Какую платформу выбрать для блога и почему не Tilda или WordPress. История кофейного моно-блога
Привет, на связи digital-агентство Вебфлай! Сегодня у нас гостья. Знакомьтесь, это Екатерина Лапина — кофейный блогер, маркетолог, UX-аналитик. Для Кати мы делали блог «Кофенация» на CMS 1С-Битрикс. Запустили сайт в мае 2021 года.
Для кейса по проекту «Кофенация» провели с Катей интервью. Расспросили, почему она решила вести полноценный блог, хотя у неё есть аудитория в соцсетях, почему для сайта выбрала 1С-Битрикс, а не Tilda или WordPress, как продвигается без рекламы. Рассказ будет от нашего лица, но с цитатами Кати.
О проекте
«Кофенация» — онлайн-проект кофейного обозревателя Екатерины Лапиной. В блоге она делится рецептами кофе, обзорами классных кофеен и гаджетов для приготовления напитка, рассказывает истории людей: бариста, обжарщиков, предпринимателей. Кстати, у Кати есть страничка на VC.ru — Катя, mycofeenation.ru.
А ещё «Кофенация» — это формат нетворкинга для людей, связанных с кофейным бизнесом. На сайте есть контакты керамистов, иллюстраторов, фуд-фотографов и других профи из этой сферы.
Об авторе
Катя Лапина — финансист и маркетолог по образованию. В университетские годы работала журналистом на ТВ и в газете. Затем — маркетологом в крупных компаниях и у обжарщиков кофе. Сейчас выполняет заказы по UX-аналитике для масштабных интернет-проектов.
В галерее использованы фото Екатерины Солодовник
«Блогерством я не занималась до 2015 года. И блог рассматривала только, как один из маркетинговых инструментов. Но во мне всегда жил человек, который хотел писать. 8 лет назад я решила уйти из корпорации и открыть кофейню. Передо мной стоял выбор: заниматься дрип-пакетами или открыть своё заведение. Я решила понять, как устроена отрасль и исследовать рынок через Instagram*».
Блог в Instagram
Катя завела блог в Instagram после поездки на кофейную выставку. Первым постом стало интервью с мероприятия. Однако, соцсеть не поддерживала лонгриды — тогда ещё нельзя было поместить дополнительный текст в «карусель». Поэтому Кате приходилось адаптировать контент.
«Instagram* у меня вначале вызывал очень двойственные чувства. Я тратила много времени на то, чтобы сделать интервью, а оно не помещалось в публикацию. Я пыталась разбить материал на посты, сократить, но поняла, что не идёт. Текст постоянно не влезал».
На страницу Кати в Instagram* сейчас подписаны 10,8 тысяч человек. Фото Полины Волковой
Блог на Яндекс.Дзен
SEO-агентства, с которыми Катя сотрудничала по работе, настаивали на создании дублей коммерческих блогов на Дзене. Уже 3-4 года назад было понятно, что Яндекс поощряет присутствие на этой площадке. Вместе с рабочими проектами Катя также завела кофейный блог на Дзене для лонгридов. Публиковала накопившиеся статьи из заметок и новые материалы. Активно наполняла блог с июля 2020 года и на сегодня набрала 2,1 тысячи подписчиков.
Статистика топовых публикаций «Кофенации» на Яндекс.Дзен. У статей хорошие цифры по просмотрам и показам
«С блогом на Яндекс.Дзен любовь у меня не случилась. Да, там был очень удобный личный кабинет для вёрстки статей и предусмотрена монетизация. Но не я управляла блогом, а как будто он жил своей жизнью. Я поняла, что здесь нет моей аудитории. Просмотры и комментарии набирали попсовые темы, а не материалы, в которые я вложила усилия, как кофейный обозреватель. Дзен — это таблоид. Сложно вести редакционную политику и понимать механику продвижения, не используя платные инструменты».
Как появилась идея личного блога на CMS
Кофейню Катя не открыла, а бизнес-план по дрип-пакетам «завернули» эксперты рынка. Тогда, в 2017 году, она устроилась маркетологом в компанию по обжарке кофе. И параллельно вела свой блог в Instagram* и позже на Яндекс.Дзен.
В блоге Катя делала то, что интересно ей самой, и что не входило в основные обязанности: была волонтером на кофейных выставках, публиковала рецепты, покупала и тестировала гаджеты для кофе.
«К кофейной сфере у меня абсолютная любовь. Как смайлики с сердечками в глазах. Это про меня, когда я слышу слово «кофе». Прошло 8 лет и до сих пор это чувство сохраняется».
