Тимбилдинг для удалённой команды: как укреплять «отношения на расстоянии»
Для многих удалёнка намного удобнее офиса, это факт. Но в ней есть и коварные минусы, когда команда запросто может сыграть в свои же ворота. Онлайн-коллеги не могут поболтать в обеденный перерыв, посидеть где-нибудь после работы или сорваться на пикник в выходные. В итоге удалёнщики не ощущают себя как «часть команды, часть корабля». Поэтому и важно что-то делать вместе, общаться и поддерживать друг друга — и на расстоянии тоже.
КАК СПЛОТИТЬ КОЛЛЕКТИВ И НЕ ТЕРЯТЬ СВЯЗЬ С КОМАНДОЙ
Есть разные активности, и применять их можно в разное время. Где-то поближе всех познакомить, где-то подбодрить или замотивировать на рывок вперёд. Главное — хотя бы иногда вместе говорить не про работу, а про людей: узнать, как дела, подставить плечо или жилетку, порадоваться успехам. А форматов много:
1. Онлайн-знакомство
Очевидно? Вот и нет. Многие пропускают этап вливания новеньких, и тогда командообразующие ниточки не тянутся. Часто и «старожилы» тоже знакомы поскольку-постольку.
В чём задумка — участники по очереди отвечают на вопросы, которые помогут раскрыться и найти единомышленников в нерабочем поле. Например, есть ли хобби, какое любимое блюдо или как выглядит отпуск мечты. Как быстрые свидания, только не свидания)
Пример: «Правда или ложь?» Участник называет команде три факта о себе, один из них — ложь, которую нужно угадать. Это знакомит, объединяет коллектив и круто развеивает мифы.
Вы, может, думали, что сисадмин в лучшем случае перебирает ноутбуки для души, а он гоняет на сёрфе и знает пять языков. А такой грозный с виду юрист уже много лет помогает приютам для животных.
2. Флешмобы и челленджи
Общая «улыбательная» задача — это уже плюс к настроению и сближению.
Все участвуют в лёгком и приятном задании. Например, в День защиты детей ставят на аватарки свои детские фотографии. Забавно видеть деловых серьёзных людей на трёхколесных велосипедах или в новогодних костюмах зайчиков-белочек. А ещё можно запустить круговорот фоток домашних питомцев. Выброс милоты и эндорфинов обеспечен.
Тут очень гибко по интенсивности и по участию — нет задачи активничать каждый день. Видите, что народ приуныл и погряз в рутине, — сделайте день мемов.
3. Квизы и соревнования
Можно самостоятельно собрать квиз в онлайн-конструкторе или пригласить ведущего для онлайн-встречи. Или использовать вопросы/ответы хоть в файле Гугл-формах, было бы желание.
Уместны и вопросы на эрудицию, и шуточные развлечения, если есть есть стимул помериться интеллектом или взбодриться в командном зачёте. Можно пройти общий квиз и по итогам показать статистику.
В викторину можно включить вопросы и про саму команду: сколько в ней человек, кто проработал дольше всех, а кто самый новенький. А можно и пошалить: спросить, кто раздаёт кнуты и пряники или от кого зависит смс о зачислении зарплаты на карту.
В онлайн-формате можно вообще сделать целый турнир — поделить коллектив на команды, запустить видеоконференцию в разные сессионные залы, чтобы группы могли совещаться. За каждый правильный ответ и выполненное задание начисляются баллы, а в финале определяют команду-победителя.
4. Корпоративные онлайн-игры
Варианты сюжетов бесконечны. Можно купить игру, нанять компанию для проведения или всё сделать самостоятельно.
Примеры сценариев:
- «Звёздные войны». К нам высадились пришельцы, которые не знают языка. Задача — объяснить жестами, чем занимается компания. Кто самый убедительный — тот удостаивается титула «Договорится даже с рептилоидами».
- «Сломанный телефон». Заранее готовим историю, которую нужно запомнить и передать по цепочке. А потом все по очереди идут в отдельную веб-комнату и пересказывают, что услышали. И по завершении можно смонтировать первую и последнюю реплики. Получается «Было/Стало», которое отлично показывает, как теряется информация на разных этапах, и в рабочих процессах в том числе.
