Миллион на ветер каждый месяц: как управляющая компания сливала бюджет на колл-центр, а жильцы продолжали писать жалобы
В офисах управляющей компании ЖК образовались очереди. Руководство сетовало на некачественную работу менеджеров по работе с клиентами. Мы нашли причину и за две недели внедрили бизнес-процесс, который решил проблему почти без инвестиций.
Участники кейса
Диспетчерская служба управляющей компании жилого комплекса.
- Proptech-студия Startum — помогаем девелоперам повышать ценность недвижимости с помощью digital-решений в инфраструктуре и клиентском сервисе. Мы за продуктовый подход, поэтому проверяем жизнеспособность любой идеи до ее внедрения.
Ситуация
В офисах управляющей компании ЖК появились очереди. Руководство компании было уверено в том, что данная проблема связана с некорректной работой менеджеров по работе с клиентами. Руководитель УК обратился в Startum с просьбой проверить работу менеджеров и разобраться, в чем причина недовольства жильцов и очередей в офисе УК.
Решение
Этап 1. Аналитика и исследование
Мы собрали информацию о проблемах жителей и бизнес-процессах в УК.
- Одна из гипотез, которую проверяли на старте, некорректная работа менеджеров. Для этого мы опросили жильцов и выяснили, что они приходят в офис с просьбой устранить бытовые неполадки, а это прямая зона ответственности диспетчерской службы УК.
Следующий шаг — понять, что не так с диспетчерской службой. Сделать это было сложно, потому что жильцы звонили на одноканальный стационарный телефон, а сотрудники УК записывали информацию о заявке в бумажный журнал. Чтобы оценить эффективность работников контакт-центра, мы подключили АТС. Оказалось, что:
95% звонков
Мы изучили, как устроено взаимодействие диспетчеров, жильцов и рабочих, которые выполняют заявки. Благодаря этому смогли описать бизнес-процессы и увидеть их слабые места.
Этап 2. Анализ внутренних процессов
Как выглядел процесс глазами клиента
В каждом ЖК работала телефонная линия, по которой человек звонил, чтобы оставить заявку на ремонт, уборку или получение платной дополнительной услуги. Диспетчер принимал заявку в работу и ориентировал жильца о времени визита мастера.
Как выглядел процесс глазами диспетчера
Каждый диспетчер отвечал за один жилой комплекс. Всего на территории трех ЖК работали 15 человек — по 4 специалиста на каждый комплекс с графиком работы сутки через трое. Плюс один запасной специалист на каждый объект, если какой-то из диспетчеров не сможет выйти на работу.Диспетчер принимал заявку от жителя по телефону, записывал данные в бумажный журнал и дублировал вводные на стикер, затем звонил мастеру и сообщал ему о заявке.
Как выглядел процесс глазами мастера
После разговора по телефону мастер приходил в диспетчерскую, забирал стикер с контактами клиента, брал ключи от объекта, инструменты и шел на работу.
Проблема очередей была острой, поэтому мы работали короткими итерациями
Этап 3. Анализ проблем
В текущей схеме работы диспетчерской мы нашли проблемы, которые негативно влияли на всех участников:
Клиенты теряли время. 95% всех звонков диспетчеры пропускали, на оставшиеся 5% отвечали, в среднем, через 5,5 минут. Клиенты не могли дозвониться до УК и приходили в клиентские офисы, чтобы лично подать заявку.
Диспетчеры работали неэффективно. Сотрудники записывали информацию в бумажный журнал, звонили мастерам и лично отдавали ключи. Из-за этого не успевали принимать другие звонки, а среднее время обработки одной заявки растягивалось до 20 минут.
- Жители не понимали актуальный статус заявки. Из-за отсутствия единой системы сбора заявок и обратной связи от диспетчерской люди не понимали, когда к ним придет мастер.
Застройщик терял деньги. Содержать 15 диспетчеров, которые работают посуточно на отдельных объектах и не пользуются компьютером, было дорого и неэффективно: УК каждый месяц тратила на это до 1 млн рублей.
