Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

Лены младше 35 — вот на ком держится отрасль!

Владимир Старков Сооснователь компании <mark class="cdx-marked-text marked-text"><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmobifitness.ru%2F&postId=69836" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Mobifitness</a></mark>
Владимир Старков Сооснователь компании Mobifitness

5 лет назад мы создали платформу для разработки мобильных приложений для фитнес-клубов. Сейчас эти приложения использует каждый 6-й фитнес-объект в стране, включая спортивные студии, бассейны и школы тенниса, и в них зарегистрировано 193 000 клиентов. Мы решили обобщить их данные и посмотреть конечному пользователю «в лицо» .

У нас получился вполне четкий портрет потребителя фитнес-услуг. Описываю:

Сколько ему?

Типичный обитатель фитнес-центра не старше 34 лет и не моложе 25.

Взрослая молодежь активного трудоспособного возраста, которая может позволить себе траты на клубные карты и к тому же подвержена тренду на красивое тело и ЗОЖ. Таких посетителей почти половина — 42,65%.

Еще 23 % — это люди от 35 до 44 лет. Молодежи от 18 до 24 лет — 18%. 8% — от 45 до 54 лет.

Пожилые любители спорта тоже есть, но их мало: только 3% старше 55 лет.

«Я не вижу предпосылок для увеличения количества пенсионеров в фитнес-клубах. Думаю, ситуация изменится лет через 20, когда нынешние 40-летние выйдут на пенсию.

Сегодня пенсионеры не ходят в клубы по двум причинам. Во-первых, для них это не дешево. Во-вторых, для них это не интересно. В самих клубах нет подходящих форматов. Да и ценности иные у этого поколения. Они привыкли организовывать свой досуг по-другому: выехать на дачу, побыть на природе, сходить в баню.

3% посещающих клубы это, как правило, пенсионеры со спортивным прошлым»

Александр Вишняк

Детей больше, чем пенсионеров — 5%.

«Мы детский фитнес воспринимаем как дополнительную услугу для женщин с детьми. В клубе, как минимум, должна быть детская комната и несколько детских направлений.

Но у нас многие групповые для детей переросли в прибыльные тренировки. Здорово развилась танцевальная студия. Начиналось это просто как доп услуга. В итоге группа сейчас насчитывает 170 детей. Они выезжают на конкурсы. Мама уже может не ходить к нам в клуб, а у ребенка есть коммерческий абонемент»


Мария Виноградова

Интересно, что самый старший из зарегистрированных в клубных приложениях посетитель 1941 года рождения — ему 78 лет. А самому младшему — 5 лет.

Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

Какого он пола?

Сразу несколько источников (ВЦИОМ, РБК) говорят о том, что мужчин и женщин в российских фитнес-клубах половина на половину. Но, если взглянуть на статистику посещений групповых занятий, а не только тренажерного зала, то женщин почти в два раза больше — 73% против 27%.

Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

«В самом фитнес-клубе зачастую мужчин даже больше, но на групповые тренировки они ходят реже. Первая причина — это стереотипы. „Ты мужик, иди качай железо. А под музыку подергаться — женское занятие“. Это самая главная преграда. Вторая — содержание расписания. Если изначально фитнес-клуб делает акцент только на анаэробных программах и программах с танцевальным компонентом типа zumba, то конечно мужчин на этих тренировках будет заведомо меньше. Если в сетке будут превалировать силовые тренировки, то этот показатель можно выровнять»

Муса Закриев

Как его имя?

Мы выяснили, что активнее всего занимаются спортом девушки с именем Елена. Дальше по рейтингу следуют Кати, Оли, Насти и Ани.

Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

Ну а в рейтинге фамилий без сюрпризов — больше всего Ивановых.

Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

Какие тренировки любит больше всего?

В тройке самых посещаемых групповых занятий силовые, не уступает своей популярности йога, затем следуют растяжки. На четвертом месте велотренировки (растет популярность сайклинга), на пятом — интенсивные занятия (кроссфит, табаты и т.д.).

Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

«В нашей сети фитнес-клубов, безусловно, самые популярные занятия — это силовые. Причем среди силовых лучшие по посещаемости это Hot Iron и Body Pump. Чуть меньше людей ходят на „мягкий фитнес“ — это в основном стрейчинг и йога, но не пилатес. И очень популярное направление — это сайкл. Но здесь есть некий эффект дефицита. Потому что сайкл оборудование дорогостоящее, количество мест всегда ограничено. Поэтому запись здесь всегда с избытком»

Олег Матросов

Когда привык тренироваться?

Больше всего людей в в фитнес-клубах, конечно, приходится на послерабочее время — с 18.00 по 20.00 вечера. Еще одна волна активности с 10:00 до 12:00 часов дня. Тем, кто предпочитает заниматься без лишних глаз можно обратить внимание на утреннее окно с 6:00 до 8:00 часов, и на время в середине дня с 14:00 до 16:00. Это самые свободные часы в фитнес-центрах.

Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

«Конечно, люди приходят, как правило, либо до либо после работы. Но есть проблема с посещением групповых и в дневное время. Наши клубы находятся в спальном районе, здесь много мамочек в декрете, неработающих домохозяек. От них есть запрос на тренировки в группах. Но нам не целесообразно приглашать отдельного тренера для 2-4 человек. Мы думаем разрешить эту ситуацию с помощью виртуального тренера — наставника на экране. С его помощью можно запускать групповые для небольших групп каждые пол часа»

Александр Вишняк

«Разгрузить вечернее время непросто. Можно лишь дозаполнить дневное. Мы решаем эту проблему введением разных видов дневных абонементов. Они дешевле, поэтому привлекательнее. Есть карты с утра и до 17:00 ч. Есть с 12:00 и до 17:00 ч. Так заполняем самые пассивные окна»

Мария Виноградова

Как привык записываться на занятия?

Одной из целей исследования было выяснить — насколько тренд взаимодействия с бизнесом через смартфон прижился на фитнес-рынке? Оказалось, что в клубах, имеющих собственное мобильное приложение, 77% клиентов удобнее записываться на занятия именно через него.

Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

28% из тех, кто установил приложение клуба на смартфон, заходят в него ежедневно, 58% - несколько раз в неделю, еще 14% несколько раз в месяц.

Кто он — клиент российского фитнес-клуба? Рассказываем на основе данных 193 тысяч пользователей приложений

Что еще?

Это была наша первая попытка обобщения данных из приложений платформы. По этим цифрам клубам уже сейчас можно сделать выводы:

  • соотнести свою внутреннюю статистику по сегментам посетителей со средней температурой по больнице. Возможно вы лучше остальных научились привлекать возрастных посетителей или прокачали детский фитнес. Делайте это своим преимуществом!
  • сверить рейтинг самых популярных групповых занятий со своим расписанием и внести корректировки
  • сделать взаимодействие клиентов с расписанием удобнее, ориентируясь на статистику по предпочтительным способам записи на групповые занятия

В России около 3,8 млн человек посещают фитнес-центры. Значит, совокупность наших пользователей — это 5% от всего количества и их становится больше. Хорошая выборка для анализа того, что происходит на рынке. Поэтому мы планируем сделать такие статистические отчеты регулярными.

Уже работаем над новой порцией цифр! И ждем мнений в комментариях — какую статистику о потребителях спортивных услуг вам было бы интересно узнать еще?

12
14 комментариев