- «Мафия», «Слабое звено», «Камень-ножницы-бумага». Любая игра на выбывание, которая заводит весь коллектив. Сотруднику, который всех «перепобедил», можно подарить символический приз.
- «В десяточку». Помогает подчеркнуть что-то общее и весело провести время. Делим команду на группы, даём десять минут. За это время участники должны составить список из десяти вещей, которые у них железно общие. Например: мы все любим кофе, получаем аванс 25 числа или терпеть не можем понедельники.
5. Совместное творчество
Мероприятие, которое может занять день или неделю, но обязательно ограничено по времени. Цель — создать коллективное произведение.
Есть документ с правом общего доступа или онлайн-доска, и есть задание — например, добавить тематическую картинку. Это может быть фото из отпуска, картинка рабочего стола или вид из окна. Потом получаются прикольные коллажи. А в финале можно не только любоваться коллективным пазлом, но и запустить «угадайку» — где чья картинка.
6. Вечеринки и праздники
Тематические или нет, провести легко. Главное — неформальное общение в прямом эфире. Получится поздравить, обсудить новости и планы, пошутить. А если бюджет компании позволяет, то можно и с пиццей, пирожными или мандаринами. Вот вам и онлайн-банкет, может даже с тостами, а это уже совсем другое настроение.
ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Для проведения онлайн-мероприятий пригодятся сервисы-помощники:
- Понадобятся программы для видеоконференций: с удобным интерфейсом, нужными функциями и комфортными тарифами. Наверняка, их же и используют для работы.
- Чтобы самостоятельно создать квиз, тесты или викторину, можно использовать конструкторы, например: Marquiz, Enquiz,Quizgo.
- На интерактивных досках как раз получится делать что-то вместе: нарисовать коллективный шарж или написать общую историю, как письмо в мультике «Простоквашино». Для разных задач могут быть полезны: Trello,Yougile, Miro, Ziteboard, IDroo, Jamboard, Witeboard, Boardmix.
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
— Каждый месяц мы с командой собираемся на онлайн-чаепитие и общаемся с камерами, — это чтобы знакомиться и общаться друг с другом вне рабочих процессов. Плюс к этому устраиваем тематические созвоны: уроки грамотности, литературный кружок, дизайн-кружок, квизы — они, кстати, очень заходят.
Ещё у нас бывают приглашённые эксперты — коучи и/или лидеры мнений. Общаемся в формате «лекция/мастер-класс + ответы на вопросы». Обязательно поддерживаем друг друга в чрезвычайных ситуациях, как личных, так и профессиональных. И если отличился конкретный сотрудник или произошло крутое событие, которого добились вместе, — тоже проводим созвон.
Онлайн-мероприятия для команды проводим всегда — не было такого периода, чтобы мы просто рубились в работу, не обращая внимания ни на что человеческое. Поэтому коллектив понимает цель и ценность своей работы и более ясно видит объединяющие вещи. А заодно снимаем стресс и напряжение.
Например, про уроки грамотности. К определённому дню назначенный сотрудник готовит презентацию на тему «Причастные и деепричастные обороты в русской речи» и проводит урок. За деньги, конечно же. После этого отвечает на вопросы, и плюс добавляем элементы интерактива — тренируемся в прямом эфире. Для остальных членов команды это тоже ценная история, потому что с подобными ошибками сталкиваются в работе ежедневно. А уроки повышают квалификацию.
— И онлайн-, и офлайн-мероприятия для удалённых команд — это инструмент, который решает управленческие задачи. Например, мотивирует и вовлекает сотрудников в работу, учит делегированию, мониторит состояние команды, решает конфликты, повышает продуктивность.
Скажу сразу — если вы работаете с удалённой командой, то онлайн-события для вас — ключевой инструмент управления коллективом. И если система качественных онлайн-событий у вас отсутствует — ждите беды.
