Всё о дизайн-мышлении: как оно помогает создавать полезные продукты
Основы и этапы методологии, полезные инструменты и подборка книг для погружения в дизайн-мышление — в колонке Юры Морозова, продуктового эксперта PMCLUB.
Дизайн-мышление — это метод создания продуктов, услуг и решений, ориентированных на человека. Он помогает погрузиться в опыт пользователя, понять его потребности и проблемы. И только после этого дизайн-мышление учитывает технологические возможности и выгоду для бизнеса.
Коротко разберём, что значит сам термин. «Дизайн-мышление» произошло от английского design thinking.
В оригинале термин имеет иной смысл, нежели на русском языке:
- design переводится как проектирование, продумывание или организация процессов;
- а thinking означает way of doing thinking — то есть способ «делания» вещей.
Таким образом, дизайн-мышление — это проектирование способа «делания» вещей. Это методология продумывания, как мы создаём продукты, улучшаем их, формируем стратегию, нанимаем людей, растим их и так далее.
Мы вместе проектируем то, как мы делаем вещи. И делаем их.
Зачем дизайн-мышление продакту
Дизайн-мышление можно применить в любой сфере, но чаще всего его используют в разработке цифровых продуктов, конкретнее — при создании интерфейсов сайтов и приложений.
Методология пригодится менеджеру продукта для того, чтобы не придумывать интерфейс из головы, а
- находить решения на основе реального опыта пользователей и исследований;
- быстро формулировать и тестировать гипотезы;
- создавать ценные продукты и повышать лояльность клиентов;
- не тратить время и деньги на ни на чём не основанные идеи.
Предыстория
Первопроходцем в дизайн-мышлении стал американский учёный и нобелевский лауреат Герберт Саймон. В 1969 году вышла его книга «The Sciences of the Artificial» (или «Науки об искусственном»), в которой Саймон утверждает, что изучать стоит не только естественные науки, но и созданные человеком системы — designed.
Он не упоминал термин design thinking, но первым начал говорить о design as the way of thinking, дизайне как способе мышления.
Что важно: Герберт Саймон пришёл из естественных наук, где учёные ставят гипотезы, проводят эксперименты и постоянно проходят через этапы проб и ошибок.
Этот же подход он привнёс в неповоротливый бизнес, который долго планировал и работал над большими проектами. Саймон затрагивал тему быстрых экспериментов, которые позволяют изучить систему в деле — и пробраться через неизвестность в правильном направлении.
Сегодня метод стал настолько популярен, что кажется, с ним работали уже все: от Nike до Airbnb, от «Сбера» до «Шоколадницы».
Этапы дизайн-мышления
Методология состоит из этапов, обычно их 5−6, но может быть больше или меньше, строгих рамок нет. Возьмём процесс из шести этапов:
- Эмпатия.
- Фокусировка.
- Генерация.
- Выбор идей.
- Прототипирование.
- Тестирование.
Ключевая особенность подхода в том, что на каждом шаге применяется разный тип мышления — от творческого к критическому. Сначала мы в творческом порыве генерируем идеи, а потом строго, отталкиваясь от результатов исследований, выбираем только ценные.
Разберём каждый шаг отдельно.
Эмпатия
На первом этапе важно встать на сторону клиентов и понять, что им нужно на самом деле и с какими проблемами они сталкиваются. Для этого проведите исследование аудитории — с помощью глубинных или фокусированных интервью.
К примеру, можно использовать карту эмпатии. Организуйте интервью и узнайте, что пользователям нравится, о чём они мечтают, чего боятся и прочее. Не в целом, а именно в связке с тематикой вашего продукта. Эта карта станет вашим компасом, с которым вы сможете сверяться по ходу разработки продукта.
Фокусировка
Структурируйте всю информацию, полученную на этапе «Эмпатия», обработайте, проанализируйте и выделите самые важные проблемы.
Это не значит, что все другие стоит отбросить — к ним можно вернуться на следующих циклах дизайн-мышления. Важно сфокусироваться на трёх-пяти проблемах или даже одной, если она большая и значимая.
