Из шайки ребят из Тулы — в успешную IT-компанию: секреты и взлет Qtim
Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Миссия Qtim очень проста: «Чтобы сотрудникам было хорошо». История становления компании подтверждает, что бизнес — это в первую очередь люди.
За шесть лет небольшая фриланс-команда выросла в компанию, за плечами которой — около 250 успешных проектов. Подробнее о пути Qtim нам рассказал ее исполнительный директор Артем Трушин. А мы расскажем вам.
Первые шаги в разработке: с чего все началось
Становление компании Qtim началось шесть лет назад. Ее основал Антон Фокин. Прежде чем открыть свое дело, он работал разработчиком в другой тульской компании. Тогда он столкнулся с болью многих наемных сотрудников: команда регулярно перерабатывала, но получала только оклад. Да и работа не вдохновляла: сотрудники не тестировали новые технологии, не получали интересных проектов, ничему не учились и не видели впереди особых перспектив.
Работа стала рутиной: прийти утром, досидеть до конца рабочего дня и скорее уйти. Такой подход Антона не устроил, и однажды он ушел окончательно. Но не к другому работодателю, а в свою собственную компанию.
Антон начал с фриланса: брал заказы на создание сайтов на Битрикс, параллельно осваивал новые технологии, внедрял полученные знания в работу. Вместе с уровнем росла нагрузка, и справляться в одиночку стало сложно. Антон пригласил бывших коллег с прежнего места работы и собрал небольшую команду из 10 человек.
Так прошло три года — ребята постепенно привлекали новых заказчиков, брались за более сложные проекты. Тогда к команде присоединился Артем. Правда, не сразу.
Я изначально пробовался на дизайнера. Отработал свои первые 10 часов, но что бы ни рисовал, Антону не нравилось. Тогда он меня не взял. Но перезвонил через три месяца и сказал: “Будешь PM-ом?” (РМ или Project manager — менеджер проектов).
Управленческий опыт у Артема был, и он согласился. С первых дней стало ясно, что команде не хватает организованности — не было ни найма, ни нормальной системы управления, ни выстроенных процессов. В таких условиях команда столкнулась с первым крупным вызовом — проектом, с которого «все началось».
«Мы заплатим любые деньги, только сделайте» — первый шаг на пути к крупной разработке
Сотрудничество с Онлайн-школой №1 — проект, с которого начался серьезный профессиональный рост Qtim.
Школа попросила с нуля разработать учебную онлайн-платформу. Предыдущие исполнители взяли за проект 5 миллионов, но оставили заказчика ни с чем. Школа была готова заплатить любые деньги, но относилась к новым исполнителям осторожно. Сначала она попросила сделать цифровую библиотеку с тестами, уроками, упражнениями и учебными материалами. И если все получится, перейти к платформе.
Мы тогда были молодой неопытной командой. Они общались с нами, как с экспертами, а мы ничего не понимали. Я только недавно занимался сайтами на Битрикс — а уже приступаю к платформе, в которой уже другой уровень работы с базой и кодом… Голова шла кругом.
Однако терять крупного заказчика не хотелось, и команда приняла вызов. Требовалось решить проблему с кадрами — в команде не было дизайнера и фронтенд-разработчика. Дизайнера нашли через знакомых — с дорогим ценником, но хорошими навыками. На позицию разработчика пригласили ученицу Skillbox, которая до этого занималась волонтерским ветеринарным сайтом.
В обновленном составе команда приступила к проекту и разработала энциклопедию за три месяца — точно в срок. Следующий месяц Школа тестировала библиотеку, а потом вернулась с ответом: «Все нравится, делаем платформу».
На этом этапе команда столкнулась с такими проблемами:
- заказчик не особо понимал, что он хочет получить;
- конкретного ТЗ также не было;
- все еще не хватало опыта в разработке и управлении проектами;
- запустить платформу нужно было к началу четвертой четверти — всего через несколько месяцев.
Команда ежедневно созванивалась, обсуждала проект. Разговоры затягивались на 3-4 часа. Артем подсчитал, что работа над платформой займет примерно 4700 часов — с таким объемом ребята раньше не сталкивались.
Я понимал: либо я принимаю вызов, и мы вместе растем, либо мы упускаем возможность и топчемся на месте. На созвоне заказчик спросил: “Сделаете к четвертой четверти?”. Я ответил: “Да”. Закрыл ноутбук, а Антон посмотрел на меня и сказал: “Ты дурак? Мы не сделаем”. Он часто повторяет, что тогда не верил, что мы сможем.
Ребята приступили к активной разработке. Они оформляли дизайны, как горячие пирожки: только нарисовали — сразу в разработку. Задачи копились, как снежный ком. Модулей было много: успеваемость, домашние работы, тесты. Рук не хватало. У ребят не было денег на миддл-разработчиков, поэтому они наняли джунов из Skillbox. Новички быстро адаптировались и сразу вовлекались в процессы.
