6 этапов разработки лендинга, о которых обязательно нужно знать заказчику
Всем привет! На связи вновь Юлия Чмыхало — руководитель Digital-агентства “Клиенты Здесь”. В прошлый раз мы обсудили, как сформировать УТП (уникальное торговое предложение) для лендинга, сайта или презентации, когда “все как у всех”. Кто еще не успел ознакомиться, милости прошу :-)
А сегодня я хочу немного погрузить вас в процесс разработки одностраничника.
Почему я затронула эту тему? Все просто. Не смогла сдержаться после очередного баннера в Директе “О разработке лендинга под ключ за 4 часа”...
Давайте разберемся, почему нельзя разработать продающий одностраничник “не отходя от кассы”. И тут же закроем вопрос, почему цена на лендинги варьируется в пределах от 3000 до 1 000 000 руб. Не верите? Смотрите сами)
Нужен “лендинг на вчера” ....
Желание многих клиентов — сделать лендинг “еще вчера”.
Почти каждый третий заказчик информирует нас о том, что ему требуется экспресс-разработка. Так как: “Весна…”, “Нужно срочно запускаться…”, “Конкуренты проснулись…”, "Мы долго сомневались, а теперь надо срочно"... :-)
Нужно понимать, что разработка лендинга — это сложный процесс, а не какой-то там “халам-балам”.
Этапы создания одностраничника четко определены. Поэтому спешка приведет к снижению качества (под которым понимаем продающие свойства, или конверсию).
Если делать хорошо, нужно делать с детальной маркетинговой проработкой. А это не меньше, чем 14 рабочих дней.
Это при том условии, что клиент:
- Оперативно реагирует на запросы разработчика (заполнение брифа, уточнение деталей по бизнес-процессам);
- Оперативно согласовывает каждый этап работ (налаженная коммуникация без простоев);
- Не отклоняется от цели (не меняет товар/услугу/целевую аудиторию в процессе разработки). Да, и такое бывает :-)
А теперь вернемся к многострадальному баннеру. “О разработке лендинга под ключ за 4 часа”. Какая здесь проработка? Наверное, такая же, как и будущий результат… То есть нулевой.
Итак, вывод сделали. Спешить нельзя. Зачем вам нужен нерабочий, но быстрый лендинг, сделанный “на коленке”. А теперь перейдем к этапам.
Этап-1 Аудит компании
Аудит компании производится в два этапа.
- Сперва клиент заполняет бриф (техническое задание), который содержит наводящие вопросы для первичного изучения специфики бизнеса и погружения в рабочие процессы.
- Далее мы созваниваемся , чтобы проработать каждый момент и уточнить информацию. Именно в ходе живой беседы находятся те самые “изюминки” компании, а также придумываются новые идеи, которые делают лендинг пр.
Я считаю, что хорошие специалисты должны не только уметь "упаковывать" то, что есть у клиента, но и предлагать свои идеи, которые отчасти бывают в разы ценнее.
Время выполнения этапа: 1-2 дня
Этап-2 Изучение конкурентов
Разработка лендинга без конкурентного анализа, как хождение по краю с закрытыми глазами. Это может привести к тому, что конкурент спокойно “раздавит” вновь испеченное УТП своим предложением.
Безусловно, в некоторых сферах сложно придумать что-то кардинально новое… В таком случае не стоит изобретать велосипед :-) Ведь можно создать мотоцикл, автомобиль или даже самолёт на его базе. Думаю, вы поняли о чем я… Главное, правильно преподнести смыслы.
В каких-то случаях рационально взять предложение и улучшить его. Чего здесь таить)
Время выполнения этапа: 1 день
Этап-3 Определение потребностей целевой аудитории
Для кого мы создаем лендинг? Конечно, для представителей целевой аудитории. У них есть определенные потребности и "боли", которые мы и закрываем с помощью продвигаемого продукта или услуги.
Поэтому один из важнейших этапов разработки — определение потребностей будущих клиентов. Хотя многие заказчики бьют себя в грудь, что и так все знают...
На самом деле при разработке лендинга нам нужно видеть целевую аудиторию в разрезе. Выглядит это примерно так:
В идеале делать лендинг не просто под ЦА, а под конкретный аватар клиента. Но при таком подходе требуется 1 посадочная страница под 1 аватар (со своими уникальными УТП).
Однако не во всех компаниях:
- Можно определить ярко выраженный аватар клиента;
- Выделен бюджет на разработку нескольких LP.
Поэтому иногда опираемся на общие потребности ЦА.
Время выполнения этапа: 1 день
Этап-4 Разработка структуры (прототипирование)
Мало кто знает, и уже тем более делает на ставку на том, что создание структуры лендинга основывается на страхах, болях, критериях и выгодах клиента.
