Как VR помогает изучать английский язык
Виртуальная реальность приходит в школы: ребята уже занимаются в VR-лабораториях, рассматривают 3D-клетки в разрезе и проводят эксперименты по физике. С точными и естественными науками всё понятно. Но что с гуманитарными? Как их перевести в виртуальную среду? Разбираемся в нашей статье.
На уроках физики, химии и биологии необходимо полное погружение в лабораторные работы и опыты. Для этого детям приходится контактировать с реагентными веществами, которые могут быть опасны. В некоторых школах и вовсе нет нужных препаратов и реагентов.
Чтобы предоставить детям не только теорию, но практику, в учебных заведениях начинают использовать технологию виртуальной реальности. VR даёт наглядное представление о процессах и явлениях и позволяет взаимодействовать с объектами. Всё это — в безопасной среде!
В гуманитарных науках тоже применяют VR, но не так активно. Например, учителя истории демонстрируют ребятам битвы и сражения. Это гораздо нагляднее, чем простое видео или картинка в учебнике.
Сегодня же рассмотрим, как внедрить виртуальную реальность на урок английского языка. Есть два варианта:
1. Использовать готовый тренажёр
Таких тренажёров не много, но они есть. Один из них — VARVARA, разработанный Центром НТИ ДВФУ на платформе российской компании VR Supersonic. Это диалоговый VR-тренажёр, с помощью которого можно практиковать английский язык, при этом оставаясь за партой в школе или у себя дома. Он рассчитан на начальные уровни изучения языка — A1 и A2.
Как проходит обучение?
Ученик попадает в интерактивные симуляции ситуаций из жизни. Например, ему нужно сделать заказ в ресторане или зарегистрироваться в отеле, совершенствуя языковые навыки в процессе общения. VR-ментор сопровождает обучающегося, знакомит его с заданиями и даёт инструкции.
Что в итоге?
Ученики в игровой форме тренируют восприятие на слух и разговорную речь, пополняют словарный запас, запоминают правильное произношение и грамматические конструкции.
Как учитываются результаты?
Результаты обучения автоматически фиксируются и отображаются на веб-портале. Учитель получает статистику по каждому ученику: где были допущены ошибки, а что получается лучше всего, время прохождения и т.д.
2. Создать тренажёр самостоятельно
Для этого не требуется специальных знаний — тренажёр можно собрать в конструкторах.
Вот несколько идей для VR-проектов по английскому языку:
- квизы на знания грамматики, где ребёнок в игровом формате сможет, например, поставить глагол в нужную форму;
- квесты, где ученик будет проходить препятствия на пути к сокровищам и искать части речи или слова;
- экскурсии по городам, которые позволят узнать больше о достопримечательностях других стран.
Один из таких тренажёров разработала учитель английского языка Инженерно-технологической школы №777 г. Санкт-Петербург Мария Тишина.
В чём суть проекта?
«Экскурсия по крупным городам на английском языке» — это VR-экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу, Лондону и Нью-Йорку для учеников 7-9 классов. Оказавшись в виртуальной среде, дети могут перемещаться из одного города в другой и знакомиться с достопримечательностями.
Сейчас у нас нет возможности путешествовать. Виртуальная реальность погружает детей в атмосферу города и языка. Сначала дети делают задания на изучение лексики, грамматики и словаря. Это нужно для того, чтобы они лучше поняли предложения, которые им предстоит послушать. Сами экскурсии проходят в формате видео 360.
Как проходила разработка?
Тренажёр разрабатывался в рамках программы «Цифровой педагог. Разработка приложений виртуальной реальности на Varwin и Unity». Прошлым летом учителей петербургских школ бесплатно обучали VR-разработке. Специальных знаний для этого не требуется. На первых видеоуроках знакомят с теорией, а затем уже можно приступать к работе над тренажёром в шаблоне. Главное — понять, как объединять действия в логическую цепочку. Всё это подробно объясняли ведущие курса.
У учителей очень ограничено время. Проект можно создать и за 5 дней, но у нас на это уходит 2-3 недели, а то и месяц. Но вообще это довольно-таки просто, похоже на сборку конструктора. Любой человек справится!
Почему нужно внедрять виртуальную реальность в школы?
Новое поколение совсем не похоже на предыдущие. Сегодня дети живут в цифровом мире. Он окружает их везде — на улице, в метро, дома. На уроках в школе тоже никак без этого не обойтись. Теперь можно взять смартфон, перейти по QR-коду и в цифровом формате выделить в слове корень или подставить нужное слово в предложение. Никаких ручек и карандашей!
Вместе с развитием технологий должны меняться общество и школа — отвечать запросам новых поколений. Учителю нужно быть на два шага впереди своих учеников, чтобы оставаться для них интересным. Поэтому важно всегда искать новые форматы для проведения уроков — это могут быть мобильные приложения, интерактивные задания, 3D-модели, в том числе виртуальная и дополненная реальности.
Наша школа закупила VR-оборудование и поддерживает учителей в этих начинаниях. Для детей это новый опыт, ведь оказывается, виртуальная реальность — это не только игры в Steam, но и отличный инструмент для обучения. Интерактивный формат мотивирует ребят к освоению языка.
В планах у Марии — пройти курсы на платформе Blender, обучиться 3D-графике и создать новый VR-тренажёр. Это будет квест, где дети смогут взаимодействовать с персонажами и изучать английский язык.
На рынке появляется всё больше конструкторов и редакторов, которые позволяют создавать собственные VR-проекты. Помимо уже названных, есть система диалоговых симуляций Modum Verba, разработанная компанией Modum Lab. На базе системы можно создавать коммуникативные тренажёры — не только по языкам и риторике, но и по soft skills. Например, с помощью Modum Verba студенты, школьники и сотрудники организаций уже обучаются публичным выступления и предоставлению обратной связи.
Сегодня у учителя есть все необходимые инструменты, чтобы провести урок интересно. Применить VR можно к любому предмету — будь то химия или русский язык. Главное — желание и любовь к своему делу. А какие VR-проекты для проведения уроков в школе знаете вы? Поделитесь в комментариях.