Рассказали, из чего состоит магазин розничной торговли
Мы в Энтерсайте разрабатываем товароучётную систему, и замечаем то, что будущие владельцы магазинов обычно не берут во внимание или не знают. Эта статья о том, как устроен розничный магазин повседневных товаров в России.
Роли людей в торговле, можно разделить на тех, кто что-то покупает и на тех, кто что-то продаёт. Мы обеспечиваем связь между этими двумя мирами — создаём сервис, который позволяет управлять оборудованием и процессами магазина.
За привычными для покупателей вещами скрываются сложные многоуровневые процессы. Чтобы понять, что такое современный магазин, надо посмотреть на него с точки зрения владельца, персонала, покупателей и государства. Давайте разберёемся, с чего начинается магазин и как им можно управлять.
Что такое магазин
Магазин — это предприятие розничной торговли с постоянным местом расположения. Интернет-магазин и даркстор тоже магазины, так как они имеют постоянный адрес и не перемещаются с места на место, в отличие от ярмарок или фургончиков с мороженым.
Магазин по ГОСТ Р 51303-2013 это: «Стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения».
Концепция магазина
Разработка бизнес-идеи об открытии продуктового магазина начинается с выбора концепции. Можно открыть магазин по франшизе или открыть магазин с нуля.
Предприниматель, работающий по франшизе, имеет право вести деятельность под именем бренда и использовать его технологии. Преимущества франшиз в том, что они снимают с владельца заботы о маркетинговом продвижении, формировании уникального образа и фирменного стиля, поиска целевой аудитории.
Предприниматель, открывающий магазин с нуля, сам придумывает его концепцию, находит и привлекает будущих покупателей, организовывает работу с поставщиками, набирает персонал и закупает торговое оборудование.
Сейчас открытие розничного продуктового магазина больше похоже на сборку модели из деталей конструктора. Магазин по франшизе собирается по готовой схеме из определённого набора деталей. Магазин с нуля, можно сравнить, с изобретением заново вещи, которая уже существует.
Форматы магазинов и формы торговли
Магазины можно разделить по десяткам критериев. В этой статье нам важны формат магазина и форма торговли, потому что от них зависит устройство магазина.
Чем меньше магазин, тем проще он устроен. Самый маленький и простой магазин — вендинг машина, самый крупный и сложный — гипермаркет.
Формат зависит от того, что магазин продаёт, в каком месте и кому.
Под форматом розничного магазина чаще всего подразумевают набор параметров: какую площадь занимает магазин, какое количество видов товаров у него в ассортименте, сколько людей работает в конкретном магазине и как покупатели могут с ним взаимодействовать.
Основные форматы магазинов розничной торговли:
• минимаркет — магазин небольшого размера с минимальным набором товаров первой необходимости;
• универмаг — традиционный формат магазина с прилавками и отделами; — гастроном — магазин, торгующий только продуктами питания;
• дискаунтер — магазин самообслуживания с уникальным ассортиментом и сниженными ценами;
• супермаркет — магазин самообслуживания со стандартным ассортиментом товаров массового потребления;
• гипермаркет — магазин самообслуживания с внушительным ассортиментом, большим запасом товаров на полках и на складе;
• кэш-энд-керри — отличается от гипермаркета тем, что продаёт товар не поштучно, а упаковками, коробками, пайками.
В розничном магазине формат и форма торговли зависят друг от друга. Форма торговли описывает каким образом что-то продаётся, например, как покупатель может выбрать товар, оплатить его и получить.
Вот несколько характерных организационных форм торговли для розничных магазинов:
• торговля через прилавок, когда продавец набирает товары, взвешивает их, упаковывает и передаёт покупателю после оплаты;
• магазины самообслуживания, где покупатели сами берут товары с полок магазина и оплачивают их на кассе;
• комбинация магазина и кафе, например, булочная со столиками и кофемашиной;
• онлайн-магазин с доставкой, который выставляет товары на интернет-странице или в приложении;
• даркстор, который не имеет физически доступного для покупателей пространства с товарами.
Компоненты розничного магазина
Все участники торгового процесса видят магазин со своей точки зрения. Своё видение магазина есть и у маркетолога, системного администратора и у бухгалтера.
Главные участники торгового процесса — покупатели. Для них магазин — это полки с разными видами товаров, акции, бонусная система, продукты, которые они привыкли покупать в этом магазине, персонал и обслуживание.
Для персонала магазин — это место работы, где каждый знает свой отдельный участок, отвечает за выполнение определённой работы и планов. Для государства магазин — это налоги, отчисления в пенсионный фонд, рабочие места, внутренняя экономика и инфраструктура.
Владелец видит магазин, как сумму частей, и постоянно работает над тем, чтобы эти части синхронизировать. Магазин, с его точки зрения, выглядит так:
• покупатели;
• персонал;
• товары;
• оборудование;
• маркетинг;
• поставщики;
• закупки;
• документы;
• товароучёт;
• эквайринг и инкассация;
• отчётность для государства;
• торговая площадь и имущество;
• прибыль.
Для разработчиков Энтерсайта магазин — система со своей структурой и зависимостями:
а) это компоненты, которые связаны друг с другом. От того, как построено взаимодействие компонентов системы зависит, насколько управляемыми будут процессы в магазине;
б) это процессы, которые регулярно повторяются. Работу магазина можно представить как цепочку процессов, где окончание одного процесса запускает другой, а окончание цепочки процессов запускает цикл заново.
Как управлять магазином
Давным-давно, можно было справиться с магазином, имея только калькулятор и блокнот. Сейчас, без системы товароучёта, невозможно управлять магазином с количеством единиц товаров складского учёта больше 1000.
Для управления торговыми предприятиями есть специальное оборудование и программное обеспечение. Современные системы позволяют управлять магазином новичкам и экспертам. Товароучётные системы позволяют логично организовать торговые процессы, автоматизируют работу с документами, контролируют сроки годности продукции, помогают сократить потери прибыли от товарооборота.
Товароучётные системы дают торговому предприятию конкурентное преимущество. Управление магазином, в котором все компоненты связаны, становится проще, сотрудникам такого магазина не нужна высокая квалификация.
Заключение
Единичный магазин и небольшая торговая сеть состоят из компонентов, соединённых между собой в систему. От того, как выстроена эта система зависит прибыль магазина. Сейчас магазин может открыть человек без опыта в торговле. Новые сервисы удовлетворяют потребности предпринимателей по аналитике, ведению отчётности и управлению персоналом.
На первый взгляд кажется, что условия торговли только усложняются, и пока вы изучаете что-то одно, появляется несколько новых изменений. Мы хотим доказать своим пользователям обратное: тому, кто собирается открыть магазин, не надо быть всезнающим и вездесущим — в системе Энтерсайт всё упрощено и интуитивно понятно, процессы автоматизированы и выполняются программой.
Системы товароучёта могут быть спроектированы так, чтобы новым пользователям, не приходилось вникать в происходящее, и проходить долгое обучение по работе с ПО. В нашей системе неквалифицированный персонал может разобраться самостоятельно.
Многие процессы в современных розничных магазинах можно контролировать удалённо. О том, какие это процессы и как с ними взаимодействуют современные системы товароучёта, мы будем рассказывать в блоге.
Получите 14 дней бесплатного доступа к товароучётной системе Энтерсайт