- Страдала репутация застройщика. Жители были недовольны работой УК и жаловались на медленную обработку заявок.
Этап 4. Исследование рынка
Мы стремились найти решение для всех обозначенных проблем. Параллельно с этим изучали, как такие процессы работают в других колл-центрах и какие диджитал-решения для организации работы УК уже есть на рынке. Знание инструментов помогло нам создать образ желаемого результата.
Этап 5. Решение
Мы сформулировали для себя желаемый результат и требования к метрикам эффективности:
Быстрый ответ на звонок. Время ответа оператора должно составлять не более 10 секунд. Процент потерянных звонков — не выше 5%.
Эффективная работа с заявками. Заявка должна уходить в работу исполнителю сразу в реальном времени. Среднее время выполнения одной заявки мастером — не больше 60 минут.
Эффективное использование ресурсов. Ограниченный штат диспетчеров с необходимым уровнем компетенций вместо 15 низкоквалифицированных кадров.
- Прозрачные процессы. Все участники процесса могут видеть актуальный статус заявки в реальном времени в одном приложении.
- Высокая лояльность жителей. Жители довольны работой диспетчеров управляющей компании, а в клиентских офисах УК нет очередей.
Единственно верным решением, которое мы и предложили застройщику, стала автоматизация бизнес-процессов диспетчерской:
Создание единого колл-центра диспетчерской без привязки к конкретным ЖК.
Сокращение штата сотрудников и обучение персонала работе с новым ПО.
- Внедрение единой CRM-системы для приема обращений, автоматического формирования заявок и постановки задач исполнителям, оценки работы с заявкой и ведения статистики.
- Создание пунктов с ключницами и инвентарем внутри ЖК.
Девелопер поверил в идею автоматизации и согласился пересобрать все бизнес-процессы. У компании были сомнения, что низкоквалифицированные мастера по ремонту смогут перестроиться, но мы смогли убедить застройщика попробовать и взяли на себя ответственность за внедрение.
Этап 6. Внедрение изменений
На разворачивание новых бизнес-процессов мы потратили две недели:
- Закрыли три диспетчерских пункта и сделали единый контакт-центр, который обрабатывал заявки от всех жителей ЖК застройщика.
Сократили количество персонала в контакт-центре и перестроили рабочий график диспетчеров на новый формат: два через два, ночь через день. Сотрудники прошли обучение по работе с новым ПО.
- Автоматизировали процесс обработки заявок в Битрикс24 и интегрировали систему АТС Mango Office — систему выбрали за доступность, скорость и простоту настройки.
Благодаря этому шагу полностью автоматизировали процедуру обработки заявки. Мы завели в систему имена всех диспетчеров и исполнителей. Разработали для диспетчеров новый скрипт.
Как изменились бизнес-процессы
Новый процесс глазами диспетчера
Диспетчер принимает заявку и общается с клиентом по скрипту. Прямо во время разговора заполняет карточку в CRM-системе. Выбирает нужный тип услуги. К этому полю автоматически подтягивается имя соответствующего мастера. При необходимости диспетчер может поменять имя мастера вручную.
Диспетчер заканчивает разговор. В этот момент заявка с уникальным номером уже сформирована в системе. Сразу после окончания разговора диспетчер может принимать новые звонки.
Новый процесс глазами клиента
Клиент звонит по единому номеру, дозванивается до свободного оператора (а если нет — ему перезванивают). Оставляет запрос, сразу после разговора получает sms с номером заявки и статусом. В SMS также фиксируется имя исполнителя и время его визита
Новый процесс глазами мастера
Как только диспетчер сформировал заявку, мастеру в мобильное приложение приходит уведомление с заявкой и контактами клиента. Также у мастера автоматически формируется календарь его занятости благодаря функции бронирования ресурса в Битрикс24. Когда мастер завершает работу по заявке, он нажимает на кнопку в приложении. Клиенту приходит CRM-форма с просьбой подтвердить выполнение заявки и оценить качество работы мастера. Если оценка ниже определенного уровня, с клиентом связываются из отдела контроля качества. Таким образом нам удалось выстроить системную работу с удовлетворенностью жителей услугами управляющей компании.
