Банк Открытие незаконно подключает клиентам платные доп услуги
Оформил в банке Открытие кредитную карту, в тот же день выяснил, что банк также подключил Программу страхования Без потерь, хотя я не предоставлял согласия на подключение такой услуги. В банке уточнили, что эта услуга "автоматически" подключается всем клиентам на основании того, что клиент подписывает заявление-анкету на получение кредитной карты, в которой сам банк заранее ставит "галочку" о согласии клиента на подключение платной страховки. При этом возможности отказаться от подключения этой услуги нет (мол, форма анкеты типовая и изменению не подлежит), но банк может отключить мне эту услугу, если я не хочу ей пользоваться. На мои замечания о том, что действия банка незаконны (именно я как клиент должен решать, какие услуги подключать), реакции со стороны банка не последовало.
В самой анкете, как можете увидеть, у клиента нет возможности поставить "галочку", что он "против" подключения этой услуги:
Банк России и Роспотребнадзор в своих ответах на мою жалобу пояснили, что указанный способ подключения доп услуги противоречит требованиям, установленным законом; проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается; установлены нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей (ответы ведомств прикладываю).
Сотрудники банка Открытие утверждают, что навязанную и незаконно подключенную страховку клиент может отключить в любой момент, но не уточняют, почему клиент должен отключать услугу, на подключение которой он не давал согласия. Данная страховка платная — если клиент начнёт оплачивать покупки кредиткой раньше, чем отключит эту страховку, банк спишет за неё деньги.
Но самое отвратительное в описанной ситуации - это поведение банка Открытие после того, как ему и с моей стороны, и со стороны надзорных органов, было указано на нарушение потребительского законодательства. Я направил в банк письмо с требованием 1) уточнить, почему банк допустил нарушение закона (сделали это специально, чтобы легче подключать клиентам доп услуги, или просто не знали о существовании ФЗ "О потребительском кредите (займе)", положения которого нарушили?); 2) сообщить клиентам, права которых были нарушены, о том, что банк незаконно подключил им страховку, принести извинения от лица банка по факту нарушения закона (если в банке Открытие не считают, что нарушение закона с их стороны - это норма) 3) добровольно вернуть деньги клиентам, у которых банк списал оплату в счёт незаконно подключенной страховки 4) прекратить нарушение закона - больше не "подсовывать" клиентам анкеты с заранее проставленными "галочками", в которых банк за клиента выражает согласие на подключение доп услуги.
Банк Открытие проигнорировал мои требования. Факт нарушения закона они не признали. Причины, по которым нарушили закон, не пояснили. Какой-либо благодарности за то, что я выявил уязвимость в процессах банка, помог найти в их деятельности нарушения закона и не допускать эти нарушения в дальнейшем, в мой адрес от сотрудников банка Открытие не последовало. Хотя я сделал работу, которую были обязаны сделать сотрудники этого банка. Новостей об отставке руководителя розничного блока банка Открытие я не видел. То есть человек, который допустил нарушение закона, не считает это событие из ряда вон выходящим и как ни в чём не бывало продолжает работать. Нарушали закон, нарушаем и будем нарушать - а что здесь такого. Полагаю, что в банке Открытие специально культивируется противоправная схема навязывания клиентом платных доп услуг - это именно та политика, которую придумывает и продвигает в жизнь руководство банка Открытие. Я не верю в то, что руководитель розничного блока банка Открытие настолько некомпетентен, что не знает о существовании ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Чтобы пользоваться услугами такого банка, нужно быть экспертом в области потребительского законодательства, чтобы чётко понимать, где именно этот банк не просто обманет тебя, а ещё и нарушит закон. В банке Открытие прекрасно осведомлены о юридической безграмотности большей части своих клиентов - они пользуются тем, что их клиенты не знают свои права и не могут защитить свои права. Этот банк скрывает от клиентов факт нарушения закона. Понимаю, это не то, чем принято "хвалиться". Но адекватный банк в таком случае опубликовал бы на своём сайте новость по типу: наш клиент помог нам выявить недоработки; оказывается, мы не всё учли в своих процессах и допускали нарушения закона (каждый раз, когда "автоматически" подключали каждому клиенту платную доп услугу); но сейчас мы внесли необходимые изменения и перестроили свои процессы так, чтобы не нарушать права своих клиентов. От банка Открытие таких новостей не видел. Не потому ли, что они планируют и дальше таким же образом "продавать" доп услуги клиентам (даже не спрашивая согласия клиентов на их подключение)? У меня огромные сомнения, что банк Открытие прекратит нарушать закон (даже несмотря на выданное со стороны Роспотребнадзора предостережение).
Хорошая новость в том, что мы можем помочь этому банку "исправиться".
