Сколько стоит "Охрана труда" для малого бизнеса?

Друзья, сегодня хочу поделиться с вами своим опытом и ответить на частый вопрос: "Сколько стоит провести охрану труда для малого бизнеса".

Сразу оговорюсь: речь в данной статье пойдёт о моём личном опыте и о компании в которой я работаю . Прошу это понимать.

Если вы ИП, и работаете один - Вы сами за себя отвечаете и сами "охраняете свой труд". Никакие обучения, СОУТ, медосмотры и документы вам не нужны. Тогда закрывайте статью и потратьте своё время на развитие вашей деятельности.

В том случае, если вы- ИП с сотрудниками или ООО - сейчас вкратце расскажу, что можно сделать, чтобы за минимальные деньги закрыть максимальные риски.

Соблюдение требований охраны труда (ОТ)- это обязательная и основная составляющая трудового кодекса РФ, который, по-сути и регламентирует, необходимые документы и мероприятия в любой организации.

Охрану труда проверяет ГИТ (Государственная Инспекция по Труду).

1. Могут проверить планово. Тогда ваша организация появится в плане проверок. Его можно посмотреть, имея под рукой лишь свой ИНН на сайте ведомства или на сайте:

https://proverki.gov.ru

Сразу скажу: такие проверки для малого бизнеса практически исключены: государство пытается не душить только набирающие силы компании.

2. Могут проверить внепланово. В случае с малым бизнесом, именно такие проверки и случаются. Обычно происходят по жалобе сотрудника или несчастном случае.

Не нужно думать, что если ваш сотрудник работает за офисным столом, он не сможет себя покалечить... Ещё как сможет. Нашей практикой это подтверждено: люди степлером выбивают себе глаза, ломают пальцы ног ударами об офисную мебель, падают со стульев, украшая офис к празднику, иногда сами калечат друг друга, выясняя отношения. И поскольку всё это происходит на работе, то оценивается происходящее как несчастный случай на производстве.

Так как же можно максимально подготовиться к таким диверсиям со стороны сотрудников? (При этом заплатив минимальные деньги.)

(Для офисных организаций со штатом до 20 человек)

1. Документация по охране труда ( все инструкции, приказы, инструктажи, положения, акты, журналы и пр).

Можно сделать самостоятельно ( 0р), потратив неделю-другую времени (кто-то и за пару дней сделает- вопрос лишь сноровки и базовых знаний).

Можно купить шаблоны документов: готовые шаблоны, скомпонованные в единый архив будут стоить 4900р. В этом случае вы лишь выберите нужные инструкции из всего перечня, подставите название организации, должности и фамилии.

А можно полностью заказать весь комплект документации: инструкции будут и типовые и написанные конкретно под вашу деятельность. Такая работа будет стоить 9900р. Останется только распечатать.

Документация для "офисников", обычно состоит из 80-100 документов.

2. Удостоверения. В любой малой организации нужно обучить охране труда руководителя и/или генерального директора/ ИП. Это сделать жизненно необходимо, поскольку руководитель ( ИП, гендиректор) всегда головой отвечает за деятельность своей компании: финансовая, кадровая, ответственность за сотрудников- чуть что случись, несёт бремя всегда он.

Обучение по охране труда для руководителей и специалистов будет стоить 1800р за 1 человека ( программа 40 часов). При этом обучение с использованием дистанционных программ- то есть никуда ездить не придётся.

В идеале нужно создать комиссию ( из трёх человек) внутри организации и обучить всех её членов. Тогда обучения обойдутся в 5400р.

Удостоверения даются на 3 года. Это стандартная программа любого учебного центра.

Кусочек охраны труда - это первая помощь. Как рекомендация, обучить 1 сотрудника этой программе. Стоит такое обучение 1350р.

По окончанию обучения выдаётся удостоверение установленного образца.

На этом, пожалуй, и остановлюсь. Это минимальный комплект, который нужно иметь. Тогда в случае прихода проверяющего у вас будут все инструкции, журналы с подписями сотрудников, приказы о создании комиссии , о назначении ответственных и пр. И всё это будет легитивно при наличии удостоверения по охране труда- то есть сотрудник разрабатывал всё это не " абы как", а предварительно получив необходимые знания.

Будет стоить всё это при максимальном раскладе:

9900р ( документация)

+ 5400 ( обучение охраны труда)

+1350 ( обучение первой помощи)

= 16650р

При минимальном раскладе :

0р ( документация самостоятельная разработка)

+ 1800 ( обучение охраны труда)

+1350 ( обучение первой помощи)

= 3150р

Если появились вопросы- задавайте в комментариях или связывайтесь со мной через контакты нашего сайта - с удовольствием отвечу.

