600 миллионов за внедрение 1С в Пулково. Много или мало?
Привет! Меня зовут Александр Сидоров из Baso-IT и я занимаюсь внедрением BPMS/Service Desk систем на платформе BPMSoft.
Последние пару дней я вижу в ряде ТГ-каналов разные удивленные комментарии по поводу цены размещенного аэропортом Пулково тендера на внедрение 1С вместо SAP. И мне стало интересно проанализировать документацию закупки и ТЗ на предмет того, на сколько такая цена в рынке.
Вся документация открыта на сайте zakupki.gov.ru и каждый может с ней ознакомится.
Мы сами не занимаемся 1С, но постоянно взаимодействуем с программистами 1с в наших проектах внедрений. Ну нет других альтернатив для российского рынка. Ни сейчас нет, ни раньше, по большому счету, не было. Тем не менее я хочу попробовать экстраполировать наш опыт оценки на этот проект и ответить на вопрос:
Откуда такая цена, Карл?
Статья получилась длинная и насыщенная скринами. Для тех кто хочет сразу узнать итог перемещайтесь сюда. Ну а мы начнем разбираться.
Что именно внедряют?
Во-первых, как была получена цифра в 600 000 000 в этой закупке? Пулково просто запросило 3-х поставщиков и взяло самую низкую цену.
То есть это минимальная цена, которую им предложили. Остальные — возле 1 млрд)
Здесь, пожалуй, можно было и остановиться, но давайте смотреть дальше. В самой новости на том же TAdviser был написано, что требуется только внедрение 1С ERP. Вместе с тем документация говорит чуть о другом.
То есть, если я верно понимаю, внедрятся будет семь конфигураций с сильной связанностью. А понял я верно, судя по количеству персонала. Но об этом далее. Как ни крути, это большой объем работы — вряд ли в Пулково можно просто сделать инсталляцию и сказать что всё готово)
Сроки проекта
На проект заложен срок выполнения с 10.10.2023 по 30.04.2025. Это 18 месяцев, 5 из которых отведены на опытно-промышленную эксплуатацию. Фактически за 13 месяцев всё должно быть готово. Не уверен, что этот срок реалистичен. Здесь профессионалам 1с будет виднее, я не верю что можно сделать такой объем за такой срок.
Требования к персоналу и опыту интегратора
Интересный раздел в котором формируются минимальные требования к сотрудникам интегратора и его проектному опыту. И это не особенность Пулково. В больших закупках всегда есть такие требования. Они могут быть более или менее жесткие, но будут. Как минимум чтобы отсечь маленьких или не имеющих нужных компетенции интеграторов.
Любой заказчик захочет работать и коммуницировать с одним большим исполнителем, нежели с толпой малых компаний. Его можно понять.
Итак, каковы же требования к команде? Я вытащил их из текстового файла и перебрал в таблицу для более простого восприятия:
Таким образом мы получаем минимальный размер команды в 61 человек. Хорошая команда для большого проекта. Здесь у меня возник вопрос — а кто будет писать ТЗ и описание процессов? Бизнес-аналитика в списке нет. Могу предположить, что в 1С экосистеме этим занимаются консультанты. Но тут поправьте, кто в теме.
В документации описаны и важные требования к компании-подрядчику в целом. А именно наличие в портфеле выполненных контрактов на сумму не менее чем 50% от суммы данной закупки. Значит интегратору нужно подтвердить контракт минимум на 300 млн. Я не думаю, что таких в стране больше 3-5 шт. А с учетом требований об, в основном, очном способе коммуникаций — расчет идет на компанию из Петербурга. Но то такое.
Функциональные процессы
Для тех кто не сталкивался: функциональные процессы — это список автоматизируемых процедур. И эти процессы часто состоят из более мелких, которые просто не указывают, чтобы не раздувать объем.
Была у меня мысль вставить весь список прямо сюда. Но реально процессов очень много. Просто поверьте на слово — пахать там как папе Карло.
Это примерно 8 страниц в разных предметных областях.
И тут важно понимать, что в соответствие с документацией данные процессы необходимо:
- Собрать
- Отрисовать в BPMN 2.0 нотации
- Сформировать в ТЗ
- И только потом уже реализация, сдача, тестирование, ОПЭ, ПЭ…
Документация и обучение персонала
Проект должен быть полностью документирован. Как с точки зрения технической части, так и в разрезе пользовательской документации. Помимо этого для пользователей должно быть выполнено:
- Очное обучение
- Обучающий курс в LMS
- Видеокурс
- Практические задания
- Интерактивные подсказки
В общем достаточно большой блок, который требует опыта и компетенций. Я выделил основные и интересные моменты ниже:
Интеграции
Исходя из документации, в данном проекте очень большое количество интеграций между системами. Причем там присутствует и шина данных, и брокер очередей Kafka. Вот так выглядит список требуемых интеграций
Обратите внимание на выделанную область. Исполнителю необходимо будет выполнить интеграцию не только с внешними системами. Но и не забыть про обмен между всеми внедряемыми 1сками. И не надо питать иллюзий — 1с с 1с так же сложно интегрируется как и с другими системами.
