Социальное предпринимательство в России

Социальное предпринимательство в России

Социальное предпринимательство — что это, каковы его основные отличие от коммерции в классическом трактовании этого термина?

Суть социального предпринимательства, и вместе с тем — основное его отличие от классической коммерции, заключается в его направленности — если обычный бизнес первоочередно нацелен на получение прибыли с последующим распределением ее между акционерами, менеджментом и сотрудниками предприятия, а также с частичным рефинансированием, то первостепенной задачей социального предпринимательства является выполнение определенной миссии, которая так или иначе полезна обществу.

Вместе с этим следует обратить внимание на возможность получения прибыли в коммерческих компаниях, относящих себя к социально-ориентированным — но полученные средства не идут акционерам (владельцам) предприятия, а направляются на развитие организации (иначе говоря осуществляется реинвест 70-90% прибыли — за вычетом налогов и выплаты з/п персоналу). Хотя и здесь все далеко не однозначно, потому как существует несколько направлений социального предпринимательства — а соответственно, и несколько вариантов финансирования проектов и распределения прибыли:

1. Чисто некоммерческие организации. Например — благотворительный фонд «Ашока», который финансирует другие социальные проекты, причем как начинающие, так и весьма солидные.

2. Гибридные формы социального предпринимательства. В первую очередь здесь необходимо упомянуть крупнейшие социальные сети, такие как Facebook и Instagram. Основной концепцией этих проектов стало повышение коммуникативных возможностей между людьми, однако уже через некоторое время, благодаря высокой посещаемости, социальные сети стали универсальными рекламными площадками и позволили своим создателям получать колоссальные доходы (а Instagramизначально вообще не планировали модернизировать). То есть, в данном случае показано удачное сочетание коммерческого проекта и социальной миссии.

3. Коммерческие организации, открывающие параллельно со своей деятельностью проекты с социальной направленностью. Здесь можно в качестве примера привести практически любую крупную корпорацию, потому как они практически все открывают всевозможные благотворительные фонды. Другой вопрос — это истинная цель реализации проектов в данном случае. Все дело в том, что большинство таких социально направленных проектов создаются либо для «отмывания» денежных средств, либо с целью пиара. Но тем не менее, социальной составляющей из них никто не убирал, и пользу обществу они приносят немалую.

4. Венчурные некоммерческие фонды, основной целью которых является финансирование стартапов, имеющий в той или иной степени социальную направленность.

Социальный бизнес в России

Если в странах Запада социальное предпринимательство является достаточно распространенным явлением, приносящим выгоду всем — и самим бизнесменам, и обществу и правительству, то в России бизнес, направленный в первую очередь на реализацию той или иной социальной миссии, пребывает в «зародышевом» состоянии, причем из-за значительных экономических проблем все идет к тому, что ближайшее время ситуация никоим образом не изменится. Нет, есть много благотворительных фондов, индивидуальных предпринимателей, разрабатывающих мобильные приложения, которые позволяют детям лучше усваивать школьный материал, а также организаций покрупнее, которые реализуют важные социальные задачи, связанные в первую очередь с экологическими проблемами, однако альтруистический бизнес в России не пользуется особой популярностью. Единственной серьезной организацией некоммерческого плана является Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основанный еще в 2007 году Вагитом Аликеровым. Основной миссией фонда является помощь в создании бизнеса людям, судьбе которых не позавидуешь — это вдовы, матери — одиночки, инвалиды, ветераны войн и все те, кто по объективным причинам нуждается в помощи, а тем более — в начале своей предпринимательской деятельности.

Что движет предпринимателями, реализующими социальные проекты?

Мотивы, которые движут бизнесменом, решившим создать коммерческий проект, имеющий социальную направленность, могут быть самыми разными:

1. Желание сделать это мир лучше. Достаточно расплывчатая мотивация, но тем не менее, она подтверждает свою высокую результативность. Многие американские и английские предприниматели действительно делают этот мир лучше, повышая уровень образованности населения, улучшая материально-бытовые условия нуждающихся и реализуя важные проекты в области здравоохранения. При этом они возможно и не получают непосредственной выгоды, зато формируют себе положительный имидж «капиталиста с человеческим лицом», доброго филантропа и вообще — хорошего человека. Кстати сказать, именно такой подход является лучшим пиаром в политической карьере...

2. Пиар компания. В некоторых случаях бизнесмен изначально стремится заполучить имидж, а не изменить мир к лучшему, потому и создает «социально направленный проект» на время. Но даже это лучше, чем ничего!

3. Легализация доходов, полученных незаконным путем. К сожалению, множество благотворительных фондов существуют только лишь для отмывки денег, особенно в России.

Социально-ориентированные предпринимательство и франчайзинг

Мы наблюдаем явный тренд роста интереса к социальному предпринимательству со стороны бизнес сообщества. На рынке появилось множество успешных франшиз с социальной направленностью, начиная от дошкольных развивающих центров, сети которых насчитывают несколько сотен филиалов, заканчивая домами престарелых, причем наличие последних явно демонстрирует готовность российских предпринимателей инвестировать в социальное предпринимательство.

Для развития социально-ориентированного проекта лучший выбор - франчайзинг. Для этого мы создали систему упаковки франшиз с гарантией продаж, что будет полезно социальным предпринимателям для их проектов

Александр Маркеев, Упаковка франшизы - Центр Развития Франчайзинга
5
7 комментариев