До этого джуны между собой не общались, но каждый из них быстро влился в команду. У них была такая сплоченность, будто они работали вместе уже давно.
Конечно, без форс-мажоров не обошлось. Сначала основной бэкэнд-разработчик попал в больницу. Затем сотрудник, которому поручили разработку календаря, уехал в отпуск с женой. Когда задачи некому было перепоручить, подключался Антон. На подхвате был и тимлид Никита — он писал тексты параллельно основной работе.
Команда быстро поняла, что без организованной системы управления — никуда. Параллельно с разработкой платформы ребята настраивали внутренние процессы:
- внедрили ежедневные созвоны;
- смешивали лучшие практики управления рабочим процессом: scrum, agile и другие;
- усиленно изучали Edtech-технологии.
Постепенно компания пришла к матричной структуре, с которой работает по сей день. Генеральный директор больше не занимается операционными задачами, только стратегическим управлением. Все зоны ответственности распределены между сотрудниками — каждый понимает, за что отвечает, и что нужно делать.
Проект закончили ровно в срок. Команда справилась не только с дедлайном, но и качеством. По опросам пользователей платформа получила оценку 7,3 из 10 и работает уже второй год. Вместе с Qtim Онлайн-Школа активно развивается. В дополнение к основной платформе появились реферальные, с детскими курсами, энциклопедиями, многостраничными сайтами. И команда постоянно оптимизирует и дорабатывает эту структуру.
Когда закончили проект, мы были уже не шайкой ребят из Тулы, а организованной компанией с огромной экспертизой в Edtech.
«История человеческих решений» или следующий крупный вызов
После Онлайн-школы ребята брали проект за проектом. Многие пришли по сарафанному радио. Следующим серьезным проектом для компании стало сотрудничество с 4Fresh.
Задача была такой: за 6 месяцев переписать интернет-магазин с Битрикс на другую платформу. К проекту приступила команда из 8 человек. Но они быстро поняли, что людей недостаточно, и срок слишком сжатый — для такой задачи нужно минимум 9-10 месяцев.
Компания открыла найм. Команду расширили до 25 человек, но времени все еще не хватало. Люди перерабатывали. Некоторые сотрудники набирали по 200 рабочих часов в месяц.
У нас есть разработчица Маша. Она мне пишет: “Я провела себе интернет на дачу, чтобы работать тут, пока муж в огороде”. Еще в команде есть Гриша – ему сложно работать с обычной клавиатурой, поэтому он писал бота мышкой на экранной клавиатуре. Гришу сильно не нагружали, просто не хватало людей. А он сделал много задач, которые в итоге вышли в прод. Другой наш разработчик Леша писал код по ночам. Параллельно ухаживал за мамой в больнице. Мы говорили, что оно того не стоит, что он может уйти в любой момент — но он нас не бросил. Сначала закончил проект, а уже потом ушел. Это история человеческих решений.
Всю неделю перед релизом команда работала допоздна, а иногда — ночи напролет. Релиз несколько раз переносили.
Когда заказчики сказали, что финальный релиз не состоится из-за багов, команда была эмоционально выжата. Но руководство поддержало: “Ребята, это победа. Проект уже в предрелизном состоянии”. Артем и Антон задерживались с командой до ночи, чтобы поддержать и подбодрить. Спустя две недели ребята закончили. Так, с багами, ошибками и сильным недосыпом Qtim прошла еще один серьезный этап своего становления.
Оригинальный подход к проектам и работа без ТЗ
Qtim не работает со стандартными ТЗ. Такой подход сложился еще в работе с Онлайн-Школой. Если бы команда тогда тратила время на разработку ТЗ, они бы не успели закончить к дедлайну.
Команда приступает к работе над проектом и несколько месяцев ждет, пока мы оформим и согласуем ТЗ. Простои никто не оплачивает, плюс многое может поменяться в процессе.
Qtim пришла к итерационному формату. Они делят большую задачу на несколько этапов. Для каждого этапа составляют макет, в котором описывают результат и конечный функционал. Дальше по алгоритму:
- Получили предоплату за первый этап.
- Выполнили работу.
- Презентовали заказчику.
- Получили вторую часть оплаты.
- Перешли к следующему этапу.
Сказать, что Qtim совсем не составляют ТЗ, тоже будет неправдой. Их разрабатывают для отдельных проектов со сложными техническими структурами, например, 1С. Но в таких проектах, как Онлайн-Школа, проект технически не описать — слишком много продуктовых нюансов, которые в такие короткие сроки еще нужно додумать.
Если есть четкое ТЗ с очерченными границами, мы должны сделать ровно так, как обозначено — иначе нам не заплатят. Мы же идем Win-win: описываем конечный итог и следуем этому пути, постоянно показывая промежуточный результат заказчику.
Какие сервисы Qtim использует для внутренней коммуникации
Под каждый новый проект команда заводит отдельное пространство в таск-трекере. Сейчас ребята работают с ClickUp, но планируют переход в Yandex Tracker. Нынешний сервис их устраивает, но есть пара проблем:
- он дорогой;
- российской картой его не оплатить, а выводить наличку неудобно.