Чтобы принять в отношении банка Открытие более серьёзные меры, Банку России нужны массовые заявления от клиентов о фактах нарушения закона. Поэтому если Вы или Ваши знакомые столкнулись с фактами незаконных "продаж" доп услуг банком Открытие - не поленитесь, напишите жалобу на действия банка Открытие в Банк России. Это можно сделать онлайн:
Если у Вас или у Ваших знакомых банк Открытие успел списать деньги за незаконно подключенную услугу (на подключение которой Вы изначально не давали согласия и которую не были обязаны отключать) - требуйте у банка вернуть незаконно списанные в счёт оплаты страховки деньги (сам банк теперь знает, что, оказывается, подключал эту страховку всем своим клиентам незаконно, - как следствие, и деньги за страховку банк списывал незаконно - но сильно сомневаюсь, что банк Открытие будет возвращать незаконно списанные у клиентов деньги добровольно). Для этого можно зарегистрировать обращение в чате мобильного приложения / личного кабинета самого банка. Если банк откажет в возврате денег - нужно написать обращение финансовому омбудсмену (это досудебный этап урегулирования подобных споров с банками) с теми же аргументами (банк подключил платную доп услугу на основании того, что сам проставил "галочку"- согласие на её подключение в анкете, подключение услуги было незаконным в силу положений п.2 ст.7 ФЗ "О потребительском кредите (займе)", следовательно, списание денежных средств в счёт оплаты данной услуги (страховки) также было незаконным; к обращению прикладывайте скан анкеты-заявления на получение кредитки, в которой банк проставил за Вас "галочку"). Обращение финансовому омбудсмену можно подать онлайн:
При необходимости, я готов оказать помощь в составлении обращения в банк и в оформлении заявления в адрес финансового омбудсмена, в оформлении жалобы в Банк России (естественно, на безвозмездной основе). Пишите в ЛС.
Если сотрудники банка Открытие захотят поспорить и заявят, что хоть и подключали страховку незаконно (напомню, что незаконность выбранного банком метода подключения страховки доказана и подтверждена Банком России и Роспотребнадзором), но деньги за эту страховку списывали уже на законных основаниях - буду рад поучаствовать в такой дискуссии. Мне крайне интересно, до какого уровня может дойти некомпетентность / беззаконность / безнаказанность в действиях сотрудников банка Открытие. Мы всегда можем снова обратиться в Банк России: а он подтвердит, что раз сама услуга подключалась незаконно, то и списание денежных средств за неё будет являться незаконным. Это же подтвердит и финансовый омбудсмен. Все обращения ваших клиентов будут удовлетворены, деньги всем придётся вернуть.
Повторюсь, расчёт банка тут максимально циничен: они надеются на юридическую безграмотность клиентов. Сотрудники банка будут Вас убеждать, что получив кредитную карту и подписав заявление-анкету на её получение, в которой банк "заранее" проставил за Вас согласие на подключение страховки, Вы дали согласие на подключение доп услуги. Это неправда; более того, такие действия банка являются незаконными (такова официальная позиция Банка России и Роспотребнадзора). Финансовый омбудсмен в описанной ситуации будет на стороне клиента и обяжет банк вернуть незаконно списанные у Вас деньги.
Банк хочет "урвать" несколько "лишних" рублей, если клиент забудет / не сможет отключить доп услугу, поэтому и подключает такие услуги всем без разбора, "автоматически". Мы, клиенты, можем показать банку Открытие, что мы не бесправные скоты, что мы знаем и умеем отстаивать свои права, что мы не позволим этому банку нарушать закон. Совместными усилиями можно очистить рынок от недобросовестных участников, или, по крайней мере, заставить их соблюдать закон.
Добрый день.
Напишите нам, пожалуйста, в л.с нашей группы @Банк Открытие ваши ФИО и дату рождения. Также пришлите ссылку на пост. Постараемся разобраться.
А в чем вы хотите разобраться, если вам по всем официальным каналам прислали все подтверждающие нарушения документы? А вы просто отморозились.
Думал, что у банка Открытие отозвали лицензию. Проверил сайт Банка России - нет, не отозвали. Странно тогда, почему представители Банка Открытие молчат уже 3 недели. Необходимую информацию я направил, как Вы и просили. В банке не хотят пояснить, почему допустили нарушение закона? Пояснить, прекратят ли нарушать закон в будущем? И объяснить своим клиентам, вернёт ли банк добровольно необоснованно списанные у них деньги за незаконно подключенные доп услуги?
Если в банке Открытие считают, что могут нарушать закон и дальше и никто не в силах это прекратить - огорчу. Совсем недавно было аналогичное дело - тогда на незаконном навязывании доп услуг поймали авиакомпанию "Уральские авиалинии". Суд обязал её не включать автоматически в договор перевозки пассажиров согласие на предоставление дополнительных услуг (ссылка на новость: https://www.kommersant.ru/doc/6378179). Отдельно Свердловский областной суд отметил, что автоматическое согласие при оформлении авиабилетов нельзя считать добровольным, даже если гражданин может отказаться от услуги.
Если банк Открытие хочет попасть в новостные заголовки в таком же контексте - хорошо, сделаем. Не прекратите нарушения закона добровольно - прекратите по решению суда. Пока что я не увидел от банка Открытие ни признания в том, что "да, мы нарушили закон"; ни пояснений, ПОЧЕМУ в банке допустили нарушение закона; ни заявлений, что в будущем банк Открытие ПРЕКРАТИТ незаконно подключать клиентам платные доп услуги. Да и про то, что виновные в нарушении закона сотрудники банка понесли за это ответственность, тоже ни слова не было.
https://www.kommersant.ru/doc/6378179
Комментарий недоступен
Ну да, как раз одна из возможных причин такого наглого поведения банка - скоро его сольют с ВТБ, бренд "банк Открытие" будет ликвидирован: можно в такой ситуации не дорожить репутацией бренда и пускаться во все тяжкие.