Во всех ЖК мы также установили небольшие ключницы и организовали станции для хранения инвентаря. Исполнителям больше не нужно никуда ходить — все необходимые ключи и инструменты они берут там, где им назначают заявку.
Этап 7. Оценка результатов
Мы сократили время ожидания ответа до 8 секунд и снизили процент пропущенных звонков до 5%. Если клиент не дожидался ответа, в 100% случаев диспетчеры перезванивали.
Средний срок выполнения одной заявки мастером уменьшился в 4 раза — с 3 часов до 42 минут. Также 88% от всех заявок исполнители выполняли в день поступления: срок переносился только тогда, когда нужна была закупка дополнительных материалов.
- Сократили штат диспетчеров и перестроили их рабочий график, в результате помогли управляющей компании снизить затраты на ФОТ. Расходы на содержание диспетчерской уменьшились на 350 000 рублей.
Мы решили проблему с очередями в офисах — люди стали оставлять заявки по телефону. Благодаря этому вырос индекс лояльности (NPS) жителей ЖК.
- Новые процессы повысили цифровую грамотность исполнителей — слесари, сантехники и другие мастера пользуются телефонами при работе с заявками. Это повышает эффективность и скорость их работы.
- У диспетчерской службы и управляющей компании появился свой инструмент для планирования ресурсов и сбора статистики по услугам. Это позволяет руководству УК делать прогноз численности и отслеживать нагрузку на сотрудников в реальном времени.
Давайте сотрудничать
Мы в Startum помогаем застройщикам и УК увеличивать ценность недвижимости с помощью proptech-сервисов. Перед внедрением или запуском нового решения наша команда исследует рынок, тестирует спрос и масштабирует только удачные идеи, которые нужны рынку.
А еще мы проводим независимый анализ рынка недвижимости. Недавно Startum подвел итоги большого исследования уровня автоматизации у лидирующих застройщиков жилой недвижимости в России. Для комплексной и объективной оценки наши «тайные покупатели» связались с контакт-центрами компаний и оценили коммуникацию с менеджерами отделов продаж застройщиков по общепринятым на мировом рынке метрикам качества. Результаты исследования удивили и нас, и самих девелоперов: мы увидели, как застройщики теряют клиентов.
Один из главных выводов:
большинству контакт-центров необходимы срочный аудит и автоматизация процессов.
Совсем скоро мы опубликуем результаты исследования с подробностями по каждому из параметров чек-листа, детальными выводами и экспертными рекомендациями по улучшению клиентского сервиса в сфере жилой недвижимости. Оставьте заявку на сайте – и первыми получите полные результаты исследования и подробный чек-лист по улучшению работы вашего контакт-центра.
А еще Startum может провести детальный анализ клиентского сервиса контакт-центра и отдела продаж специально для вашей компании. Будем рады обсудить идеи по развитию сервисов на встрече.
"Мы решили проблему с очередями в офисах — люди стали оставлять заявки по телефону. Благодаря этому вырос индекс лояльности (NPS) жителей ЖК."
Очень интересно, как вы NPS жителей измерили? Аж заявляете, что он вырос...
Комментарий недоступен
Что за компания такая, в которой такое большое кол-во пропущенных?
Cредняя УК, в эксплуатации которой на момент нашей работы с ними было 300 тыс.м2. Название назвать не могу, NDA
Комментарий недоступен
да, а что вас смущает?)
крутая BPM система, позволяющая выстраивать сложные бизнес процессы, не требует доработок, растянутых во времени и финансах
+ имеет мобильное приложение исполнителя и открыта к интеграциям
Заявки как оставляли, так и будут оставлять и онлайн и лично придут, то, что автоматизировали процесс это похвально