Именно поэтому мы обязательно делаем шаги 1-3 (маркетинговую проработку), а уже потом приступаем к разработке концепции, которая определяет:
- В каком стиле будет выполнен лендинг;
- Какие блоки он будет содержать;
- Какие смыслы он будет доносить;
- Какой порядок элементов будет присутствовать.
Смыслы — главное в лендинге.
Поэтому на данном этапе маркетолог работает на пределе своих возможностей. Он формирует структуру, в том числе кнопки призыва к действию (call to action), психологические и продающие триггеры доверия, формы захвата и прочие важные элементы.
Ведь если маркетолог ошибется, лендинг может просто не работать, а это значит, что клиент впустую потратит время и деньги.
- Критически важно, чтобы прототип разрабатывал маркетолог, а не копирайтер, дизайнер, программист. Эту ошибку допускают многие разработчики, даже авторитетные.
Время выполнения этапа: 2 дня
Этап-5 Копирайтинг
После того, как структура Landing Page готова, подключается копирайтер, главная задача которого — создать "вкусный" продающий текст.
Знаю по себе, что с первого раза практически невозможно написать лаконичный текст для LP, "бьющий" прямо в цель.
Поэтому сперва получается “сырой” вариант, который затем “причесывается” до требуемого вида. Здесь мы действуем по правилу: “Одна голова хорошо, а две — лучше”. Для этого подключаем к процессу маркетолога и еще нескольких копирайтеров.
Время выполнения этапа: 2 дня
Этап-5 Дизайн
Ну вот... теперь, когда произведена маркетинговая проработка, собрана структура и написан текст, можно поговорить о дизайне.
Вообще для клиентов дизайн — это больная тема.
Стоит в него инвестировать или нет? Есть ли в этом смысл? На этот счет я даже записала отдельное видео на сайте. Смотрите. Но вкратце расскажу.
Мы уже говорили о том, что главное в лендинге — это продающие смыслы. При этом уникальный дизайн позволяет:
- Улучшить восприятие текстовой информации (с помощью технологий управления вниманием в дизайне);
- Повысить узнаваемость бренда (в особенности, если у вас есть фирменный стиль, брендбук);
- Укрепить позиции на рынке;
- Просто утереть нос конкурентам :-) Мол, смотрите, какой у нас LP.
Этап дизайна увеличивает стоимость разработки почти в 2 раза. Это связано с тем, что уникальный макет нужно собрать с нуля, а это увеличивает время работы верстальщика и программиста.
Поэтому, если бюджет ограничен, мы советуем обойтись без уникального дизайна.
В таком случае:
- Сохраняются все предыдущие этапы (в том числе маркетинговая проработка);
- Верстальщик собирает требуемую структуру LP из имеющихся блоков готового шаблона (сохраняя их стилистику);
- Получается доступный лендинг с продающими свойствами.
Но уникальный дизайн никогда не бывает лишним, если позволяет бюджет. В данном случае клиент может изменить все до мельчайших деталей: сдвинуть кнопку правее на несколько миллиметров, выбрать цвет чуть темнее или светлее, изменить оттенок и пр.
Время выполнения этапа: 3 дня
Этап-6 Верстка и тестирование
Данный процесс, как правильно, меньше всего волнует будущего счастливого обладателя лендинга. В верстке клиент зачастую практически ничего не понимает и не видит смысла разбираться. Оно и правильно, делать там нечего :-)
Этим занимается верстальщик, который собирает лендинг с нуля или на основе шаблона, как мы обсуждали ранее.
Время выполнения этапа: 2-4 дня
Завершение разработки
После того как верстка выполнена и клиент проверил все на тестовом сервере, мы переносим LP на “боевой” хостинг и подключаем домен. А дальше дело за настройкой рекламы)
Итого, разработка заняла порядка 14 дней. И это без учета правок.
Напомню, что над проектом трудились:
- Маркетолог;
- Копирайтер;
- Дизайнер;
- Верстальщик;
- Программист.
Это я к плавно подвожу к тому, почему один лендинг стоит 3000 руб., а другой… Чуть больше. Очевидно, что стоимость работы команды квалифицированных экспертов не может стоить 3000 руб. Да и веб-студия не будет работать в убыток с учетом аренды офиса, налогов, инвестиций в привлечение клиентов и пр.
Поэтому одностраничник за 3000 руб., скорее всего, делает 1 человек в течение, как раз таки, обещанных трех-четырех часов :-)
Благодарю, что прочли статью до конца. Надеюсь, она помогла вам разобраться с этапами созданния лендинга.
Кому интересно дружить или получить бесплатную консультацию, стучите в личку в Вконтакте или мессенджерах. Благодарю за внимание и до новых встреч.