С наилучшими пожеланиями, Антон Д. Ведущий специалист ОТ Консалтинг. http://otconsulting.ru

44
7 комментариев

я считаю, что забить на все это надо.... 

1
Ответить

Лора, в чём-то вы и правы. Государство требует многого от бизнеса. Причём часто требования носят сугубо формальный характер. 

Есть фраза, которую я не устаю повторять" Строгость законов у нас в стране компенсируется необязательностью их исполнения". 

Хорошо это или плохо - никто точно не ответит. С одной стороны есть тысячи организаций, которые об этом не задумываются и существуют спокойно, никто их не трогает. В то же время есть примеры из практики, когда в организации, лишённой рисков ( офисная деятельность) происходят несчастные случаи, или сотрудник, с которым испорчены отношения, пишет жалобу, начинается шантаж. И тут уже не до шуток - суммарные штрафы в 200- 400тр - удар по бюджету любой малой и средней организации. Часто месячная доходность ниже этой суммы. И вот тогда люди хватаются за голову. 

Поэтому об этом по крайней мере нужно знать. И чтобы хоть как-то застраховать свою деятельность от рисков- не нужно много времени и денег. У меня знакомые предприниматели сами разработали документы за неделю, пользуясь интернетом, обладая нулевыми знаниями; и сделали 2 удостоверения на гендира за 3тр. Но эти траты стоят того- нервы дороже, да и штрафы многократно выше.

Ответить

Статью писал человек, который не шарит в охране труда вообще. Не существует нормативного требования, обязывающего отдельно обучать по охране труда и первой помощи. Охране труда это не только документы. Почему ни слова не сказано о спецовке, медосмотрах, психосвидетельствовании и прочих вещах, перечисленных в статье 212 ТК (и не только в ней)?

Автор умудрился накосячить даже в том, в каком количестве обучать нужно по охране труда. Обучается в образовательной организации не только руководитель (см. постановление 1/29.п.2.3.2).

1
Ответить

Светлана, нормативного требования не существует. Вы правы. Я вам больше скажу: в программе обучения по охране труда ( та, что 40 часов) уже включён минимум по оказанию первой помощи. 
Но практика проверок ГИТ показывает, что оспорить решение инспектора бывает очень сложно. А проверяющие всё же требуют показать соответствующее удостоверение. Увы, это реалии жизни. Проверено сотнями случаями проверок, на которых я присутствовал.

Почему ни слова о СИЗ, медосмотрах, психиатрическом освидетельствовании? 
Я сразу в статье сделал оговорку- речь об "офисниках" со штатом до 20 человек. Это небольшой бизнес, где из всего оборудования- чайник, принтер и пару компьютеров.
Это, как правило, бизнес сверхэффективный и экономный во всём. Как правило, большинство этих трудоёмких и дорогостоящих процедур им просто не нужны.
"Накосячить в количестве обучающихся..." : что я могу сказать, я даю рекомендации исходя из своего опыта, в статье я честно указал, что в иделе сделать 3 обучения по ОТ. Делается приказ, создаётся комиссия и пр.

Обобщая сказанное хочу сказать свою любимую фразу: " Строгость законов в нашей стране компенсируется необязательностью их исполнения".
Вы в своём комментарии не сказали про оценку профессиональных рисков, про программу производственного контроля,  про экологию и многое другое, что ОБЯЗАНЫ иметь любое юр. лицо. Вопрос в другом: кем и в каких случаях это проверяется? Если это офисная деятельность 10 человек, вряд ли такая организация попадёт под плановую проверку. 
А если и попадёт? Как часто у офисников проверяют программу производственного контроля? Никогда! Часто ли проверяют удостоверения по электробезопасности у небольших офисников- 1 раз из 10, если хотят придраться.
Можно сделать все эти процедуры. ... но проще тогда вообще не открываться. Вы считали когда-нибудь затраты, который должен потратить малый бизнес? А я считал. У меня вышло от 100тр. Для регионов это очень много. Начинать с таких трат деятельность нецелесообразно, поскольку бизнес- всегда риск, риск в первую очередь рентабельности. Проще эти деньги закопать.
Искренне надеюсь, что вы поняли мою точку зрения. С уважением, Антон.

Ответить

Это напоминает аттестацию рабочего места : в прошлом году сколько шума было! А мы НИЧЕГО не делали

Ответить

 Хорошо что хоть кто-то реальные цифры озвучил, а то только догадываться можно сколько будет стоить по факту СОУТ. Мне такую в скором времени предстоит проходить.....

Ответить