Для тех кто участвовал во внедрениях с интеграцией даже одной системы 1с, знает сколько сил и времени это занимает. Конечно, если задача шире, чем контакты из одной системы в другую раз в день переливать)
В общем это большая задача и головная боль: как спроектировать, разработать, оттестировать и запустить.
Оплата контракта
Оплата по контракта сделано не совсем стандартно. По крайней мере я с таким форматом не сталкивался. Базово оплата дробится на этапы проекта. Каждый этап дробится на 3 платежа:
- 30% от этапа в течение 10 дней после начала работ
- 60% от этапа в течение 30 дней после сдачи этапа
- 10% от этапа после сдачи всех этапов и окончания гарантийного срока в 12 месяцев
Таким образом, в идеальной ситуации подрядчик получит полную сумму оплаты в середине 2026 года. Уже не так интересно, верно?)
Пруф:
Итоговый подсчет
На самом деле примерно посчитать можно было гораздо раньше. Я же хотел пройтись по особенностям закупки. Просто чтобы стало понятнее, что это не дождь из денег за просто так.
Итак, мы знаем минимальный размер команды — 61 человек
Знаем плановый срок проекта — 18 месяцев+ гарантийные обязательства в течение 12 месяцев после окончания.
Осталось только понять ставку 1 чел/часа и занятия нехитрой математикой. Эта стоимость отличается в зависимости от роли/должности сотрудника, его компетенции и так далее. Вместе с тем, можно взять усредненную ставку по
Я зашел на сайт Первый Бит, как подходящего по размеру подрядчика, и они публикуют стоимость 1 часа тех поддержки за 6 000 руб.
Обычно стоимость часа специалиста саппорта ниже, чем внедренцев. А по требованию ТЗ это должны быть сотрудники с определенными сертификатами+знание МСФО+сотрудник с сертификатом SAP еще и по разработке. А они стоят конских денег.
Поэтому давайте возьмем среднюю ставку 9000 руб/час
Так же существует такое понятие как коэффициент утилизации. Простым языком — это сколько времени из рабочего дня сотрудник тратит на свои непосредственные обязанности. Хорошим показателем для такой деятельности считается 0,6. Учтем его в расчете
Что получается: 61 человек * 160 раб часов в мес * 18 мес * 9000 руб за час * 0,6
948 672 000 руб
Обратите внимание, я даже не заложил сюда расходы на гарантийные обязательства.
Неожиданно даже для меня получается, что стоимость в 600 млн является скорее заниженной. Второй интегратор из первого скрина, видимо, считал похожим со мной образом и получил цифру 983 млн.
Мое личное ИМХО:
В таких проектах важна не только стоимость первичного внедрения, она может быть и на уровне минимальной рентабельности. Очень важна стоимость дальнейшей поддержки и развития. Просто потому что сменить подрядчика после внедрения будет очень сложно и дорого. Успешные же проекты развиваются всегда. Не получится запустить и забыть. И с учетом среднего цикла жизни продукта около 8 лет — это время постоянного и стабильного денежного потока от понятного проекта.
Ну а Пулково желаю успешного старта и завершения проекта в запланированный срок)
Если понравилась статья — добро пожаловать в мой телеграмм об IT и интеграторских историях.
9 тыщ рублей в час 1снику? Вы чо там, охуели все?
Сбежали же все, и когда последний улетал — свет всё-таки выключил, как и просили.
Вот теперь нужно и электрикам платить, и 1С-никам… но сначала нужно их найти.
Это $90 всего. Тут же не голая зарплата, а маржа, затраты на оборудование, офисы, сервера какие-то думаю, туды-сюды.
Да и $15 000 выручки в месяц с одного человека не так уж и много.
не 1снику, а _за_ 1сника. Тут есть один нюанс, как говорится.
Комментарий недоступен
Просто так хочется получать 9000 в час.
Автор смешал людей и коней. Он из головы взял ценник на специалиста 1С с сертификатом SAP (такое было в ТЗ?), сам придумал ценник в 9000 рублей и перемножил на всё количество персонала. В лучшем случае на всю команду таких специалистов будет один-два и то не на полную ставку, а в качестве консультантов на определённых этапах.
По факту, цена на специалиста 1С у франчей при большом количестве часов в среднем по рынку ~3600 рублей, достаточно запросить КП чтобы убедиться в этом. У сапёров около ~5500 рублей. На таком большом проекте вполне может ещё ниже, так как оптом дешевле. Это с учетом того, что нужно уплатить еще налоги, взносы за сотрудника и чтобы франчу что-то осталось «на кармане». Поэтому сам специалист 1С получит в лучшем случае 1000 руб. с копейками за час работы, если не меньше.
Так что всеми этими расчетами можно смело пренебречь.