Чтобы научиться эффективно проводить онлайн-мероприятия, надо понять, чем они отличаются от привычного офлайн-формата. Представим, есть автомобиль, который отлично показывает себя на дороге — на планете Земля. И тут встаёт задача: освоить на нём же поездки по Луне. Миссия невыполнима, машина почему-то не едет. В этой ситуации легко сделать вывод: Луна — неподходящее место для поездок.
Перенесём пример на онлайн-мероприятия. Я часто слышу, что онлайн:
- ни при каких условиях не заменит живое общение;
- не может обеспечить такую же степень вовлечённости удалённой команды;
- не подходит для конкретно наших задач.
Настоящая проблема не в Луне (онлайне), а в том, что мы пытаемся копировать и применять инструменты, работающие на Земле (офлайн).
Чтобы всё поехало, нужно осознать три момента:
1. Условия отличаются.
2. При этом остаются неизменные вещи — например, сотрудникам всё так же нужно сделать паузу, отдохнуть и снять напряжение, нужны перерывы и игровые моменты.
3. Используем первый и второй пункт — принимаем изменения и учитываем то, что осталось прежним.
Чаще всего ко мне обращаются за онлайн-мероприятиями трёх типов:
- Знакомство сотрудников — например, отдел работает уже год, но не все коллеги знают друг друга по именам или в лицо.
- Профессиональный рост и продуктовая разработка — сотрудники вместе с руководителем вырабатывают новые подходы и решения.
- «Волшебный пинок» — поиск направления для роста бизнеса.
Ещё один запрос, который почти никогда вслух не проговаривается, но есть у руководителя в 9 случаев из 10, — запрос на повышение авторитета у команды.
Причина этого запроса проста: руководитель удалённой команды — тоже удалёнщик, контактов с ним мало, подчинённые его в глаза не видели. Задача такого онлайн-мероприятия — нарастить связи между руководителем и командой.
Какие форматы можно использовать:
1. Деловые игры — но при этом весёлые и вовлекающие;
2. Горизонтальные проектные группы — например, мастермайнды, на которых решается общая задача.
3. Продуктовые разработки и стратегические сессии — вместе с командой придумываются новые продукты или определяется вектор развития компании. Даёт хорошее вовлечение сотрудника в работу — уже не нужно «продавать» то, что он сам придумал.
4. Досуговые мероприятия — профессиональные праздники, День «чай и домино», книжный клуб и т.д. Мы не работаем, а вместе развлекаемся и укрепляем горизонтальные связи.
ВАЖНОE
Без мотивации никак. Каждому участнику должно быть понятно, зачем ему лишний раз включаться. А если это ещё и после работы, то чашу весов может перевесить сериал или тренировка. Да, команду стоит настроить на участие, донести ценность.
Подготовка и участие не должны нагружать и без того заваленных работой сотрудников. Потому что вместо сплочённой команды можно получить раздражение и саботаж. В период запусков или важных отчётов все развлечения лучше поставить на паузу. Как говорят маститые маркетологи: «Ёлочка гори, а дедлайн — не гори».
Онлайн-евент для сплочения коллектива — это по желанию. Лучше заранее анонсировать встречу и уточнить явки, чтобы всех синхронизировать и при необходимости перенести на другое время. Возможно, в час икс кто-то просто забирает ребёнка с занятий, ничего личного.
Делать что-то с людьми — это всегда про обратную связь. Да, и тут тоже. Можно и анонимно. Что порадовало, чего не хватило, какие есть предложения на перспективу. Фидбек поможет оценить климат в команде и сделает полработы по подготовке следующих активностей. Или покажет, что каждый сам по себе, а о команде и речи не идёт.
Здоровые отношения и доверие в коллективе укрепляют командный дух в частности и бизнес в целом. Да и от друзей сложнее уйти на другую работу, даже если там предлагают лучшие условия.
Тимбилдинг помогает посмотреть на команду другими глазами. Это уже не просто люди где-то на другом конце интернета, у которых из общего — только рабочий чат и серверное имя в корпоративной почте. Это те, с кем вы на одной стороне, и вас объединяют не только товарно-денежные отношения, но и общие цели, приятные эмоции и своя атмосфера.