Путь к развитию: Как ставить и достигать цели в бизнесе

Запуская свой собственный бизнес мы ждем от него большой прибыли, сильных и мотивированных работников и минимум нашего времени на контроль всех бизнес-процессов. Но очень часто получаем лишь очередной отчет о падении дохода, большой текучки кадров или выгорание сотрудников, и полной загруженности по тем делам, которые можете легко делегировать на других.

Чтобы Ваш проект работал на Вас, а не Вы на него, необходимо ставить бизнес-цели и делегировать задачи по их достижению. Но как это сделать? Давайте разбираться.

Путь к вершине
Путь к вершине

Стратегическая цель

Первым делом вам, как предпринимателю нужно понять, есть ли у вашего бизнеса цель. Куда вы идете и каких показателей хотите достичь?

Цель вашего бизнеса должна быть четкой и конкретной. Она должна определять, что именно вы хотите достичь и в каких временных рамках. Наиболее удобным инструментом для определения целей, может послужить принцип SMART.

Это принцип, по которому ваша цель должна быть:

S — Specific — Конкретной.

M — Measurable — Измеримой.

A — Achievable — Достижимой.

R — Relevant — Значимой.

T— Time-bound — Ограниченной по времени.

Разберем на примере бизнес цели для московской кофейни.

Открыть кофейню, с целью достижения ежемесячной прибыли в 300 000 рублей до 1 января 2025 года используя уникальную концепцию и выгодное местоположение кофейни в бизнес-центре.

Цель конкретная. Так как мы знаем чего мы хотим, когда и за счет чего.

Цель измеримая. Мы считаем чистую прибыль кофейни и ожидаем 300 000 рублей ежемесячно. В качестве KPI (ключевые показатели деятельности) мы поставили показатель доход/месяц. Именно на него мы будем опираться на обсуждении результатов 1 января 2025 года.

Цель достижима. Так как мы будем использовать особые инструменты, о которых также писали в цели. Это уникальная концепция кофейни и выгодное местоположение в бизнес-центре. Так что такого показателя опираясь на конкурентный анализ и анализ рынка мы вполне можем достичь.

Цель значима. Так как она удовлетворяет общей стратегии, миссии и ценностям бизнеса.

Цель ограничена по времени. 1 января 2025 года вы сможете посмотреть на показатели и понять выполнена ли цель. И если да – ставить новую.

Резюмируя:

  • Используйте методику SMART для четкого понимания, куда идет ваш бизнес
  • Обязательно опирайтесь на анализ рынка и конкурентов перед постановкой задачи. А также на свои возможности и ресурсы.
  • Ставьте четкие KPI, чтобы опираться на них по истечению срока
Методика SMART
Методика SMART

Путь к достижению цели

Бизнес не должен ограничиваться одной целью. Далее цели должны быть у каждого отдела или у каждого ответственного лица. Эти небольшие цели будут способствовать достижению глобальной бизнес-цели.

Например, для отдела маркетинга может быть следующая цель:

Увеличить средний количество клиентов кофейни до 140 человек в день к 1 марта 2024 года с помощью интернет рекламы и системы кэшбэка.

Цель соответствует возможностям кофейни и действительно значима для того, чтобы приблизиться к основной бизнес-цели компании.

Для работников кофейни:

Увеличить средний чек клиента до 250 рублей к 1 августа 2024 года используя дополнительные продажи кондитерских изделий.

Цель также соответствует возможностям и помогает приблизиться к достижению основной бизнес-цели компании.

Для продакт-менеджера можно поставить следующую цель:

Создать сезонное меню из 6 авторских напитков к 1 февраля 2024 года с привлечением профессионального бариста.

Цель важна не только для общей бизнес цели, но еще и помогает сотрудникам кофейни (увеличению среднего чека), отделу маркетинга (возможность использовать новые и привлекательные УТП) и соответствует концепции кофейни, которая позиционирует себя как место, где всегда можно попробовать что-то новенькое.

У каждой из этих целей есть ответственный, с которого можно будет спрашивать по истечению времени о результатах цели. А дальше уже переходить к мотивации или наказанию.

Чтобы цели для отдела и общая бизнес-цель не были для сотрудников пустым звуком, их важно мотивировать и показывать важность выполнения этих целей.

Резюмируя:

  • Создавайте множество целей, которые приведут вас к достижению главной стратегической бизнес цели.
  • Делегируйте выполнение цели на отделы, ответственных, партнеров по бизнесу или подрядчиков.
  • Мотивируйте своих сотрудников к достижению этих целей
Лидер укажет путь
Лидер укажет путь

Написание целей

Когда вы прописываете бизнес цели важно всегда опираться на личный опыт или на опыт ваших конкурентов. Одним из самых недооцененных пунктов является пункт “Достижимая”.

Всегда важно не превращаться в руководителя, который просит огромных результатов с нулевым бюджетом без специалистов в команде и ограниченными сроками.

Когда предо мной стоит задача в создании цели я всегда собираю всю команду где мы смотрим на все аспекты бизнеса, бюджет и инструменты, чтобы понять какие ставить сроки, KPI и так далее.

Особенно это касается целей для отдела. Если вы поставите цель, которую отделу невозможно достичь, то у них просто уйдет вся мотивация, что может привести к выгоранию и даже увольнению сотрудников.

Но это не значит, что цели нужно ставить опираясь исключительно от мнения ваших сотрудников. Все мы от природы ленивые существа и нам не хочет выкладываться на максимум.

