Оплата услуг со счёта номера телефона популяризовалась в период санкций — вот как она работает
Рассказываем о возможностях мобильных платежей — и о том, чем они выгодны бизнесу.
Рынок электронных платежей в России уникален – уже 10 лет назад проникновение электронных средств платежа в несколько раз превышало аналогичный показатель других развитых стран. В 2020 году по темпам роста безналичных платежей Россия вышла на первое место в мире, а доля безналичной оплаты в розничном обороте достигла 70,3%. Представители швейцарского кантонального банка (BCJ) даже ввели термин, который ярко характеризует уникальность нашего рынка – «русское карточное чудо».
Вместе с экспертом Tele2 разбираемся, как в условиях санкций популяризовался способ оплаты со счета мобильного телефона и как благодаря тенденциям рынка трансформируются операторские услуги.
На сегодняшний день Россия находится в числе лидеров по отказу от наличных и использованию электронных карт и платежей. Введение санкций в 2022 году с одной стороны осложнило дальнейший темп роста, а с другой стороны открыло новые возможности развития системы безналичной оплаты. Что произошло: закрылись каналы оплаты, которыми привыкли расплачиваться россияне; ушли с рынка сами сервисы и иностранные партнеры, которые их предоставляли; некоторые банковские приложения перестали быть доступными для скачивания. Граждане столкнулись с тем, что они не могут пользоваться привычными сервисами или расплачиваться за них.
В сложившейся ситуации российские компании стали разрабатывать или усиливать существующие сервисы оплаты. Tele2 открыла возможность оплачивать те приложения, за которые нельзя больше расплатиться банковской картой, – со счета мобильного телефона. Так, клиенты могут оплачивать зарубежные сервисы, которые ушли из России – например, можно приобрести сертификат в AppStore и оплатить то, что хочет клиент: музыку, хранилище, приложения, игры и другое.
Как это работает:
1. Клиент пополняет баланс своего мобильного номера.
2. Выбирает на странице зарубежных сервисов приложение или контент и заказывает сертификат необходимого номинала через Tele2.
3. Получает SMS-сообщение с кодом подтверждения оплаты, при этом средства за покупку списываются с баланса мобильного телефона.
4. Активирует сертификат в интерфейсе своего устройства и оплачивает им нужные сервисы.
Разрабатывая финансовые сервисы и предоставляя клиентам возможность оплачивать покупки со счета мобильного телефона, мы поддерживаем абонентов и создаем условия для того, чтобы они могли продолжить пользоваться привычными для них приложениями несмотря на санкции.
Второй пример – это услуга Tele2 SOS-банкинг. В прошлом году мы столкнулись с тем, что приложения некоторых банков перестали работать, и клиенты теряли доступ к тем средствам, которые хранились на банковском счете, к возможности совершать пополнения, проводить онлайн-платежи и переводить деньги с карты на карту – это вызвало большой дискомфорт. Какие-то банки быстро принимали решения и выпускали аналоги приложений, в то время как у некоторых компаний такой возможности не было из-за санкций и внутренних ограничений. Запустив SOS-банкинг, Tele2 пришла на помощь как банкам, так и пользователям услуг: мы предложили клиентам всегда оставаться на связи со своим банком и воспользоваться сервисами USSD- и SMS-банкинга.
Абонент вне зависимости от того, работает ли приложение банка, может путем ввода USSD-команды получить доступ к большинству банковских операций. Таким образом клиенты Tele2 могут не беспокоиться о том, что в какой-то момент они не смогут управлять своими средствами.
Сейчас мы подключаем новые банки к сервису, и, если представители банков хотят, чтобы их клиенты не теряли доступ к своим деньгам, мы готовы к сотрудничеству. Первый шаг в заключении партнерства – заполнить анкету на сайте.
Наконец, с помощью счета мобильного телефона можно оплатить транспортные сервисы, благотворительные платежи, страховку и многое другое. Можно сказать, что мобильные платежи – это безопасность и уверенность, а в какую сторону они будут развиваться – подскажут время и обстоятельства. Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится закон о цифровом рубле, что говорит о том, что цифровая валюта скоро войдет в жизнь как физических, так и юридических лиц. В таком случае мы будем реагировать, как всегда, оперативно, чтобы платежи со счета мобильного телефона модернизировались синхронно с развитием цифрового рубля. Уверен, что мы будем в тренде, а наши абоненты первыми начнут пользоваться актуальными инновационными сервисами.
Физические карты теряют популярность
Мы видим, что людям привычнее использовать номер телефона для перевода денег, чем номер пластиковой карты. В целом в сознании людей за телефоном закрепилась ассоциация с платежами и плетежными сервисами: многие прикрепляют платежный стикер, оплачивают покупки через QR-код. SIM-карта теперь тоже не обязательно пластик – Tele2 первым запустила функцию eSIM, которая соответствует всем правилам безопасности и также может служить личностным идентификатором, средством платежа и при этом выполнять свои прямые функции – обеспечивать связь.
Несколько лет назад операторы работали над такими системами, как мобильный билет, когда в SIM-карту встраивается карта «Тройка», и с телефона, который имеет в себе чип NFC, можно было оплатить на турникете средствами с баланса. Запуск сервиса тогда был эффектным – люди еще не привыкли к доступности таких цифровых сервисов. Внутри компании мы видим спрос на финансовые сервисы, проходящие с помощью оплаты через мобильный счет.
