🏗Самолёт – один из крупнейших российских застройщиков. Основную деятельность ведёт в Московской области. В 2021 году компания начала сотрудничать с СПб Реновация, начав строительство под своим брендом в Ленинградской области, в 2022 – в Екатеринбурге и Тюмени. Рассмотрим, чем Самолёт отличается от других застройщиков и стоит ли инвестировать в его акции.
🏢Бизнес-модель Самолёта
У Самолёта очень необычная бизнес-модель, которую компания сама называет Asset Light: компания занимается проектированием, маркетингом, продажами, но не занимается непосредственно строительством – его отдают на аутсорс сторонним компаниям. Таким образом Самолёт снижает рыночные риски и экономит на расходах.
🏘Строительство Самолёт ведёт комплексно, возводя не отдельные здания, а целые микрорайоны, средняя площадь которых составляет 300 тысяч квадратов и имеет всю необходимую для проживания инфраструктуру: магазины, детские сады, больницы, школы и т.д.
Кроме того, до 30% квартир сдаются сразу меблированными: Самолёт предоставляет жильё «под ключ». В 2022 году компании удалось купить несколько фабрик Икеи, где и производится необходимая мебель.
На конец 2022 года земельный банк компании составлял 34,2 млн кв. м, внешние активы оценивались в 417 млрд рублей, а портфель проектов – в 363 млрд.
Несмотря на то, что формально Самолёт работает более чем в 10 городах 4 областей, большую часть выручки, а именно – 88%, Самолёт получает в Московской области. При этом за 2021 год в регионе выручка выросла на 85%. Сейчас доля Самолёта в Московском регионе составляет 17% (в прошлом году – 12%).
🏆Самолёт, кстати, именно в 2021 году был признан самым быстрорастущим девелопером России.
88% продаж приходится на ипотеку. Следовательно, увеличение ставок по ипотеке или ужесточение порядка отбора заявок может самым прямым образом отразиться на финансовом состоянии застройщика.
💰Акционерный капитал
Крупнейшим акционером компании является член комитета совета директоров по аудиту и финансам Павел Голубков. Через кипрскую компанию DORSTAGEN LIMITED он владеет 33,1% акций, а через закрытый инвестиционный комбинированный фонд «Проектный» – ещё 12,2% акций.
Основателю компании Михаилу Кенину принадлежит 30,9% акций, его дочери Мишель – 4,7% акций.
Большая доля во владении у топ-менеджеров: Игорю Евтушевскому принадлежит 9,3%, Антону Елистратову и Дмитрию Голубкову – по 2,4%.
В свободном обращении после IPO находятся всего 5,1% акций компании.
Что интересно, 28,9% акций дочерней компании ООО «Самолёт две столицы» принадлежат Максиму Воробьёву – тому самому, который является основателем Инарктики и по совместительству – братом губернатора Московской области. Возможно, именно поэтому Самолёт удаётся так лихо расти в области? Или это просто совпадение?
IPO
Самолёт вышел на IPO в 2020 году. Основные владельцы разместили 5,1% акций, т.е. около 3 млн штук, по цене 950 рублей за акцию. Всего компания привлекла 2,9 млрд рублей. Привлечённые деньги планировалось потратить на реализацию новых строительных проектов.
В планах компании было заложено провести SPO в 2023 году с целью доведения free-float до 40%. Насколько будут реализованы эти устремления сейчас – сказать сложно.
В целом IPO для застройщика оказалось удачным. Первые три месяца цена двигалась в коридоре 900-1000 рублей, но уже с начала 2021 года наметился резкий рост. В сентябре 2021 года цена достигла пика – 5780 рублей, но впоследствии снижалась.
Текущая стоимость акции – 2529 рублей, почти на 165% выше цены размещения.
Финансовые результаты
Выручка компании, если смотреть по годам, резко растёт:
2017 – 42,44 млрд рублей
2018 – 38,71
2019 – 51,14
2020 – 60,2
2021 – 93,01
2022 – 194,9
Это связано с резким ростом операционных показателей. Для сравнения: в 2019 году было продано 475 тысяч квадратов жилья, а в 2022 – уже 1067. При этом стоимость недвижимости в Московской области, начиная с 2017 года, выросла в среднем на 12% в год. Таким образом, Самолёт оказался в самом тренде роста цен на недвижимость.
С прибылью такого стабильного роста нет, что связано с масштабными инвестициями и активным расширением:
2017 – 3,5 млрд рублей
2018 – 2,4
2019 – 0,86
2020 – 3,23
2021 – 6,53
2022 – 22,2
Свободный денежный поток периодически оказывается отрицательным: в 2018 и 2021 году. Это связано с ростом капитальных затрат на расширение.
Самолёт сейчас – история роста, поэтому компания активно вкладывается в расширение, отгрызая кусок пирога у более мощных и известных публичных конкурентов: ПИК и ЛСР.
Обзор Совкомфлот - https://t.me/investassistance/1339
Обзор Интер РАО — t.me/investassistance/1322
Обзор Газпромнефть — t.me/investassistance/1313
Обзор Татнефть — https://t.me/investassistance/1303
Краткий обзор Башнефть — https://t.me/investassistance/1293
Обзор СургутНефтегаз — https://t.me/investassistance/1297
Обзор Инарктика - https://t.me/investassistance/1282
Обзор Роснефть - https://t.me/investassistance/1275
Обзор Алросы - https://t.me/investassistance/1263
Обзор Полюс — t.me/investassistance/1112
Обзор Полиметалл — t.me/investassistance/1080
Обзор Норникель - https://t.me/investassistance/1252
Обзор Лукойла - https://t.me/investassistance/1230
Обзор Новатэк — t.me/investassistance/1212
Обзор Сегежи — t.me/investassistance/1205
Обзор Мечел — t.me/investassistance/1162
Обзор Распадская — t.me/investassistance/1181
Обзор Банк Санкт-Петербург — t.me/investassistance/1185
Обзор Сбербанк — t.me/investassistance/1123
Обзор Тинькофф — t.me/investassistance/1103
Обзор ДВМП — t.me/investassistance/1142
Обзор Магнит — t.me/investassistance/1095
Обзор ФосАгро — t.me/investassistance/1067
Обзор МТС— t.me/investassistance/1055
Обзор Белуга — t.me/investassistance/1021
Обзор Х5 Group — t.me/investassistance/1013
Обзор Ozon — t.me/investassistance/1083
Обзор Positive — t.me/investassistance/1032