К концу этапа чётко сформулируйте проблему со стороны пользователя.
Пример: Клиент долго не может найти корзину в интерфейсе, переключается на другие вкладки и в итоге не завершает покупку.
Генерация идей
Включите дивергентное мышление и генерируйте решения проблемы.
Чем больше идей, тем лучше. Идеи могут быть даже самые сумасшедшие — не отсекайте и не критикуйте их.
Методов брейншторма полно. Вот как предлагает генерировать идеи Антон Шаяхов, основатель Out.agency и приложения Practico. Техника называется «Оригами» и состоит из шести этапов:
- Подготовка. Возьмите фломастеры, стикеры, интервальный таймер.
- Чётко сформулируйте задачу. «Давайте придумаем что-нибудь новенькое» — не вариант.
- Объясните правила игры. Всего есть восемь отрезков по 40 секунд. За каждый интервал нужно придумать одну идею и записать её на стикер.
- Генерация идей.
- Презентация идей. Участник клеит стикер и коротко рассказывает, что имел в виду. Критиковать идеи нельзя, но можно задавать вопросы.
- Безмолвное голосование (его можно использовать в следующем цикле — «Выбор идей»). У каждого участника ограниченное число голосов, например, если получилось всего 30 идей — можно выдать каждому по три голоса. В финале зафиксируйте результат.
Выбор идеи
Соберите все идеи и выберите с командой, какие лучше всего закрывают потребности клиентов и бизнеса.
Прототипирование
На этом этапе нужно сделать черновую версию продукта, который должен решить проблему пользователя. Не старайтесь сразу сделать «красиво». У хорошего прототипа есть три ключевые характеристики: он должен быть быстрый, дешёвый и интерактивный.
Посмотрите, к примеру, как компания IDEO в девяностых за четыре дня разработала прототип инновационной тележки для магазинов. Ребята собрали прототип «на коленке» из всего, что было под рукой: скотча, верёвок, деревяшек и металлических дуг.
Для цифровых продуктов удобно использовать сервисы Miro или Figma: в них можно без кода собрать макет и показать респондентам.
Тестирование
Покажите получившийся прототип пользователю: посмотрите, как он взаимодействует с продуктом, что ему нравится, что нет и почему. Запишите это в таблицу или, например, на карту:
Обратная связь поможет понять, удалось ли решить проблему. По итогам тестирования вы можете возвращаться на предыдущие этапы:
- Если ошиблись с выбором проблемы — возвращайтесь на этап «Эмпатия» и «Фокусировка».
- Если нужно скорректировать прототип — вернитесь к этапу «Прототипирование».
- Если всё хорошо и проблема клиента разрешилась, переходите к созданию MVP — минимально жизнеспособного продукта.
Не бойтесь экспериментов
Даже если оказалось, что получившийся продукт не нужен пользователю — это значит, что вы избежали затрат на бессмысленную разработку и сэкономили команде время и силы. Это не ваша личная неудача, а второй лучший исход эксперимента.
Такова идея дизайн-мышления — постоянный поиск и проверка решений.
Что смотреть и читать о дизайн-мышлении
- Курс по дизайн-мышлению от Nielsen Norman Group — одной из главных исследовательских компаний в сфере дизайна.
- Курс «Дизайн-мышление: все этапы и инструменты» от PMCLUB, на котором пошагово разбирается методология и приводятся практические кейсы.
- «Науки об искусственном», Герберт Саймон. Я упоминал эту книгу в начале статьи. Она — основа дизайн-мышления. Без неё вы бы не читали эту статью.
- «Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге», Оливер Кемпкенс. Оливер — один из лучших экспертов в дизайн-мышлении в Европе. В книге он показывает различные методики генерации и проверки гипотез на примере 150 практических кейсов.
- «Дизайн-мышление в бизнесе». Автор книги — Тим Браун, гендиректор IDEO, одной из самых успешных в мире дизайн-компаний. Тим рассказывает, как метод помогает находить и реализовывать успешные бизнес-идеи.