Сейчас все переходит в «цифру», и физические карты трансформируются в виртуальные. При этом сам номер телефона стал неким идентификатором личности – инновацией, которая стоит в первом вагоне трендов рынка. Из-за развития мошеннической инфраструктуры совершать микропокупки со счета мобильного телефона становится более безопасно, так как на счете мобильного обычно не хранится много средств – следовательно, риск их потерять гораздо меньше.
Разрабатываем сервисы с опорой на продуктовый подход
При разработке финансовых сервисов в Tele2 мы ориентируемся на синергию нескольких источников: результаты маркетинговых и аналитических исследований, тенденции на рынке и актуальность. С одной стороны, мы проводим фокус-группы, чтобы выяснить потребности клиентов, с другой – тестируем гипотезы, оцениваем спрос и емкость рынка с помощью инструмента Big Data, с третьей – смотрим на рынок и то, что потенциально может пользоваться популярностью. Далее путем брейнштормов мы генерируем новые идеи, оглядываясь на полученные ранее данные.
Мы используем продуктовый подход, а не проектный, то есть мы не запускаем сервис ради запуска сервиса – мы опираемся на результат пилотных проектов, фидбек и потребности клиентов. Пример использования продуктового подхода – Смарт Паркинг – это устройство, которое автоматически оплачивает городские парковки. Гаджет содержит в себе SIM-карту, подключается к интернету и спутникам. Устройство определяет, когда клиент остановился в зоне платной парковки, понимает, сколько стоит парковка, списывает деньги со встроенной SIM-карты и возвращает сдачу, когда клиент покинул зону.
Мы приняли решение о разработке гаджета следующим способом: провели исследование рынка и аналитику нашего текущего массива данных и заметили интересное пересечение – порядка 35% клиентов, то есть более трети, забывают завершить парковку и переплачивают. Смарт Паркинг позволяет не только удобно парковаться, но и экономить средства – деньги за неистраченный час возвращаются в качестве сдачи.
С момента запуска продукта прошло более года, мы провели большой и качественный ресерч среди тех, кто успел воспользоваться гаджетом, а также опрашивали людей, которые не знакомы с сервисом. От клиентов мы получили хорошую обратную связь – сервис востребованный и удобный. Вся партия, которая была произведена для первого этапа запуска сервиса, распродана. При этом мы проанализировали данные от тех, кто не является пользователем, и приняли решение усовершенствовать гаджет – теперь он станет еще более удобным. На данный момент мы принимаем предзаказ на новую итерацию сервиса. В скором времени наши клиенты смогут опробовать обновленный сервис и поделиться своим мнением.
Наличие финансовых сервисов дает большую пользу оператору как бизнесу
Мы налаживаем сотрудничество с банковскими системами и банками, которые выступают посредниками в процессе оплаты со счета мобильного телефона. В отличие от других операторов мы не ограничиваемся сотрудничеством с конкретными банками, а добавляем партнера в тот или иной сервис на конкурсной основе. Tele2 выбирает те банки, которые удовлетворяют техническим потребностями для того или иного сервиса и готовы запустить продукт в короткий срок.
Наличие у оператора финансовых сервисов позволяет увеличить три важных для бизнеса показателя:
1. NPS – готовность советовать компанию другим пользователям. В перспективе NPS обеспечивает рост других ключевых показателей, но главное – показывает лояльность клиентов, их желание оставаться с компанией дальше. Мы следим за обращениями и вопросами, внимательно прислушиваемся к ним и стремимся к высокому росту NPS во всех сервисах.
2. ARPU – когда абонент начинает пользоваться услугами, он держит больше средств на балансе. Польза для бизнеса – повышение активности сотрудничества абонента и оператора. Клиенты еще сильнее любят своего оператора, когда он открывает новые возможности и оказывает услуги, которые соответствуют жизненному стилю конкретного человека.
3. Доход компании. Главным образом мы зарабатываем на сотрудничестве с партнерами. Подавляющее большинство сервисов предоставляются без комиссии, потому что партнер делится процентом с оператором за то, что мы привели дополнительных клиентов на его платформу. Это выгодно для всех: клиенты не переплачивают, партнеры получают новых клиентов и делают за это рыночное вознаграждение, а мы, как бизнес, увеличиваем свой доход. Так, чем больше у нас сервисов, тем больше партнеров и, соответственно, дохода.
Финансовые и инновационные сервисы Tele2 развиваются согласно потребностям клиента и ростом спроса. Мы видим, как рынок операторов трансформируется, и компании расширяют свои услуги, чтобы укреплять контакт с клиентом, оставаться удобным и покрывать спрос большего сегмента целевой аудитории. Сейчас мы в Tele2 активно развиваем партнерство, чтобы предоставлять широкий набор сервисов, которых можно оплатить со счета мобильного телефона и не только. Время покажет, как цифровой рубль будет входить в нашу жизнь, но мы уверены, что финансовые сервисы – это твёрдая база и для построения долгосрочных партнерств в бизнесе, и для оказания самых актуальных услуг клиентам.