Почему мои подчиненные меня не понимают? Они что т.....? Секрет эффективного управления людьми
Введение
Как часто руководители различных организаций задают себе этот вопрос? Любой, кто сталкивался хоть немного с управлением людьми, сразу согласится с тем, что проблема понимания целей и задач подчиненными, является насущной и злободневной. Самый простой ответ в этом случае, виноват во всем подчиненный. Большое количество руководителей считают, что это, именно так и никаких других объяснений данной проблеме искать не хотят. Мало кто из начальников заподозрит, что загадка этого феномена, может иметь к нему самое прямое отношение.
Проведем эксперимент.
Существует некий тренинг посвященный общению, на котором из некоторого количества участников выбирают пять - семь человек для участия в эксперименте. Первому участнику ведущий в присутствии людей находящихся в зале, рассказывает историю, которую остальные участники из числа отобранных не слышат.
История примерно вот о чем. Жила была прекрасная добрая девушка, она работала медсестрой в больнице. Ей часто приходилось делать уколы больным, У нее было много подруг, с которыми она любила проводить время. Девушка любила ходить в лес, где с удовольствием гуляла среди лесных цветов и деревьев.
После того, как ведущий рассказал это первому участнику, он просит его рассказать это следующему участнику. Второй услышав рассказ от первого, рассказывает третьему, третий четвертому и так далее. Последний участник после того как услышал этот рассказ, рассказывает его всему залу.
И рассказывает примерно следующее:
Жила была медсестра, которая работала в больнице, она была злая и невоспитанная, постоянно грубила больным и имела роман с главным врачом, который был женат. Как то они были вдвоем в лесу где делали шашлыки и медсестра бросила окурок, после чего сухая трава загорелась и они на пожаре погибли.
Если есть желание, проведите подобный тренинг в своем коллективе. Только историю сделайте подлиней. Не так коротко как я рассказал и количество рассказчиков в цепочке побольше.
Окончание вашей истории может быть совсем другим, чем у меня, но все равно оно будет кардинально отличаться от первоначального варианта.
Данный эксперимент наглядно иллюстрирует то, как искажается информация, когда она движется по человеческой цепочке. Представьте, что происходит с распоряжением руководителя крупной компании, которое спускается с самого верха вниз, через различные ступеньки управления.
Почему так происходит?
Мыслительный процесс любого человека, это не обычный диалог, с использованием слов между людьми. Мыслительный процесс, связан с переживанием различных мысленных образов, которые состоят, как из слов, так и из чувств. В конечном итоге один мысленный образ или их группа, составляют сто процентов смысла, какой-либо идеи, задачи или простого переживания.
Мысленный образ, живет внутри своего владельца и абсолютно, ему понятен. Теперь возникает проблема передать его другому человеку. Сделать это возможно только при помощи слов. Слова это некие коды и шифры при помощи которых, человек стремится передать свое внутреннее понимание того или иного предмета. Вот здесь и начинаются проблемы. Не все люди могут передать без искажений то, что переживают внутри себя. Простые мысленные образы, типа, я хочу есть, или мне холодно, передать несложно. Но многокомпонентные конструкции, например задание на ремонт помещения, требует достаточно большого количества разъяснений. Просто сказать, что я хочу, чтобы было красиво, не получится. Так уже на этапе кодировки своих сообщений в слова, человек может терять 10 - 20% того смысла, который содержит его внутренний, мысленный образ.
На втором этапе, тот кто, принимает сообщение, должен расшифровать послание и создать внутри себя мысленный образ полученного сообщения, в соответствии с которым он должен действовать или реагировать. Здесь включается в работу целая группа факторов. Во-первых, одни и те же слова, по-разному понимаются людьми. Нет, основной их смысл понятен всем, но есть оттенки и контекст, в котором они были услышаны и это создает первое искажение. Во-вторых, сам человек принимающий сообщение, может находиться в этот момент, в разных состояниях. Он может быть: рассеян, встревожен, озабочен и пр.
Все это, так или иначе, наложит отпечаток на то, как он расшифрует посланное ему сообщение и какой в результате мысленный образ, сотворит в своем сознании. В конечном итоге потери смысла первоначальной идеи в результате кодирования, передачи и расшифровки, могут достигать 50% и более. Если бы у нас была возможность сравнить две фотографии, на первой из которых отображена идея создавшего ее человека, а на второй, то ее изображение, что получилось в ходе передачи другому человеку в процессе общения. То мы были очень удивлены тем, насколько они не похожи друг на друга. А если посланный мысленный образ передается через большую цепочку посредников, то его фантом на конце канала сообщения, приобретает противоположные качества, относительно своего оригинала.
Поэтому превращение прекрасной медсестры в нашем эксперименте, в женщину с низкой социальной ответственностью, теперь вполне объяснимо.
Что делать, чтобы общение с людьми было эффективным?
Понимая перечисленные препятствия и сложности в формулировании задач и целей, руководители должны требовать от себя умения, правильно и всесторонне формулировать свои распоряжения подчиненным, так, что бы возможности трактовать эти установки различно, были сведены к минимуму. Если в организации несколько уровней управления, то распоряжения необходимо издавать письменно и разъяснять их смысл на различных совещаниях и планерках. Во время формулирования индивидуальных заданий, необходимо спрашивать у своих подчиненных, как они поняли то, что им поручено. Подобный процесс максимально сближает идентичность мысленных образов, того кто его посылает и того кто расшифровывает. Так же необходимо создать атмосферу в коллективе, которая поощряет подчиненных просить разъяснений и уточнений полученных заданий. Выполнение перечисленных рекомендаций, не только повысит эффективность работы подчиненных на различных уровнях в организации, но так же будет способствовать повышению степени сплоченности всего коллектива.
Подписывайтесь на наш канал и будьте в курсе всех эффективных технологий в бизнесе.
Компания «Архитектура бизнеса — Консалтинг» представляет собой группу профессионалов, имеющих большой практический опыт создания и управления бизнес-компаниями. Мы помогаем нашим клиентам решать задачи роста и повышения в эффективности в области финансов, маркетинга, и управления персоналом.
Очень хорошо исследованная и информативная статья 👌
Спасибо. Рад , что Вам понравилось.
Ну проведем мы такой эксперимент и что дальше?
Медсестра из девочки оказалась сучкой. Все поржали. Тут бизнес тренер такой и говорит: понимаете для чего это игра? Все: Да, у нас глухой телефон, проблемы с коммуникациями.
Все похлопали друг-другу и разошлись. Проблема не решилась.
Прежде чем писать эту дурь, подумайте в начале о практической пользе.
Данная статья была написана для руководителей, в качестве совета, как делать свои распоряжения понятными для подчиненных.
Если в компании проблема с коммуникациями, то это из другой оперы. Она, эта проблема и решается с помощью других инструментов.