Маркировка рекламы с 1 сентября 2023: как оформить баннеры и ссылки, чтобы не попасть на штраф
1 сентября уже на пороге, и вопрос о маркировке рекламы будоражит умы. Какие креативы подлежат обязательной маркировке, а какие – нет, на что обращать внимание при размещении SEO материалов, и есть ли спрос на специалистов по маркировке – четко и по делу изложили в статье. Го читать!)
Закон о маркировке рекламы в интернете
В прошлом году были приняты изменения в федеральный закон “О рекламе”, которые обязали делать специальные пометки (токены) на всех продвигающих материалах в интернете. А с 1 сентября 2023 года за несоблюдение этих требований вводятся значительные штрафы.
Закон обязывает маркировать все соответствующие публикации словом “реклама” и указывать данные рекламодателя или ссылку на сайт с информацией о рекламодателе. Причем маркировке подлежат фото, видео, аудио и текстовые материалы на любых платформах – в соцсетях, блогах, форумах, на сайтах и т.д.
Кроме того, всем рекламным сообщениям в сети Интернет должен быть присвоен числовой идентификатор через оператора рекламных данных (ОРД). Список ОРД привели ниже по тексту.
Нарушение и наказание
За отсутствие маркировки рекламы с сентября этого года будут награждать штрафами, прописанными в статье 14.3 КоАП:
- для граждан — от 2 до 2,5 тыс. рублей;
- для должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей;
- для организаций — от 200 до 500 тыс. рублей.
Что маркировать
Не все публикации с упоминанием бренда или компании являются рекламой. Как же отличить рекламную информацию от нерекламной?
Вот несколько признаков, свойственных рекламным публикациям:
Призыв к совершению действия. Кнопки и ссылки “купить”, “заказать звонок”, “получить скидку” и т.п. – все, что побуждает пользователя к активности.
Указание характеристик товара/услуги. Все, что выделяет товар или услугу из списка ему подобных и формирует положительный образ у потенциальных клиентов (цена, дизайн, функциональность и т.д.).
Не является рекламным сообщением:
- Упоминание брендов/товаров/услуг в обзорах, справочных материалах, в которых не делается упор на один или несколько определенных объектов рассмотрения, а лишь дается перечень.
- Информация об организации и виде ее деятельности, включающая контактные данные.
- Информация о товарах и услугах компании, размещенная на ее официальном сайте.
Например, баннер на сайте организации, с информацией о конкретном продукте или услуге, который появляется на других страницах этого же сайта, ФАС может посчитать рекламой.
То же самое касается баннеров на маркетплейсах: “Магазин закусок к пиву на OZON” – не реклама, а “Вобла вяленая на OZON за 199р/кг” – уже реклама.
Как закон отразится на SEO
Со стороны seo-оптимизации закон затрагивает ссылки в текстах, размещенные на сайте клиента или стороннем ресурсе, внешние ссылки.
Как же теперь быть с переадресацией с других ресурсов на сайт клиента? Ответ прост – следить за формулировками и не допускать явных рекламных слоганов в текстах.
Например:
Анкор “строительство домов в Краснодаре” не будет являться промоушеном, даже если ссылка приведет на сайт строительной компании, так как в нем нет побуждения к действию и характеристик, которые могут сформировать потребительский интерес.
А вот формулировка “строительство домов в Краснодаре по цене от 30 000 за кв.м.” – это уже конкретная услуга, которую мы продвигаем, и которая считается рекламой. Здесь есть указание цены – описание, которое отличает услугу от других подобных.
Также, судя по текущей информации, штраф грозит скорее владельцам ресурсов или сайтов, на которых была размещена ссылка, а не тем, кто заказал размещение (при условии отсутствия официального договора).О размещении внешних ссылок можно почитать в нашем материале.
Как размещать данные о рекламных компаниях
Существует несколько вариантов для рекламодателей, как соблюсти требования закона:
Размещать данные о рекламе самостоятельно. Для этого необходимо зарегистрировать организацию в базе Роскомнадзора и получить доступ в ОРД кабинет. Все операции должны подтверждаться квалифицированной электронной подписью.
Кстати, в сети уже гуляют скрины переписок с потенциальными маркировщиками и их расценок на услуги, а на рынке вакансий появился спрос на специалистов по маркировке рекламы.
Поэтому можно передать права и обязанности по размещению данных сторонней организации или фрилансеру. Главное – четко прописать ответственность в договоре, чтобы в спорных случаях вы могли предоставить его контролирующим органам.
- Передавать необходимую информацию посредством оператора рекламных данных.
Список ОРД, которые уполномочены самостоятельно отправлять данные в реестр Роскомнадзора:
- «Лаборатория разработки» (Сбер)
- «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс)
- «ВК Рекламные Технологии» (VK)
- «ОЗОН ОРД» (Озон)
- «МедиаСкаут» (МТС)
- «Первый ОРД» (Вымпелком)
- «ОРД-А» (Амбердата)
Некоторые из этих сервисов значительно упрощают работу рекламодателям, обязывая последних лишь заполнить данные об организации в личном кабинете, а остальное сделает сама площадка.
Например, чтобы на всех промо-публикациях в сервисах Яндекса была маркировка рекламы, достаточно заполнить несколько полей в Директе с данными организации (ИНН, ОКВЭД).
Надеемся, что материал был полезен. Если интересует грамотное seo-продвижение или другие услуги, обязательно пишите нам.
Искренне ваши,
ребята из Mitup.