Ремень-убийца, коварный автомат и другие опасные опции

История страхов российских автомобилистов

Ремень-убийца, коварный автомат и другие опасные опции

На первый взгляд, автовладельцы – передовой отряд человечества, открытый всему новому. Возможно, так когда-то было: чтобы пересесть с живой умной лошади на механическую телегу с мотором, требовалась смелость. Однако автомобилисты последних десятилетий – ужасные консерваторы. Практически все, что вы найдете в современной машине, в свое время воспринималось в штыки. И процесс сопротивления продолжается.

Автомобилисты не любят перемен. На одного человека, который теряет покой и сон после того, как обновляется его любимая модель – так он хочет ее заполучить, приходится десять таких, кто жалеет, что купленную единожды машину нельзя использовать лет 20, а лучше – 30. А потом передать внукам. В родной краске и с двигателем, не знавшим капитального ремонта.

Предмет, которого мы коснемся, сложен для исследования. В прошлом веке дискуссии, касающиеся вредности очередных новинок автопрома, в основном носили устный характер. Увлеченные техникой люди встречались в гаражах и уважительно беседовали друг с другом, поскольку грубый переход на личности при непосредственном контакте сторон мог завершиться дружеским ударом монтировки. Конспектов никто не вел.

Однако остались люди, которые помнят историю сопротивления научно-техническому прогрессу. И готовы доказать, что нынешнее неприятие электромобилей было предопределено.

Опасные ремни безопасности

Брат жены рассказывал. Шурин, то есть. Реальный случай. Две машины на Минской трассе врезались лоб в лоб. Один водитель был пристегнут, потерял сознание, машина загорелась. Так и погиб. А второй головой стекло выбил, вылетел, полежал на обочине немного, пришел в себя, даже в больницу не забрали. Только голову зеленкой смазали, порезался осколками. Он никогда ремнем не пользовался. Как знал. Это и спасло.

Подобные истории водители регулярно пересказывали друг другу лет тридцать-сорок назад. Еще один популярный вариант городской легенды: «Мишка видит, что летит под грузовик. Не успевает затормозить. И упал на пассажирское сиденье. Крышу на его машине как ножом срезало. Был бы пристегнут – точно погиб. А так второй день рождения празднует».

Понять отечественных автовладельцев несложно. Ремни безопасности им навязывали рьяно – так император Николай Первый насаждал картошку русским крестьянам – но не последовательно, оставляя место сомнениям, а так ли они нужны.

Ремни появились в СССР в 1969 году на «Москвичах-412». На первых «Жигулях» в начале 1970-х годов их еще не было. Режиссер Иван Дыховичный рассказывал, как поставил привезенные из Италии ремни на свою «копейку», ВАЗ-2101, в девичестве – Fiat 124, а гаишник, увидев усовершенствование, распорядился немедленно снять: «Не положено».

  • В 1974 году журнал «За рулем» защищал ремни безопасности в форме вопросов и ответов.

  • «Не помешают ли ремни безопасности быстрее выбраться из машины в случае аварии?» – «Это опасение необоснованно. Наоборот, ремень безопасности почти исключает потерю сознания при ударе, давая, таким образом, возможность выбраться из автомобиля».

  • «А если в результате аварии в машине вспыхнет пожар? Не окажутся ли роковыми те секунды, которые потребуются, чтобы освободиться от ремней?» – «Нет, не окажутся. Ремни отстегиваются практически мгновенно, одним движением руки. Тренированность и точность этого движения вырабатывается быстро, после небольшой практики».

  • «Многие водители в городе не пользуются ремнями, полагая, что при аварии смогут уберечь себя от ушибов, крепко держась за руль. Реально ли это?» – «Они обольщаются. При столкновении даже на скорости 20 км/ час на водителя действует сила инерции, равная семикратному весу его тела. Стало быть, свыше 400 килограммов…»

  • «Не появляется ли у водителя, пристегнутого ремнями, ощущение личной безопасности и даже неуязвимости, приводящее к неоправданному риску?» – «Исследователи категорически отвергают это. Наоборот, они утверждают, что сам процесс пристегивания напоминает об опасности, о необходимости быть осторожным…»

<p>«Водитель не был пристегнут. Выбил головой стекло и остался жив. Только это и спасло». В 1980-х водители охотно пересказывали друг другу такие истории. В действительности использование ремня многократно увеличивает шансы остаться в живых.</p>

«Водитель не был пристегнут. Выбил головой стекло и остался жив. Только это и спасло». В 1980-х водители охотно пересказывали друг другу такие истории. В действительности использование ремня многократно увеличивает шансы остаться в живых.