Работа в кофейном бизнесе помогла Кате отслеживать тренды, понимать аудиторию и быть «в рынке». Она погрузилась в интернет-маркетинг обжарщиков кофе и поняла, что нужно для продвижения сайта. Размещение на каких площадках даёт эффект, а на каких нет, какого контента не хватает, какие ключевые поисковые слова влияют на приток новых посетителей сайта.
«Меня приглашали писать для других блогов, но мне хотелось сохранять авторский стиль, делать, как я вижу. Было желание развивать свой проект. Ещё у меня накопилось большое количество контактов и хотелось ими делиться — создать некую нетворкинг платформу. В итоге я поняла, что нужно создать сайт. Рассматривала разные варианты: и самописный ресурс, и WordPress, и 1С-Битрикс».
Выбор платформы для блога — Tilda
Плюсы ресурса
- Удобный конструктор для вёрстки.
- Адаптируется под мобильную версию по умолчанию.
- Низкая цена — сайт на Tilda стоит от 10$ в месяц при оплате за год. Есть бесплатная версия.
- Не требует разработки — можно докупить готовые модули и сразу же их протестировать.
- Быстрый старт и независимость от разработчиков.
Минусы ресурса
- Непонятная индексация текстов поисковыми системами — главный минус для Кати.
- Ограниченный объём страниц на сайте.
- Невысокая скорость загрузки сайта.
«Если бы я сделала блог на Tilda, он обошёлся бы мне в 15-30 тысяч рублей. Но будучи интернет-маркетологом я понимала, что Tilda не потянет полноценный блог. Одностраничные сайты с удобным конструктором почему-то плохо индексируются. Ничего не имею против этого ресурса, но если нужен, например, интернет-магазин с блогом, и компания вкладывается в контент, то Tilda, скорее всего, не сработает».
Выбор платформы для блога — WordPress
Плюсы ресурса
- Бесплатная площадка.
- Понятный интерфейс.
- Быстрая скорость запуска сайта.
- Адаптируется под мобильную версию по умолчанию.
- Готовые темы и шаблоны.
- Открытый код, можно дорабатывать.
- Есть успешные примеры ведения блога на этой площадке.
Минусы ресурса
- Всё работает через плагины, в том числе SEO.
- Открытый исходный код уязвим.
- Нет техподдержки.
- Неясное отношение поисковиков к сайту на бесплатной CMS.
«От WordPress пришлось отказаться после общения с экспертами. По их мнению, оптимизацию под SEO и дополнительные блоки под контекст на WordPress нужно ставить отдельными плагинами. А это может плохо сказаться на коде и скорости работы сайта, — так мне объяснили разработчики».
Выбор платформы для блога — самописный сайт
Самописный сайт Катя сразу отвергла, чтобы в дальнейшем не зависеть от конкретного разработчика.
Выбор платформы для блога — CMS 1С-Битрикс
Плюсы платформы
- Встроенный SEO-модуль для поисковой оптимизации.
- Регулярные обновления платформы.
- CMS есть модуль безопасности для защиты от DDoS, вирусов и распространённых атак злоумышленников.
- Есть маркетплейс с приложениями для 1С-Битрикс.
- Быстрая загрузка страниц.
- Поддержка от разработчиков.
Минусы платформы
- Высокая цена. Пакет «Старт» — от 6 200 рублей. Создание блога «Кофенация» стоило 320 000 рублей.
- Нужно нанимать разработчика.
- Для внесения изменений нужен программист.
- Сайт будет долго окупаться.
«1С-Битрикс не назовёшь удобным, если сам верстаешь блог. Tilda и Wordpress намного понятнее. Но я ранее работала с сайтами на 1С-Битрикс, замеряла эффективность блогов на этой платформе. Проанализировала похожие сайты и увидела, что успешные проекты часто сделаны на 1С-Битрикс. Для меня важным критерием было хорошее SEO, чтобы поисковики индексировали сайт без платной рекламы. Плюс я уже была знакома с этой CMS».
Выбор подрядчика
Подрядчика для создания блога Катя искала около 6 месяцев. Сначала не могла определиться с платформой. А когда решила делать блог на 1С-Битрикс, то обратилась в несколько компаний. Вела переговоры с фрилансерами и агентствами. Найти частного исполнителя, готового сверстать блог на 1С-Битрикс не получилось, а работа с агентствами казалась долгой и сложной.
И Катя вспомнила про Вебфлай. Нас она знала по проектам для обжарщиков кофе Torrefacto и «Рыжий, море и лоботрясы», и b2b-порталу для импортёра зерна «Колибри кофе».
«Я видела результаты работы Вебфлай, понимала, что команда профессиональная, активная, у них есть опыт, наработки и репутация. В итоге сайт для моего медиа создали при поддержке Вебфлай».
