Время навести порядок в бизнесе и управлять результатами
Проводя еженедельные консультации с собственниками микро- и малого бизнеса, мы заметили, что нет одной типичной проблемы, которая была бы общей для всех. У всех предпринимателей разные запросы. Кто-то не знает, как запустить новое направление, кто-то упирается в потолок и больше не может увеличить прибыль, некоторые уже давно находятся на стадии выгорания и не получают удовольствия от своего бизнеса.
Но у всех руководителей есть одна выраженная боль — нехватка времени, из-за чего не удается добиться поставленных целей.
Что можно отнести к главным заботам собственника?
Проанализировав статистику за время работы агентства, а также пообщавшись с коллегами-экспертами, мы выделили ряд внутрикорпоративных проблем руководителей, которые чаще всего являются “узким горлышком” в достижении целей. Давайте их рассмотрим.
Во-первых, собственник застревает в операционном управлении. Он тратит слишком много времени и ресурсов на решение рутинных вопросов, хотя ему следует держать фокус внимания на всей системе управления.
Во-вторых, нестабильные или низкие финансовые показатели. Владелец не может найти решение, как увеличить ключевые метрики, и становится заложником мысли, что «компанию невозможно масштабировать”. Но хуже всего, когда руководитель не имеет контроля даже над теми показателями, что есть в компании и не видит "утечки ресурсов”.
В-третьих, штатные ситуации со специалистами, которые не задерживаются в команде. Из-за постоянной смены кадров собственнику приходится самостоятельно контролировать большинство вопросов. Но это лишь малая часть. Многие просто не знают правил найма и способов удержания сотрудников.
Из-за этих проблем собственники теряют много времени, а сегодня время — это самый ценный ресурс.
Стоит отметить одно важное наблюдение: в компаниях микро- и малого бизнеса руководитель и компания тесно взаимосвязаны между собой. И личные проблемы собственника - это проблемы компании. И наоборот.
Во что выливается потеря времени?
Проведя более 2500 часов консультаций для руководителей и собственников разных компаний, мы убедились на практике, что мышление собственника - ключевой момент в развитии компании. А потеря времени приводит к отсутствию возможности:
- заниматься стратегией и развитием компании;
- находить ресурсы для самообразования;
- путешествовать и больше общаться со своей семьей.
В 78% случаев, если не предпринимать никаких действий, - все остается на том же уровне.
Рано или поздно это приведет к выгоранию собственника и потере контроля над бизнесом: не будет понимания, в какую сторону двигаться, команда станет неуправляемой и потеряет мотивацию эффективно работать, все ключевые показатели компании будут снижаться.
К тому же из-за отсутствия фокуса на стратегии развития и постоянном погружении собственника в операционку, внешние факторы шаг за шагом разрушают бизнес. Недобросовестные партнеры, нечестная конкуренция, черные PR-акции, быстрая смена спроса на рынке и т.п. - владелец бизнеса просто не замечает всего этого и в результате полностью теряет контроль над ситуацией.
А утрата контроля, отсутствие времени и сил у собственника на “спасение” бизнеса приводит к огромным финансовым потерям, а иногда и к закрытию компании.
Как проявляется хаосность, отсутствие системности в компании?
Всё просто: вы сами покупаете калькуляторы в компанию, печатаете бухгалтерские счета и отправляете их клиентам, сами ищите таргетологов, других специалистов, отвечаете на все входящие звонки и заявки. В итоге не остается времени, чтобы собирать и анализировать расходы компании. Знакомая ситуация?
Подобное состояние хаосности может сформироваться на этапах масштабирования компании: когда или Вы, или компания готовы к росту.
Однако говорить о 100% выходе собственника из операционки сейчас не имеет смысла. Потому что владелец компании и есть создатель “хаоса”, то есть он выступает как носитель всех бизнес-процессов и понимает, какая команда под них нужна. И если затем он полностью отдает управление своим заместителям/директорам, то теряет контроль над своей компанией. Она для него становится “чужой”. Поэтому он все равно должен сохранять за собой ключевые рычаги управления и быть всегда в курсе операционки.
В любом случае вся система и системное управление строятся постепенно и этот процесс должен проходить последовательно. Некоторые действия необходимо предпринимать уже с первых шагов построения своей компании.
Одно точно - нельзя приступать к автоматизации, пока не выстроена система. А это очень часто встречающаяся ошибка многих руководителей.
С чего начать?
Первое, на что нужно обратить внимание, это наличие тех инструментов управления, которые должны быть на подкорке у любого руководителя, независимо от продукта и сферы деятельности компании.
Начинается всё со стратегии, и далее идут шаги, связанные с планированием. Часто это недооценивается в теории и на практике. Мы же с уверенностью можем сказать, что это один из ключевых моментов, из-за которого многие собственники не делают следующий шаг. Они его просто не видят.
На примере клиентов нашей компании можем сказать, что плюс 35% в карму появляется у тех, кто правильно зафиксировал стратегию.
Второе - это инструментарий работы с командой, начиная с отбора, удержания сотрудника, заканчивая его развитием внутри команды. И не забываем о мотивации, которая является важной составляющей в работе любого специалиста.
Не стоит недооценивать и процесс организации работы команды, то есть ее “систематизацию”. В инструментарий входят функциональные обязанности, дашборды, KPI, система регламентов и инструкций. Их, конечно, должно быть ограниченное количество, но это необходимая задача, которую должен выполнить владелец компании.
Собственно, созданный инструментарий системного управления, - это ничто иное, как рычаг контроля. Без него у Вас просто нет шансов долго продержаться на плаву предпринимательской деятельности. Оцифровка - вот тот фундамент, который лежит в основе всех процессов.
Итак, самое главное, что должен понять предприниматель, - вовремя задуматься о состоянии своей компании и причинах, почему цели не достигаются. А для этого нужно провести первичный самоаудит:
- определить, на каком этапе находится компания;
- найти самые “узкие горлышки” и начать с ними разбираться;
- проработать себя и свои личные цели.
А далее, исходя из вышеуказанных пунктов, необходимо в отдельности проработать каждый из блоков системного управления.
Больше информации по всем инструментам управления и высвобождению времени для развития себя и своих компаний мы будем раскрывать в отдельных статьях и в нашем Telegram-канале