Производство ремней безопасности в СССР наладили в 1973 году на эстонском предприятии Norma. А в 1974 году началось их массовое внедрение на новых советских автомобилях. Прежде всего на первом ряду сидений. Горьковский автозавод выпускал «Волги» без задних ремней до середины 2000-х.

И это мало кого смущало. Как говорили в 1980-х? Не «пристегнись», а «накинь ремень». Прежние ремни, без инерционных катушек, можно было накинуть поверх одежды, как шарф, в качестве оберега от гаишников. По указу 1983 года за непристегнутый ремень наказывали предупреждением или штрафом в размере 5 рублей, на которые можно было купить 12,5 литров бензина Аи-93 или поллитра самой дешевой водки-андроповки, прозванной так в народе в честь заботливого руководителя страны.

На некоторых машинах, например, ВАЗ-2106, задние ремни шли с завода, но их обычно сразу снимали, чтобы не мешались. Самый душный гаишник, соблюдая неписанные правила игры, никогда не проверял, пристегнуты пассажиры на втором ряду или нет.

Все исходили из того, что в ДТП страдают прежде всего те, кто находится спереди. «Если же машина «в кашу», то и ремни не помогут». О том, что при сильном ударе непристегнутые задние пассажиры подлетают до потолка, а потом ломают шеи и головы тем, кто сидит спереди, многие и сегодня не догадываются.

Поэтому не стоит удивляться тому, что на любой датчик непристегнутого ремня безопасности у нас найдется обманка-заглушка с надписью «Спаси и Сохрани».

Ненужная АБС

В современном виде АБС появилась на автомобилях марки Mercedes-Benz в 1978 году.

Поначалу система предлагалась как опция для S-класса, самой престижной модели немецкой марки. Со временем АБС совершенствовалась и дешевела, а с 2004 года стала обязательной для всех новых легковых автомобилей, выпускаемых в Евросоюзе. В нашей стране – с 2016 года.

Первые машины с АБС появились на дорогах России в 1990-х годах, но и в 2000-х годах можно было услышать от водителя такси что-то такое:

АБС – для тех, кто водить не умеет. Для чайников. Или баб. Но тех вообще нельзя за руль сажать. Правильно я говорю? АБС что делает? Меняет давление в тормозной системе. Так я и сам умею быстро стучать ногой по педали тормоза на скользкой дороге. Давайте, покажу? ! Не нужна мне АБС. Пустая трата денег.

Объяснять, что АБС «стучит» до 20 раз в секунду, причем сразу по четырем условным педалям, для каждого колеса по отдельности, было бесполезно.

Водителя, готового поделиться соображениями относительно бесполезности современных систем безопасности, всегда легко было вычислить. Как правило, он не сидит, а полулежит, копируя посадку пилотов «Формулы-1». За руль знаток держится одной рукой, в идеале – двумя пальцами: верный знак того, что ситуация под его полным контролем. Ремнем не пользуется: он выехал на дорогу не для того, чтобы становиться участником аварии.

Расходы на электронную систему поддержания курсовой устойчивости и подушки безопасности у экспертов тоже проходили по разряду ненужных трат. Распространенность этих устройств на Западе объяснялась просто: там живут люди богатые, но тупые – им специально пишут, что кошек нельзя сушить в микроволновке.

Назначение АБС вроде бы понятно из расшифровки – система препятствует блокировке колеса. Большая часть водителей считает, что АБС сокращает тормозной путь. Но на снегу и прочих сомнительных поверхностях вроде песка АБС уменьшает эффективность торможения.

Главное достоинство системы в другом: когда водитель тормозит «в пол», АБС делает так, чтобы машина продолжала слушаться руля и могла объехать препятствие.

У машины без АБС колеса при экстренном торможении блокируются, после чего она становится неуправляемой. До тех пор, пока водитель не наберется смелости приотпустить педаль тормоза.

В 2022 и 2023 годах в России разрешалось было выпускать автомобили без АБС: так правительство отреагировало на дефицит комплектующих.

<p>Водитель, научившийся ездить зимой на летней резине, на АБС и автоматическую коробку смотрел свысока.</p>

Водитель, научившийся ездить зимой на летней резине, на АБС и автоматическую коробку смотрел свысока.

Коварная коробка-автомат

Американцев приучали к автоматическим коробкам передач с 1940-х годов. И быстро приучили.

