Как мы улучшаем бизнес-показатели с помощью обучения продавцов

Рассказываем про каждый уровень: онбординг для новичков, повышение квалификации для штатников и командные активности.

Как мы улучшаем бизнес-показатели с помощью обучения продавцов

Розничная сеть Tele2 развивается полностью по франчайзинговой модели, и формально работники салонов связи не являются сотрудниками компании. Однако для оператора важны качество сервиса и коммерческий результат, поэтому Tele2 непрерывно работает над цифровизацией салонов и обучением персонала: от стажеров до офисных сотрудников дилера.

Офисные сотрудники компании Tele2 обучаются в нескольких направлениях, в зависимости от специальности, и используют для этого специальную платформу LevelUp. В ретейле же компании есть три программы обучения:

  • для продавцов;
  • для наставников среди продавцов и директоров торговых точек;
  • для офисных сотрудников дилера.

Микролернинг — главная черта всех курсов оператора. Чтобы продавец не сильно отвлекался от рабочего процесса, обучение происходит в формате коротких видео — в основном о продуктовой линейке, новинках, soft и hard skills. Методологи уверены, что в таком формате запоминать информацию быстрее и проще.

В компании две основных платформы для обучения сотрудников розницы:

  • платформа АВС, где проводятся все дистанционные курсы, тренинги и мотивационные программы;
  • база знаний КМС, куда загружены инструкции, скрипты и памятки.

Помимо этого, ретейл проводит стандартные тренинги, обучающие и развлекательные радиошоу раз в квартал. Дирекция дублирует обучающий контент, курсы и тренинги в Telegram-каналы для сотрудников, чтобы все самое важное всегда было под рукой. Так, сотруднику не нужно покидать торговую точку для обучения основным компетенциям — в комнате для администрации можно за 10 минут посмотреть ролики о новых продуктах или повторить ключевые характеристики товаров.

Елена Шаповал
Руководитель направления методологии бизнес-обучения и разработки контента

Все наши учебные программы создаются с опорой на базовые принципы обучения взрослых и современные реалии. Мы используем принцип blended Learning (смешанное обучение). Теория, которую можно изучить самостоятельно в удобное время, запаковывается в интерактивные курсы, лонгриды или видеолекции. Для практической части создаются специальные программы очного обучения (тренинги, веб-тренинги, бизнес-игры). Это дает возможность существенно сократить количество часов очного обучения без потери качества.

Онбординг — как встречаем новых коллег

В ретейле Tele2 с большим вниманием относятся к тому, чтобы адаптация стажеров проходила плавно и эффективно. Задача — обучить нового сотрудника основным компетенциям за короткий срок, при этом не сильно нагружая стажера. Для этого в компании создали шестидневную программу наставничества:

  • В первый день сотрудник проходит собеседование с HR-специалистами Tele2. Они оценивают, готов ли он к работе. Это важно, так как салон связи — первая точка контакта с клиентом. Если все проходит успешно, за стажером закрепляют наставника в лице администратора или директора торговой точки, который поддерживает нового сотрудника в его пути и рассказывает, как выполнять те или иные задачи.
  • В первой половине дня сотрудник изучает ассортимент салона, информацию о продажах и правилах коммуникации с клиентами. Обучение происходит в формате онлайн-курсов или тренажеров. Далее новичок отрабатывает материал с наставником — практика продолжается 6 дней. За это время сотрудник должен изучить всю продуктовую линейку и услуги салона, включая обслуживающие мероприятия.
  • После практики сотрудник посещает двухдневный тренинг, где ему объясняют стандарты общения с клиентом. Обучение проводит тренер региона — офлайн или онлайн. В каждом регионе есть центральный город, где проводятся очные тренинги. Например, стажеры из Тулы самостоятельно приезжают в офис, а стажеры из соседних городов проходят тренинг на рабочем месте в формате вебинара. Так партнеры Tele2 и сам сотрудник не несут дополнительных расходов на логистику. Такая процедура применяется для комфорта сотрудников, поскольку удобство продавцов — одна из ключевых целей компании.
  • После тренинга у сотрудника принимают экзамен. В нем учитывается все, с чем продавец сталкивается на работе. Сотрудник проходит тест в онлайн-формате. Вторая часть экзамена — кейс по обслуживанию в формате тренажера, например с корректировкой данных SIM-карты. Сотрудник взаимодействует с клиентом в формате ролевой игры или общается с реальным покупателем. Процесс обслуживания записывают на видео, а потом оценивают, справился ли он.

Развиваем компетенции штатных сотрудников

Одна из главных задач ретейла Tele2 — оптимизировать внедрение новых продуктов. Благодаря различным форматам и подходам к обучению специалистов срок запуска продуктов сократился с 30-60 дней до 3. За 3 дня сотрудники розницы должны разобраться в продукте и понять, как с ним работать. Чтобы оценить знания о сервисах компании, работников просят пройти тестирование с помощью обзвонов, решения кейсов, задачи или тестов — в зависимости от сложности продукта.

Орхан Амирсултанов
Руководитель службы обучения и сервиса Tele2 Ретейл

Мы все время меняем подходы к обучению, чтобы максимально быстро и комфортно для сотрудников рассказывать о новых продуктах. Сейчас тренинги отходят на второй план, больше востребованы короткие видео: сотрудники смотрят ролик, а после выполняют задание или проходят небольшой тест. Но есть мобильные тренинги для директоров магазинов: с помощью чат-бота коллеги получают теоретические материалы и выполняют домашнее задание, мы его проверяем. Еще есть тренажеры — мы практически отказались от бумажных заданий, все залито на учебный портал ABC, к которому есть доступ у каждого сотрудника розницы.

