Совкомфлот – российская компания, которая занимается морской транспортировкой нефти и газа, а также обслуживанием шельфовой разведки. Название происходит от словосочетания «современный коммерческий флот» и не имеет никакого отношения к Советскому Союзу😊
Структура акционерного капитала
IPO Совкомфлота было произведено в 2020 году и вошло в число наиболее неудачных в современной российской истории. До IPO 100% акций принадлежало государству. В ходе приватизации РФ планировала оставить себе 75% + 1 акция. Однако в итоге удалось разместить чуть больше 20% акций вместо планируемых 25%.
Сразу после IPO акции резко упали: с 105 рублей (цена размещения) до 93,5 рублей к концу 2020 года.
В ноябре 2020 года андеррайтеры исполнили пут-опцион в отношении 37,2 млн акций по 99,6 рублей, чтобы стабилизировать падение, но это не помогло.
К концу 2021 года акции упали уже до 76,92 рублей (–26,74% с момента IPO), к концу 2022 – до 38,35 рублей (–63,5%). При этом в октябре 2022 акции Совкомфлота падали до рекордного минимума в 29,92 рублей (–71,5%).
Сейчас акции немного подросли и торгуются за 45 рублей, но это всё ещё убыток с момента IPO (–57%).
В общем, Совкомфлот стал аналогом народного IPO ВТБ, «прогремевшего» в 00-х годах. Честно говоря, я не совсем понимаю людей, покупавших в 2020 году акции Совкомфлота с двузначными мультипликаторами, однозначной дивидендной доходностью и навесом нефтяного кризиса 2020-го года. На мой взгляд, тогда стоило продавать акции в 2-2,5 раза дешевле – это больше бы соответствовало справедливой стоимости. Но что произошло – то произошло.
На сегодняшний день контролирующим акционером Совкомфлота является Российская Федерация, ей принадлежит 82,8% акций. Ещё 1,6% составляет квазиказначейский пакет, принадлежащий дочке – СКФ Арктика. 15,6% акций находятся в свободном обращении и доступные на покупке на Мосбирже по тикеру FLOT.
Структура выручки
Совкомфлот зарабатывает на 5 основных направлениях:
1. Транспортировка сырой нефти. Сегмент даёт около 37% выручки, операционная рентабельность – 42%
2. Транспортировка нефтепродуктов. Даёт 17,5% выручки, но операционная рентабельность самая маленькая – 31%
3. Перевозка газа (в основном, СПГ). 12,3% выручки, опер. рентабельность направления – 54%. Совкомфлот в своей стратегии развития предусматривает долгосрочный рост именно этого направления. Планируется, что к 2025 году перевозки СПГ будут давать не менее 15% выручки.
4. Шельфовые проекты, в т.ч. транспортировка оборудования. Примерно 29,2% выручки, операционная рентабельность направления 38%. В последние два-три года Совкомфлот активно включался в работу по разработке шельфовых месторождений, поэтому это направление начало приносить наибольшую часть выручки. Однако рентабельность сегмента постепенно снижается по мере роста объёмов грузоперевозок.
5. Прочие проекты, включая геологоразведку, исследования, сейсмографию и т.д. Это даёт только 4% выручки, операционную рентабельность компания не раскрывает.
Доход Совкомфлота формируется путём фрахта – т.е. предоставления судов, оборудования и экипажа для выполнения одного или нескольких рейсов. Сейчас доля долгосрочного фрахта составляет около 15-17%, в стратегии-2025 планируется к 2025 году довести эту долю до 40-50%.
Крупнейшими клиентами Совкомфлота являются как российские, так и иностранные компании, в числе них: Газпром, Новатэк, Сахалин Энерджи, Лукойл, Сибур, Ямал СПГ, Exxon Mobile, Shell, Total, PetroChina. Иностранные компании в 2021 году давали около 50% выручки. Как сейчас обстоят дела с иностранными компаниями в условиях санкций – неизвестно.
Однако Совкомфлот значительно нарастил объёмы грузоперевозок в Азию (главным образом – Китай) и сократил поездки в Европу, США и Австралию.
Чтобы уберечься от санкций и продолжать принимать платежи, Совкомфлот перенёс часть своего бизнеса в Дубай. Кроме того, теневой флот никто не отменял.
Сколько судов у компании
Ссылки на свежие обзоры :
Обзор Интер РАО — t.me/investassistance/1322
Обзор Газпромнефть — t.me/investassistance/1313
Обзор Татнефть — https://t.me/investassistance/1303
Краткий обзор Башнефть — https://t.me/investassistance/1293
Обзор СургутНефтегаз — https://t.me/investassistance/1297
Обзор Инарктика - https://t.me/investassistance/1282
Обзор Роснефть - https://t.me/investassistance/1275
Обзор Алросы - https://t.me/investassistance/1263
Обзор Полюс — t.me/investassistance/1112
Обзор Полиметалл — t.me/investassistance/1080
Обзор Норникель - https://t.me/investassistance/1252
Обзор Лукойла - https://t.me/investassistance/1230
Обзор Новатэк — t.me/investassistance/1212
Обзор Сегежи — t.me/investassistance/1205
Обзор Мечел — t.me/investassistance/1162
Обзор Распадская — t.me/investassistance/1181
Обзор Банк Санкт-Петербург — t.me/investassistance/1185
Обзор Сбербанк — t.me/investassistance/1123
Обзор Тинькофф — t.me/investassistance/1103
Обзор ДВМП — t.me/investassistance/1142
Обзор Магнит — t.me/investassistance/1095
Обзор ФосАгро — t.me/investassistance/1067
Обзор МТС— t.me/investassistance/1055
Обзор Белуга — t.me/investassistance/1021
Обзор Х5 Group — t.me/investassistance/1013
Обзор Ozon — t.me/investassistance/1083
Обзор Positive — t.me/investassistance/1032