Нам отказывают, а мы крепчаем: правомерен ли отказ в замене бракованного товара?

Чаще всего я пишу о достаточно крупных нарушениях прав потребителей, что с практической точки зрения вроде как неудивительно – ведь иски только по таким делам может профинансировать наш сервис. Но если посмотреть вокруг, становится очевидно, что взгляд замыливается, ведь гораздо чаще люди сталкиваются с очень простыми нарушениями своих прав.

Нам отказывают, а мы крепчаем: правомерен ли отказ в замене бракованного товара?

Одна из самых распространенных – отказ компании менять купленный вами, но бракованный товар, на новый. Или возвращать деньги – всё это из одной оперы. Чем только не мотивируют отказ:

  • вы сами испортили товар, а покупали идеальный (просто первое место в ТОПе, особенно в том случае, если товар на гарантии)
  • внутренними порядками компании – например, где-то на задворках может висеть объявление, что “товар Х возврату и обмену не подлежит”
  • юридическое лицо компании сменилось (хотя название могло остаться прежним)

Вот ровно первое, что пришло в голову – это далеко не полный список выдумок компаний. Еще одна – фирма по уши погрязла в потребительских претензиях и закрывается (обычно под предлогом банкротства), чтобы открыться заново. Часто такие фирмы до смешного ленивы, и открываются под таким же названием и на таком же месте. Прежними могут остаться и собственник, и сотрудники. А потребитель попадает в практически безнадежную ситуацию – формально “новая” компания не является вашим продавцом. Или еще один вариант развития событий, который меня, например, устраивает не больше прежнего – компания оказала великую милость и согласилась обменять ваш товар, но взамен выдала товар ощутимо дешевле. То есть вам компания оказала неравноценный обмен, а с производителя потребует равноценный. Экономия!

Что делать, если вам отказывают / уклоняются / агрессивно реагируют?

  • Если продавец уклоняется от возврата денежных средств или обмена бракованного товара, ссылаясь на то, что вы же его и испортили в процессе эксплуатации – попросите его оформить свой отказ в письменном виде. Для виду можете добавить, что на этом настаивает Общество по защите прав потребителей или ваш юрист (вы читаете мою статью, поэтому даже не соврете). Также любая компания знает, что при наличии сомнений в честности потребителя она может провести экспертизу.
  • Объявление о каких-то внутренних регламентах компании не может противоречить законодательству. Здесь мы руководствуемся верховенством закона над всем остальным, и Закон “О защите прав потребителей” уж явно будет весомей, чем любое внутреннее правило компании.
  • Если компания сменила юридическое лицо – это не проблема. У любой организации есть устав, в котором отражены любые подобные изменения. Предъявлять претензии к такой организации = предъявлять претензии к своему продавцу.
  • Другое дело – если компания объявила себя банкротом, закрылась и открылась заново. По закону она автоматически становится чистой, потому что как будто бы уже другая. Ситуация, вызывающая большое раздражение, но выход тоже есть – предъявляйте претензию изготовителю или импортеру. Название этой организации должно быть указано в документах, которые вы получили при покупке товара. Будет гораздо (!) легче, если эта компания – российская. Это минимизирует сложности, которые могут возникнуть. Если повезло – в претензии обязательно ссылайтесь на Статью 18 Закона “О защите прав потребителей”.

Что можно требовать?

Согласно той же Статье 18 Закона “О защите прав потребителей”, требовать можно вот что:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

И да – наличие чека сильно облегчит этот процесс, но и его отсутствие НЕ является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Снова статья 18.

Скорее всего, если вы попали или попадете в такую ситуацию, предъявлять права на обмен или возврат денежных средств вы будете по товарам, которые можно обменять или потребовать оплаты назад. Если же товар просто не понравился или не подошел вам, но брака у него нет, то я также не скажу что-то новое, если приведу (на всякий случай!) перечень товаров, которые НЕЛЬЗЯ ни обменять, ни получить за них деньги:

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарства
  • предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки и пр.)
  • парфюмерно-косметические товары
  • текстиль
  • провода, кабели и прочая аналогичная продукция, измеряющаяся в погонных метрах
  • носочно-чулочные изделия, трикотаж
  • ёмкости для хранения пищевых изделий
  • бытовые товары
  • мебель
  • ювелирные изделия
  • автомобили, суда, прицепная техника
  • технически сложные приборы с определённым гарантийным сроком
  • гражданское оружие, его части, патроны
  • животные и растения
  • печатные издания

Кстати, это исключение не действует, если компания не выполнила требование закона – предоставить потребителю полную, достоверную информацию о товаре. Сюда относим и цену, и противопоказания, и сокрытие факта, что товар – б/у, и указания по правильному использованию… Всё это указано в п.11 Постановления Правительства РФ №55.

Напишите, пожалуйста – сталкивались ли вы с компаниями, которые шли в отказ на ваши требования обменять / вернуть деньги за товар, который вы, не глядя, приобрели с браком или же обнаружили недостатки при использовании? Чем они аргументировали отказ и чем в итоге закончилось дело?

8
17 комментариев