Личный блог на CMS 1С-Битрикс. Что хотела получить от сайта
Создать блог на платформе, которая хорошо индексируется поисковиками
Я не запускаю рекламу моего блога где-либо. Всё, что есть — это органический трафик. Или просмотры за счёт репостов в Telegram и Instagram.
Самостоятельно добавлять контент разного формата
Делала блог, чтобы создавать как можно больше авторского контента: тексты, фото, видео. Верю в обращение от своего имени — через «Я». Когда за блогом стоит человек — это вызывает доверие.
Продвигать блог без платной рекламы, с помощью SEO
Яндекс.Метрика и Google Analytics — для меня это классный инструмент тестирования тем. Например, статья «Кофе и холестерин», которая сейчас в топе. Я написала её для мамы. Материал набрал более 3000 просмотров
Топ популярных статей на «Кофенации». Скриншот Google Analytics (слева) и Яндекс.Метрики (справа)
Привести свыше 50% трафика в блог из поисковых систем
На первый год стояла задача набрать органический трафик, чтобы более 50% посетителей находили блог через поисковые системы. Я этого добилась — 75% читателей приходят из поисковиков.
Получить количество просмотров популярных статей на уровне публикаций в блогах Tasty Coffee и Torrefacto
Вторая цель была, чтобы мои статьи сравнялись по просмотрам с материалами двух уважаемых мною блогов, — Tasty Coffee и Torrefacto. Это две компании, на которые я работала. У них классный контент. Мне было важно, чтобы по просмотрам хотя бы пару моих статей догнали их публикации. Я рада, что могу без использования платных инструментов и только за счёт SEO-продвижения создавать контент, который оказывается востребованным и набирает такие просмотры.
Соблюсти баланс между юзабилити сайта и стоимостью проекта
Есть несколько идей по сайту, которые мне не реализовали, это вызвало бы утяжеление и удорожание проекта. Эти идеи я оставила на потом. Всё упирается в то, что если я хочу добавить раздел или попробовать новую фишку, то нужно обращаться к разработчикам. Это не конструктор сайтов, где я быстро могу докупить готовый модуль и протестировать. Здесь нужно разрабатывать, верстать. А это — инвестиции. Но, когда запретили Instagram* я очень обрадовалась, что у меня есть блог на российской платформе.
Собрать базу профессиональных контактов и делиться ими
«Кофенацию» замысливала в том числе, как платформу для обмена контактами.Чтобы можно было кинуть ссылку и найти эксперта. Буквально в день интервью с Вебфлай мне написал знакомый, который открывает кофейни, и попросил посоветовать керамистов для заказа авторской посуды. Я ответила: «Зайди на мой сайт!». Подраздел «Познакомиться с профи» буду развивать и дальше.
Получать больше удовольствия от блога, создавая «вечный» контент
Основная причина, почему я завела блог на сайте, — возможность создавать «вечный» контент. Если человеку интересно, он вводит поисковый запрос, находит нужное и приходит в мой блог — публикации в Instagram* и Telegram, по сути, «однодневки». Мне было важно сохранять авторский взгляд и кайфовать от блога, а не превращать его в кофейную «Википедию» и исполнение контент-плана. Я знаю, что лучше будут читать статьи про раф-малиновый, раф-лавандовый, но мне это не интересно».
Монетизировать блог
У меня прямо не стояла задача монетизировать блог. Но иногда приятно получать плюшки за свой труд, особенно когда тратишь время на создание контента. С середины прошлого года я начала писать рекламные материалы. Считаю, что нативные статьи с бережным отношением к читателю — это лучшая реклама. Когда ты рассказываешь о бизнесе компании или делаешь обзор кофейного продукта. И я могу поставить перекрёстную ссылку на чужой сайт, что даст позитивные результаты для SEO-продвижения их ресурса. Рекламными доходами я окупила услуги корректора, который проверяет все статьи в блоге. А до окупаемости сайта ещё далеко.
Какую CMS выбрать для блога
Блог нужен многим компаниям: интернет-магазинам, сфере услуг, b2c. И запрос, на какой платформе делать сайт со статьями, всегда актуален. У меня часто спрашивают, почему я выбрала блог на 1С-Битрикс. Если вы заводите блог для бизнеса, то сразу выбирайте платформу, которая будет хорошо восприниматься поисковыми системами. Важно отдавать себе отчёт, что читатель блога проходит по воронке контента и нет гарантий, что эта воронка будет пересекаться с воронкой покупателей.
Очень интересно. WP всегда супер залетает в выдачу. Никогда не знали проблем ни с одной тематикой. Ну, может у нас всё просто, не знаю
Круто, что у вас такие результаты! А какие тематики продвигаете?