Вот небольшой лайфхак, как мотивировать команду, использовать все ресурсы по максимуму и при этом достичь поставленных целей:

Если маркетолог оценивает возможности клиентооборота кофейни в 130 человек в неделю, поставьте цель на 140 человек. Это небольшое изменение не будет казаться недостижимым, но при этом немного напряжет маркетолога. Благодаря чему он будет стараться чуть усерднее не доводя свое состояние до выгорания, как если бы цель стояла в 200 клиентах. И не так расслабит его, как если бы цель стояла в 100 клиентах.

Резюмируя:

  • Собирайте команду и ставьте цели на основе анализа рынка, конкурентов и ресурсов компании.
  • Опирайтесь на мнение специалистов в области, к которой относится цель компании.
  • Всегда старайтесь чуть-чуть завысить показатели для поддержания мотивации сотрудников.
Опирайтесь на мнение специалистов 
Опирайтесь на мнение специалистов 

Работа по целям

Итак, мы прописали основную бизнес-цель, цели для отделов и даже повесили их на стенку около кулера. Что делать дальше?

Дальше все просто. Цель разбивается на небольшие задачи, которые впоследствии будут выполняться ответственными.

Цель: Увеличить средний количество посетителей кофейни до 140 человек в день к 1 марта 2024 года с помощью интернет рекламы и системы кэшбэка.

Ответственный: Руководитель отдела маркетинга

KPI: Средняя по месяцу клиент/в день

Начинаем ее делить на задачи, которые также являются целями. В этих задачах можно прописывать исполнителя и ответственного за задачу. А также необходимые ресурсы и время на выполнение задачи.

Задача: Запустить рекламную кампанию на геотаргетинг вокруг кофейни.

Необходимый бюджет: 10 000 рублей в месяц

Срок выполнения: 7 дней

Ответственный: Руководитель отдела маркетинга

Исполнитель: Интернет маркетолог

Результат: Запущенная рекламная кампания

Задача: Создать профиль в яндекс бизнесе и сделать выделение на картах.

Необходимый бюджет: 3 700 рублей в месяц

Срок выполнения: 3 дня

Ответственный: Руководитель отдела маркетинга

Исполнитель: Интернет маркетолог

Результат: Подсвечивание кофейни в яндекс картах

Задача: Запустить систему кэшбэка

Необходимый бюджет: 50 000 рублей

Срок выполнения: 20 дней

Ответственный: Руководитель отдела маркетинга

Исполнитель: Руководитель отдела маркетинга

Результат: Запущенная система кэшбэка

И так далее

Эти маленькие задачи также можно делить на задачи еще поменьше. Об этих задачах можно уже не сообщать руководству, но выполнение этих задач необходимо контролировать руководителю отдела.

Задача: Проработать систему кэшбэка

Подзадача: Свести юнит-экономику для поиска оптимального % кэшбэка и согласовать его с руководителем

Выделенный бюджет: 0 рублей

Срок выполнения: 5 дней

Ответственный: Руководитель отдела маркетинга

Исполнитель: Руководитель отдела маркетинга

Результат: Согласованная система кэшбэка

Подзадача: Разработать систему кэшбэка внутри CRM системы компании

Выделенный бюджет: 40 000 рублей

Срок выполнения: 13 дней

Ответственный: Руководитель отдела маркетинга

Исполнитель: Подрядчик. Специалист в бэкенд разработке

Результат: Разработанная и интегрированная система кэшбэка

Подзадача: Обучить работников кофейни работать с системой лояльности

Выделенный бюджет: 10 000 рублей

Срок выполнения: 2 дня

Ответственный: Руководитель отдела маркетинга

Исполнитель: Руководитель отдела продаж

Результат: Запущенная система кэшбэка

И так далее

Резюмируя.

  • После написания основной цели, мы можем прописать цели отдельно для каждого отдела.
  • На основе этих целей руководители отделов или специалисты в области прописывают задачи, которые им необходимо сделать для достижения этой цели.
  • Вместе с этими задачами они также могут прописать необходимый для этого бюджет, ресурсы, сроки, ответственных и исполнителей.
  • Далее происходит процесс разбиения большой задачи на более мелкие для их удобного выполнения сотрудниками отдела.

По сути хозяин кофейни тут занимается разработкой и постановкой целей для отделов и согласованием задач необходимых для достижения цели. Мелкие задачи он также может проверять и контролировать, но это будет уже лишняя работа.

Покорение вершин бизнеса
Покорение вершин бизнеса

Вывод

Постановка целей для компании это очень важная часть всех бизнес процессов. Бизнес - это корабль, который плывет к конкретной точке. Без целей и ваш проект превратится в бревно раскачивающееся волнами.

Цели и задачи - это по сути схема механизма, который заставляет ваш корабль двигаться в нужном направлении.

В своем телеграмм-канале я рассказал про топ 5 Таск-Менеджеров (на мой субъективный взгляд), которые помогут вам внести системность в ваш бизнес. С их помощью процесс постановки бизнес целей и задач обретет еще большую системность.

Бизнес Таблетка - Пост с Таск-Менеджерами

Также я запустил бесплатный разбор маркетинга бизнес-проектов. Записаться на разбор можно связавшись со мной в телеграмм (ссылка на личный профиль в описании канала).

Пишите комментарии, как вам статья и делитель лайфхаками о своих способах целеполагания в бизнесе.

1111
10 комментариев

Вау! Как объёмно и подробно расписано, редкость на виси)

2
Ответить

Благодарю!

1
Ответить

Нужно поставить цель и ее придерживаться

1
Ответить

с самого начала у меня была какая-то цель и я ее придерживался

Ответить

Очень структурированно и доступно описано!

1
Ответить

Благодарю! Надеюсь Вам пригодится в работе с проектами :)

Ответить

Класс!

1
Ответить