Работать в салоне связи не всегда легко. Иногда сотрудникам достаточно сложно выдерживать эмоции и не пропускать все через себя, поэтому в компании есть тренинги и по soft skills. Продавцов учат работать со своим эмоциональным состоянием, расслабляться и перезагружаться.

Интерфейс платформы для обучения сотрудников розницы Tele2
Интерфейс платформы для обучения сотрудников розницы Tele2
Елена Шаповал
Руководитель направления методологии бизнес-обучения и разработки контента Tele2

Обновление учебных программ происходит регулярно. С одной стороны, мы реагируем на изменения в процедурах обслуживания, продуктах и услугах, которые происходят внутри компании. С другой — мы должны оперативно подстраиваться под внешние изменения. Например, в своих вебинарах мы используем интерактивные онлайн-доски для более качественной отработки умений участников, и если одна доска становится недоступной для пользователей в РФ, мы быстро ищем замену или придумываем новый способ освоения того или иного инструмента.

Повышаем мотивацию за счет командных активностей

Tele2 работает в 69 регионах России, общее количество розничных точек — более 2500. Компании важно, чтобы каждый сотрудник салона связи чувствовал себя частью команды. Для этого оператор создает мотивационные программы и организовывает командные активности. Одна из рабочих программ — Tele2Way под названием «Ты в команде». В формате тимбилдинга сотрудники погружаются в ценности Tele2, осознают себя частью компании. Программу ведут не только тренеры, но и макрорегиональные коммерческие директора и руководители регионов. В результате продавец взаимодействует с самыми разными людьми в компании. Это воспринимается не как тренинг, а как личная беседа о Tele2. А еще позволяет переводить людей, которые выросли до определенной позиции и хотят развиваться дальше в штате Tele2.

Орхан Амирсултанов
Руководитель службы обучения и сервиса Tele2 Ретейл

Взаимодействие налажено так, чтобы сотрудники розницы с удовольствием участвовали в наших активностях. Им нравится бренд, нравятся мероприятия, которые мы проводим, поэтому ребята всегда вовлекаются. Мы также устраиваем мероприятия вне офисов и точек продаж. Например, есть сотрудники, которые играют в нерабочее время в Counter-Strike: почему бы не создать турнир? Мы написали письмо в канал розницы и набрали 40 команд от Калининграда до Сахалина.

Также состоялся проект с продавцами — предлагали им записать ролик о том, как продвигать тот или иной продукт, и поделиться лайфхаками успешных продаж. Всегда интересно, когда о продукте рассказывает человек, который пользуется им и продает его. Лучшим продавцам мы вручали сертификат в Школу блогинга, чтобы они развивались в этом направлении.

Интерфейс платформы для обучения сотрудников розницы Tele2
Интерфейс платформы для обучения сотрудников розницы Tele2

Берем выше и обучаем директоров

Директор торговой точки — это бывший продавец. На новой должности его важно обучить управленческим навыкам и перестроить на то, чтобы он относился к салону, как к бизнесу. В программе обучения мы рассказываем, что такое выручка, маржа, оборот, как это все считать и увеличивать эффективность работы салона. Важно, чтобы директор начал относиться к торговой точке, как к своей маленькой компании, в которую инвестировали Tele2 и дилер. Также необходимо, чтобы директор умел подбирать новых сотрудников команды и умело управлял уже работающими.

Заботимся о деловых партнерах

У продавца есть два территориальных менеджера: со стороны дилера и со стороны Tele2. Чтобы они были на одной волне, Tele2 запустила программу для дилеров: здесь они могут “прокачать” наставничество, коммуникацию, управление результатами — то есть обучиться всем необходимым для руководителей навыкам. Партнерам также доступны продуктовые и мобильные курсы, вебинары и другие форматы обучения.

Дилеры могут запрашивать курсы для своих сотрудников, если чувствуют, что им есть куда расти и в каком направлении развиваться. Тогда служба обучения разрабатывает необходимый и подходящий тренинг, а после измеряет результат. Он может выражаться в увеличении продаж или изменении лояльности к бренду.

Система обучения в Tele2 адаптирована под сотрудников всех уровней. Для каждой должности разрабатываются свои курсы исходя из потребностей специалиста. Команды быстро обучаются новым навыкам благодаря персональному подходу. В результате:

  • адаптация новых сотрудников занимает всего девять дней;
  • внедрение новых продуктов происходит за три дня вместо двух месяцев;
  • мотивация и лояльность клиентов в компании увеличиваются.
1010
31 комментарий

какие нафиг показатели вы улучшили???сеть постоянно не ловит, в салонах продавцы ни о чем, не могут на элементарный вопрос ответить, в поддержке одни грубияны и некомпетентные! очень ухудшились вы! не ожидала от вас!

2
Ответить
Автор

Ответили вам в комментариях под другим постом.

Ответить

Плюсую

Ответить

ничего-себе вы первооткрыватели)) мы в МТС все эти фичи еще в 2009 году запилили, перетащив опыт FMCG в ритейл.

1
Ответить

бакланинг

1
Ответить

А я тут поюзал вашу симку, Tele2.
Первые эмоции.
Ваш интернет не пашет. Виснет, долго открывает.
Короче говоря. Еле-еле.

1
Ответить
Автор

Здравствуйте!
Постараемся во всем разобраться 🙏
Сложности наблюдаются в сети 4G?

Ответить