Как vc.ru помог мне переосмыслить свое существование и свой бизнес
Чистосердечное признание о том, как комментарии хейтеров под моей прошлой публикацией изменили мою жизнь, про мои ошибки в ведении бизнеса и планы по их исправлению
Полгода назад я уже писала тут про свой бизнес, возможно, вы даже видели эту статью. Если коротко, то в конце 2021 я разработала серию психологических рабочих тетрадей на базе КПТ, в декабре открыли продажи, дела шли хорошо, а потом стали идти очень плохо.
В этой статье я расскажу про:
1. Результаты анализа фидбэка от читателей на мою прошлую статью
2. Мои достижения, а также топ ошибок, которые я допустила
3. Планы по работе над ошибками и по возрождению проекта
Trigger warning: когда вы будете читать эту статью, держите в уме, что мы с вами, скорее всего, из разных поколений и вообще из разных миров. Если что-то из написанного мной не нравится и не понятно лично вам, это не значит, что это плохо. Бизнесы бывают разные и люди тоже
1. Результаты анализа фидбэка от читателей на мою прошлую статью
Публикация неожиданно для меня набрала много просмотров, мне писали комментарии и личные сообщения. Было много хейта, но не меньше поддержки и конструктивной критики. В итоге у меня открылись глаза на многие вещи. Я осознала, насколько искажено было мое восприятие этого бизнеса и всего, что с ним связано.
Ошибки — это нормально. Но одно дело, когда ты занимался чем-то и допускал, что мог ошибаться или заблуждаться. В таком случае наличие этих самых ошибок не было бы шоком. Другое — когда ты с уверенностью шагал вперед, но потом осознал, что вообще шел не туда, но даже не замечал этого.
Второй вариант очень болезненный, могу сказать из личного опыта. Рефлексия завела меня в глубочайший экзистенциальный кризис, который длился почти полгода, заставил меня переосмыслить вообще все мое существование, и из которого я — по крайней мере, мне хочется в это верить — вышла более здравомыслящим человеком.
Да, все это после одной статьи на vc.ru
2. Топ ошибок, которые я допустила, и мои достижения
Вот топ моих ошибок:
1. Фундаментально неверное отношение к бизнесу
- Я не относилась к проекту как к бизнесу, скорее как к хобби и плацдарму для самореализации, и это, на мой взгляд, является основной причиной провала
- Я вообще не была нацелена на доход и была слишком вовлечена эмоционально (что не удивительно, ведь это моя идея, моя разработка и мои вложения)
- Многие решения были продиктованы моими личными предпочтениями, мне было сложно посмотреть на проект «со стороны»
2. Непонимание рынка
- У меня не было достаточного объема знаний и, честно говоря, даже желания их получать (см. пункт 1)
- У меня не было четкой стратегии развития, конкретной цели
- У нас был только один источник продаж — ТикТок (который потом накрылся)
- Я разработала слишком широкую линейку продуктов — рабочих тетрадей было целых пять, хотя можно было обойтись двумя
- Я сильно (и неоправданно) усложнила производство, из-за чего себестоимость продукта сильно возросла
- На волне первого успеха я заказала слишком большой тираж продукции, в результате у нас до сих пор есть нераспроданные экземпляры, которые мы заказывали еще в прошлом январе
Вы можете помочь нам реализовать остатки, оформив заказ на нашем сайте selfhelpjl.ru Сейчас у нас распродажа, а по промокоду VCRU скидка будет еще больше —15%. Вы также можете разместить Дневники на маркетплейсах
- В целом я не ожидала, что развивать свой бизнес — это такой гемор. И я сейчас не о количестве усилий и времени, которые нужно тратить, а о том, что на своем пути встречаешь кучу (еще более, чем ты) некомпетентных людей, которые — как это ощущается в моменте — портят тебе жизнь и разрушают все, что ты так трепетно собирал
3. Местами провальный менеджмент
- Бывали моменты, когда я была недостаточно внимательна к коллегам, не прислушивалась к их мнению
- Мне кажется, я не смогла помочь раскрыть свой потенциал одной из девушек
- Поскольку не было четкой стратегии, не было и постоянства
- С учетностью тоже было плохо: я до сих пор точно не знаю, сколько денег мы заработали и сколько потратили (единственное, что знаю — что мы в плюсе)
- И да, заниматься бизнесом с подругой (особенно с близкой), как некоторые и писали в комментариях, это правда не самая лучшая идея
Мои достижения:
1. Нашла классную специалистку по СММ, которой очень дорожу
2. В целом выбрала правильный способ продвижения, который принес свои плоды
3. Начала бизнес с очень большим потенциалом: интерес к психологии растет, спрос на психологов падает — прекрасная почва для процветания инструментов самопомощи. Подробнее могу рассказать в отдельной статье
3. Планы по работе над ошибками и по возрождению проекта
В новом году я обещаю себе…
1. Держать фокус на развитии бренда и заработке
2. Развивать все более-менее работающие соцсети: телеграм, инстаграм, вк, ютуб
3. Относиться к бизнесу как к бизнесу и заниматься им фуллтайм
4. Разработать один продукт и продвигать только его
5. Выстраивать четкую стратегию, формулировать цели и только потом начинать действовать
6. В перспективе вернуться на маркетплейсы
7. Подключить нормальную CRM и вести отчетность
8. Принимать решения с холодной головой и обращаться к мнению опытных специалистов (Дмитрий, привет!)
9. Регулярно вести блог тут и делиться нашим прогрессом и планами
На данном (именно на данном) этапе мы будем развивать Дневники по следующим направлениям:
1. Разработка собственного продукта
Сейчас я занята составлением нового Дневника, он станет визиткой карточкой бренда. В этом Дневнике будет соединено все, что понравилось покупателям изданных ранее Дневников, только обновленное и улучшенное. Процесс разработки я буду транслировать в соцсетях, и любой читатель сможет поучаствовать в создании нового продукта
2. Разработка продуктов в соавторстве
Мы будем разрабатывать и выпускать Дневники совместно с блогерами из разных ниш. Блогер будет заниматься продвижением продукта через соцсети, а за нами все остальное. Выручка будет делиться в процентном соотношении. Как мне кажется, это хороший вариант для относительно быстрого заработка, а также для развития нашего бренда и привлечения новой аудитории в наши соцсети
3. Разработка продуктов на заказ
Я могу составить ежедневник или рабочую тетрадь по психологии и смежными с ней сферам на заказ. Кому это будет полезно? Во-первых, специалистам (коучам, психологам, писателям и тд) как дополнение к их курсам, тренингам, книгам, наработкам. Во-вторых, прогрессивным брендам, которые хотят повысить успеваемость своих сотрудников и улучшить имидж
Кстати, мы открыты для любых форм сотрудничества. Мы готовы заняться любой методической работой (например, разработать курс и рабочую тетрадь с нему), писать тексты, монтировать видео и много чего еще. Если у вас есть идеи — пишите!
А вот наши планы на январь:
1. Воскресить соцсети. Если дочитали до этого места — с вас подписка на наш телеграм! (его, к сожалению, пришлось создать заново, тк к прошлому мы потеряли доступ)
2. Разработать, издать и реализовать небольшой тираж фирменного психологического ежедневника
3. Выпустить один Дневник совместно с блогершей-художницей
4. Провести одно занятие-трансляцию по новому ежедневнику
5. Распродать остатки уже изданных Дневников
Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада получить ваши комментарии и сообщения. Все читаю, над всем думаю.
Отличного дня!
А с муренами сотрудничаете ?
🤣