Вместо неустойки есть другой законный способ
Время на чтение не более 6 минут. Приветствую! Классическая ситуация, не так ли? С этим сталкивается огромное количество исполнителей. Самый, казалось бы, элементарный способ защиты от неоплаты — это введение неустойки за каждый день просрочки. Да, законно, но на практике не работает в подавляющем большинстве случаев. Что можно сделать такого, чтобы вопрос с оплатой от заказчика не стоял постоянно так остро? Ответ кроется где-то в Гражданском кодексе, о котором я расскажу.
Почему неустойка не работает?
Вы же не собираетесь ссориться со своим клиентом и взыскивать с него за 5 дней просрочки целых 0.5% от суммы договора (0.1% в день — классика договоров). Ну во-первых, суммы не те. Из-за условных 100 000 ₽ взыскивать 500 ₽ в суде? Не думаю, что вы на это пойдете, больше на госпошлину потратите и юристов. Да и, во-вторых, если с клиентом давно взаимодействуете, это нецелесообразно. При этом есть у заказчиков такой грешок с оттягиванием оплаты. Так как быть?
Приостановка встречного исполнения
При непредоставлении обязанной стороной исполнения обязательства либо если очевидно явно, что исполнение не будет произведено в срок, то сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить выполнение своего обязательства"
На помощь приходит эта норма. Я постарался сократить до смысла норму закона (она длиннее и сложнее для восприятия), но поясню дополнительно: Если заказчик не оплатил ваши услуги, вы вправе их не оказывать до момента оплаты.
Кому подойдет?
Такой прием очень подойдет исполнителям с абонентской платой. Например, вы предоставляете доступ к каким-то ресурсам в интернете: к облачному хранилищу или вычислениям, поддерживаете сайт заказчика, оказываете консультационные услуги и т.д.
Что мы имеем? Если вы предоставляете доступ к своему сайту, закройте доступ такому заказчику. Поверьте, такой эффект психологически возымеет больший эффект, нежели ваш менеджер будет названивать менеджеру заказчика и спрашивать о том, когда оплата пройдет?
"Да-да, мы видим от вас счёт. Я написал (-а) в бухгалтерию, скоро поставят в оплату"
Знакомая фраза, не так ли? Когда не будете оказывать услуги, то заказчик поставит решение задачи с оплатой более первостепенным. И нет, адекватный заказчик на это не обижается, на что обижаться? Что он не оплатил во время, а теперь терпит негативный эффект?
Нужно ли прописывать это условие в договоре? Нет, не обязательно. Оно прописано в ГК, поэтому распространяется на все договоры в пределах РФ. Если хотите, то всегда можете его прописать. Я сторонник не перегружать договоры теми положениями, которые и так указаны в законе.
Можно написать это на вашем сайте или сказать устно вашему к/а об этом в целях профилактики и дисциплины. Подойдет любой способ коммуникации.
Ставьте лайк, если информация была для вас полезна — это помогает мне лучше понимать свою аудиторию и что ей интересно, и что моя работа не бесполезна. Впредь буду чаще делиться вот такими юридическими лайфхаками, которых под каждое обстоятельство очень много.