с длинным договором. Для вас есть решение: счет-оферта, который умещается на 1 листе бумаги.

Счет-оферта на 1 страницу

Что мы имеем? 1 страничный документ, в котором соединены счет и условия договора.

Так выглядит стандартный счет-договор (оферта)
Так выглядит стандартный счет-договор (оферта)
Моя редактура - 1. Здесь все реквизиты сторон и предмет договора
Моя редактура - 1. Здесь все реквизиты сторон и предмет договора
Моя редактура -2. Тут все остальные условия договора. 
Моя редактура -2. Тут все остальные условия договора. 

Кому подойдет?

  • Малому бизнесу, в котором простота играет важную роль
  • Когда вы работаете с потребителем и цените его время (а также бумагу!)
  • Использующим рамочный договор (в котором прописаны все условия детально), а оферта-счет будет являться заявкой.

Возможно, вы придуемаете свое назначение, если вам понравится сама идея такого договора-счета.

Начнем по порядку.

Реквизиты счета.

Реквизиты стандартного счета
Реквизиты стандартного счета

Можно немного скорректировать визуально, т. к. сам счет не является первичным учетным документом по закону “О бух. учете”, и мы можем выдумывать свои необходимые реквизиты и их расположение.

Счет-оферта на 1 страницу

Я убрал лишние реквизиты: КПП, кор. счет банка, наименование банка — они не требуются. Проверил еще раз в своем мобильном приложении, в котором открыт бизнес счет — указанного хватает, чтобы платеж ушел.

Можно добавить QR-код — тогда возможность оплаты будет еще быстрее.

❗Стоит отличать счет от платежного поручения. Последнее формирует плательщик через свой банк, чтобы оплатить продавцу. И вот там установленная ЦБ форма — её менять нельзя!

Реквизиты сторон

Расположение информации слева направо нагромождает пространство.
Расположение информации слева направо нагромождает пространство.

Не очень наглядно: нужно слегка скорректировать, чтобы глазам было удобнее зацепиться за единицу информации.

Здесь присутствует необходимый воздух: из-за этого сразу видно, где наименование компании, а где её ИНН.
Здесь присутствует необходимый воздух: из-за этого сразу видно, где наименование компании, а где её ИНН.

Предмет договора

Это то, что вы видите в таблице. В целом информативно, но я немного изменил вёрстку — стало понятнее.

На основании этой таблицы можно понять, о чем договорились стороны: исполнитель вышивает лого в определенном количестве за указанную стоимость.
На основании этой таблицы можно понять, о чем договорились стороны: исполнитель вышивает лого в определенном количестве за указанную стоимость.

Обращаю ваше внимание на мою личную боль, когда я такое вижу: цифры прописью.

Когда это необходимо? Только в платежном поручении. Положение ЦБ № 762-П от 29.06.2021 — там есть это правило. Мы не можем нарушать закон, поэтому приходится ему следовать.

Во всех остальных случаях в договорах вы можете не писать прописью. Это чрезвычайно неинформативно, занимает лишнее место и вообще только больше вводит в заблужение. Я неоднократко сталкивался с разными значениями в цифрах и прописях. Спрашиваю — а чему верить? Кто-то предпочтение отдает цифрам, кто-то прописям: они серьезнее, т. к. человек произносит из в голове, когда вводит значение. Для чего нам нужна эта неразбериха? Да и если у вас есть действительное понимание цены, и вы знаете, что ваш товар стоит 1455 рублей, вы легко увидите несостыковку, если будет 1465. Но ваш мозг будет отторгать пропись и велик шанс, что вы проскочите и не заметите, что цена одна тысяча шестьдесят пять, а не одна тысяча пятьдесят пять.

Та же таблица, но с небольшим воздухом. Читать проще.
Та же таблица, но с небольшим воздухом. Читать проще.

Положения договора.

Признаться, это моя любимая часть редактуры. Я не фанат радикального сокращения текста, но лишнее убираю.

