Словесность для девятиклассников. Как мы создавали комиксы
Девятый класс резко отличается от восьмого и седьмого: ребята заметно взрослее, и не только с точки зрения интеллекта, но и физически, эмоционально, нравственно. Уже в первой четверти приходит осознание, что скоро сдавать ОГЭ, а по русскому — ещё и устный экзамен в феврале. Эту сверхсерьёзную атмосферу хочется разбить чем-то более лёгким, неформальным. Но при этом не инфантильным, не примитивным, чтобы сохранить рабочий настрой.
Я Инна, репетитор по русскому языку, и это серия статей про созданную мной систему упражнений, в которой я использовала принцип возвращения словесности как предмета, соединяющего в себе литературу и русский язык.
В начале девятого класса мы с учениками занимались созданием комиксов по «Слову о полку Игореве». Работали в жанре графического романа, хотя из-за общей загруженности девятиклассников не могли, конечно, достичь большого объёма.
Прежде всего я проводила установочную пару по теории и практике комикса, чтобы разбить лёд и показать детям, что задача им вполне по силам.
В эту пару включала:
1. Введение: что такое комикс, зачем он нужен, его история.
2. Особенности восприятия комикса читателем.
3. Рассказ о том, что в этом жанре на первом месте всегда текст.
4. О графике и рисунке: даже если ты не художник, создать комикс возможно (объясняю как).
5. Об эмоциях и изображении лица персонажа.
6. Тонкости распределения текста и изображений по кадрам. Логическая завершённость комикса.
7. Разбор типичных ошибок на примере моих собственных работ (всегда заходит на ура).
8. Разъяснение задания по «Слову о полку Игореве».
На последнем пункте остановлюсь отдельно.
Что конкретно надо было сделать ученику?
1. Прочитать «Слово».
2. Выбрать понравившийся эпизод.
3. Создать первый вариант текста (его в процессе работы можно корректировать).
4. Сделать макет с распределением текста и изображений по кадрам.
5. Довести работу до максимально качественного уровня (уровень каждый определял сам для себя).
6. Кроме комикса требовалось создать текст-описание персонажа по определённому алгоритму.
Для этой работы можно было объединяться в группы из двух-трёх человек и наполнять комикс в спокойном ритме, при этом раз в неделю отчитываясь и рассказывая о промежуточных результатах, демонстрируя листы с графикой. Я также разрешала работать в жанре фанфика, развивая альтернативный сюжет.
Основными требованиями, которые я ставила были: наличие логики текста, опора на оригинальное произведение («Слово и полку Игореве») и соблюдение законов комикса (прежде всего — уважение к читателю и понимание законов восприятия).
Каких целей получалось достичь?
Девятиклассники на примере этой работы узнавали, как безграничен и разнообразен мир текстов. Учились формировать рабочие группы не только для совместного творчества, но прежде всего для чёткого выполнения задания в соответствии со всеми требованиями в определённый срок.
При этом интересно было наблюдать, как дети, создавая комикс, испытывают целый букет эмоций: от неуверенности в собственных силах и сомнений до удовлетворения, когда работа завершена. Больше всего мне запомнилось удивление учеников, когда в ответ на нормальное для подростков прощупывание границ, они получали согласие.
Например:
— А можно изобразить персонажей как супергероев?
— Конечно, только при соблюдении ТЗ.
— А можно сделать всех персонажей квадратными?
— Да!
— А можно поджечь комикс?
— Как это?
— Подпалить с краю, чтобы придать аутентичный вид.
— Да! Да! Да!
Суть в том, что изначально девятиклассники ждут скучные формальные пары по древнерусской литературе, потом их шокирует задача соединения почтенной классики с современным жанром, а после они целиком погружаются в работу. И получается вельми лепо, братие.
Их яркие страницы становились истинным украшением школы, а детей в течение учебного года подбадривало осознание, что они в силах справиться с новой сложной задачей.
Больше обо мне и моих методах работы также можно узнать в телеграм-канале, который я веду для взрослых и детей. Ссылке на него оставлю здесь.
#егэ , #огэ , #учительрусского