В таск-трекер заводят людей. Там же формируют описание будущих задач по проекту. Как правило, на первых порах это общая архитектура дальнейшей работы, которую со временем дополняют.
В удаленной работе команда Qtim также использует:
- sBoard — аналог доски Миро;
- Гугл Таблицы — там отражают все экономические показатели по проекту;
- корпоративный мессенджер — в нем проходит основная деловая коммуникация.
У команды также есть внутренняя Task system management. Разработчики Qtim создали свою систему тестирования, потому что работать с багами таск-трекера неудобно. ТСМ еще требует доработки, и разработчикам поручили переписать ее к февралю в формате Notion/Гугл Таблиц. Сначала систему презентуют компании, а в дальнейшем планируют выпустить во внешний доступ по подписке.
Поиск лучшего корпоративного мессенджера
Раньше команда работала в Slack. Когда сервис прислал уведомление о блокировке российских пользователей, компания решила поменять мессенджер.
Сначала попробовали Пачку — российский аналог Slack, о котором Артем узнал на Яндекс Практикуме. Команда импортировала сообщения в мессенджер и продолжила работу в новом пространстве.
Поначалу все было неплохо. Не Slack, но пойдет. А потом началась сражение между бизнесом и разработкой, в котором победил первый. Пачка стала выкатывать много бизнес-фич, и это отразилось на работе приложения. Мы надеялись, что баги исправят, но ничего не менялось.
Ребята не вытерпели, стали искать новый мессенджер и нашли Compass. Сначала попробовали демо-версию. Артему мессенджер понравился. Он решил перевести в него всю рабочую коммуникацию. Команда восприняла нововведение неохотно, но со временем привыкла.
Мы бы и дальше пользовались Slack, но проблемы с выводом налички и стоимость нам не подходят. Мне нравится тот темп, в котором развивается Compass. Если еще появятся видеоконференции, как в Slack, я окончательно скажу: “Все, Slack больше не нужен”.
Как функционал Compass помогает в работе
Главное требование к корпоративному мессенджеру у Qtim было простым — чтобы он работал так, как должен мессенджер. Скорость и надежность здесь — обязательные критерии.
Мне нравится, что сообщения и уведомления приходят вовремя. Не как в Пачке, когда сообщение написали на компьютер, а уведомление на телефон пришло через 20 минут. Из всех мессенджеров, что я встречал среди российских сервисов, Compass единственный работает, как нужно.
Особенно команде нравится функция «Спасибо». Обычно ее используют, чтобы благодарить за помощь, удачные решения, выполнение отдельных задач. Но в Qtim нашли оригинальное применение — сотрудники благодарят друг друга за «косяки».
Это как в онлайн-играх. Кто-то где-то накосячил, а мы дружно его “типаем”. Мы нечасто так делаем, но от этого еще смешнее. Функция не особо сказывается на работе, но помогает в коммуникации — сплачивает команду.
Активно используется функция тредов. Удобно, что комментарии открываются в поп-апе поверх окна с диалогом, а не сбоку, как было в Slack. Так сохраняется фокус внимания, важная информация не пропускается и не теряется в потоке других обсуждений.
По мнению Артема, единственное преимущество Slack, которого не хватает в Compass — разделение диалогов и групповых чатов. Эту проблему он для себя решил так: чтобы визуально отделить чаты и подсветить свои проекты, использует вкладку «Избранное».
Как расти и успешно развиваться в разработке три совета от Qtim
- Ищи возможности и иди туда, где трудно. Зачастую там, где большой риск провала, и кроется рост. В сложных рискованных проектах команда растет, процессы оттачиваются, улучшаются управленческие навыки PM-ов. Иногда нужно оказаться в нужное время в нужном месте и не отказываться от возможностей. Если бы мы тогда отказали Онлайн-Школе, все могло бы сложиться по-другому.
- Будьте людьми. Нашим успехом мы обязаны людям, которые у нас работают. Мы справились с трудностями только благодаря им. Мы никогда не отворачивались от команды, и она ни разу не отвернулась от нас. Дело не только в деньгах. Иногда достаточно поговорить с человеком и услышать его. Тогда сотрудники просто так вас не бросят.
- Всегда пробуйте что-то новое, но последовательно и без фанатизма. У нас есть правило: не больше одного нововведения за проект. Иначе есть риск его не закончить. Это как с внедрением новых привычек. Когда люди планируют начать бегать по утрам, принимать холодный душ, правильно питаться — и все в один день. Не стойте на месте, развивайтесь, но последовательно.
Вы можете подробнее узнать о возможностях мессенджера Compass, нажав на кнопку ниже. Командам до 10 человек подойдет бесплатный тариф «Старт». Если сотрудников больше, активируется пробный период на 30 дней, и вы сможете проверить бизнес-мессенджер в деле.