Счет-оферта на 1 страницу

Проанализировав договорные условия, я выделил то, что можно объединить, что можно сократить. Для удобства чтения и анализа я иду по порядку в тексте.

Счет-оферта на 1 страницу

п. 1 Я убрал слово "настоящий” — оно меня выводит из себя. Имеется в значении "этот”, но я люблю шутить, что в значении «существующий, действующий”. Может, все-таки ненастоящий?)

Когда в принципе имеет смысл вводить настоящий = этот? Если у вас есть ссылки на другие аналогичные договоры с этим контрагентом. Тогда вы говорите, что в ЭТОМ договоре подразумевается то-то. Потому что можно указать, что "в оферте-счете от 01.01.2000 № 123 указано…” .

Если у вас с этим контрагентом единственный договор или есть оговорка, что предыдущие договоренности теряют силу в этом договоре, абсолютно понятно будет, что стороны говорят об ЭТОМ договоре.

Вообще я бы убрал п. 1, потому что сама оферта с последующими условиями и счетом — это и есть предложение заключить договор на предлагаемых условиях. Любой договор на основании ГК заключается принятием (акцепта) оферты. Пункт 3 ст. 438 ГК указывает на возможность акцепта т. н. конклюдентными действиями. Это фактические действия, явствующие из обстановки, обычно это: принятие товара, оплата по договору и т. д. У нас самим законом это разрешено (п.3 ст. 438 ГК), можно не писать, а просто сделать это. И дальше донести устно до другой стороны, что так можно и дать ссылку на закон. То есть первый пункт у нас неинформативен и не добавляет смысла. Убираем.

По сути п. 1 дублирует и раскрывает п. 2 в плане конклюдентных действий. Поскольку нам важен не факт написания о том, какой будет акцепт, а совершить такое действие, то я бы тоже это убрал.

Акцепт по смыслу закона должен быть полным и безоговорочным — иного толкования быть не может, иначе это новая оферта.

п. 3 — Согласен полностью: об этом необходимо договориться, чтобы не было разночтений, но позволю себе сократить. И назначение платежа, конечно же, необходимо писать.

п. 4 Легкая редактура. Все по делу.

п. 5. Срок всегда предполагает конец, поэтому я убрал "срок окончания”. Иногда предлоги тоже не очень информативны, в нашем случае это "через”. Я его тоже убрал. "Срок работ 10 дней" выглядит информативно и коротко. А вот момент, с которого начинается срок всегда нужно указать: иначе это огромное поле для разночтений. Это начало у нас установлено в п. 4. Мы логично ссылаемся на него.

п. 6. Все логично, просто слегка корректируем для облегчения восприятия.

п. 7. Доставка самовывозом выглядит не очень логично. Если доставка — значит силами исполнителя. Самовывоз — силами самого заказчика. Просто пишем, где находится место передачи.

Положение о доверенности имеет исключительно информативный характер с элементами дисциплинирования. Об этом можно уведомлять, например, в смс, если используется такой формат оповещения или по телефону. От ЮЛ все, кроме директора, должны использовать доверенность. Тут не претендую на свою правоту — если заказчику так удобно, чтобы не было конфликтов, что товар не желает отдавать некоему третьему лицу, значит эта формулировка имеет место быть. Я бы не стал писать, но документ не мой лучше оставлю её.

п. 8. Не забываем про законные положения о гарантийном сроке и сроке на принятие товара. В договоре отсутствует гарантийный срок — значит он у нас по закону 2 года (ст. 724 ГК РФ). Но принятие товара — в момент подписания акта. С учетом того, что у нас оба субъекта являются предпринимателями, то все ок, если будет потребитель — суд в 99.9% встанет на сторону последнего и будет указывать, что условия на принятие и срок товара несправедливые.

Если понравилась форма — вот ссылка на скачивание.

А вы что скажете? Какой вариант конкретно вам было бы удобнее использовать?

33
29 комментариев