В СССР машины с автоматами обычным гражданам не предлагали. Крошечный экспериментальный тираж 21-х «Волг» с двумя педалями не в счет. Новшество на прижилось. Настолько, что впоследствии владельцы эксклюзивных «Волг» меняли капризные автоматы на привычную механику. Такой вот технический регресс.

Ситуация изменилась в 1990-х годах, когда россияне выяснили, что по цене нового отечественного автомобиля типа «Москвич» или «Жигули» можно привезти из Европы десятилетний Volkswagen или Opel. И в нем может быть оборудование, в принципе недоступное для наших машин. Например, электрические стеклоподъемники или автоматическая коробка передач.

Автоматы не сразу получили признание в России. Они попали во враждебную среду – страну, где все водители умели обращаться с механикой. Этому учили в автошколах. Не умеешь – не получишь прав.

В США к тому времени большая часть покупателей просто не знала, как и зачем в течение всей поездки дергать рычаг коробки, в такт выжимая педаль сцепления.

Типичный советский автовладелец исходил из того, что машина должна постоянно ломаться. И прокручивал возможные варианты развития событий.

  • Сел аккумулятор. С механической коробкой все понятно. Попросил прохожих подтолкнуть – просили постоянно – и запустил двигатель. Машину с автоматом с толкача не заведешь.

  • Сломался мотор. Автомобиль с механикой привязал тросом к другой машине, и буксируй хоть на Дальний Восток. Автомат, пугали друг друга водители, буксировку переносит с трудом. Только если на несколько километров. Тихим ходом. Но лучше не экспериментировать.

  • Отказали тормоза. На механике включил пониженную передачу – и сбросил скорость. С автоматом торможение двигателем почти никакое.

  • Сломалась коробка. Механику для «Жигуля» или «Москвича» можно было починить в любом гараже. С автоматом не каждый Михалыч сладит, столько там непонятных деталей.

Каждый советский водитель время от времени застревал. В грязи или на снегу. Особенно коварны были зимы. Дороги по современным меркам не чистили, а резина у всех круглый год летняя.

Как выбраться из плена на автомобиле с механической коробкой, знали все. Надо его раскачивать, быстро переключаясь с первой передачи на передачу заднего хода и контролируя педалью сцепления момент начала пробуксовки. Для успешного выполнения маневра очень не хватало третьей ноги, чтобы одновременно нажимать все педали. Автомобиль с автоматом раскачать было сложнее, колеса быстро закапывались.

Со временем страхи ушли. Выяснилось, что нормальная машина может проехать 200 000 км, и ни разу не потребовать пуска с толкача, доставки в сервис на веревке и внезапного ремонта тормозов. И что можно проездить зиму, ни разу не застряв: спасибо зимней резине, системе контроля тяги и прочим незримым ассистентам водителя.

В 2016 году наступил перелом. Больше половины новых автомобилей, проданных в России, имели автоматические коробки. Но подозрительность не исчезла. Классические гидромеханические коробки стали положительными героями, а место «плохих парней» заняли автоматы нового поколения – вариаторы и роботы. К ним до сих пор относятся с предубеждением. «За дело», – добавят многие.

«Нам всего не рассказывают»

Каким должен быть кузов автомобиля? Безопасным. Так, наверное, ответит современный водитель. Раньше главным достоинством считали прочность. Попал в ДТП – а ремонт копеечный, потому что «на железе не сэкономили», оно толстое и прочное. Образцом считалась «Победа», с которой тонкокрылым «Жигулям» было лучше не сталкиваться.

В 1990-х годах среди всех иностранных марок россияне особо выделяли Volvo. Считалось, что шведы, у которых климат схож с нашим, знают толк в зимней эксплуатации. Но повод для критики все равно оставался. При аварии автомобили шведской марки излишне повреждались, ремонт обходился дорого.

Понимание того, что у хорошего автомобиля должны быть зоны запрограммированной деформации, которые гасят энергию удара, чем оберегают водителя и пассажиров, появилось позднее. И то не у всех.

Для большинства новых опций находились контраргументы. Кондиционер? Сушит слизистую оболочку глаз и вызывает простуды. Обогрев сидений? Убивает репродуктивную функцию водителя. CD-плеер в автомобиле? До первой грунтовки, на которой запись начнет скакать. Светодиодные фары? Да, светят ярко. Только незаметно выжигают сетчатку и водителю, и встречным-поперечным. Ранее подобные обвинения выдвигались в адрес ксеноновых фар.

Своя мера хейта досталась каталитическим нейтрализаторам, системе рециркуляции EGR и прочим экологическим ненужностям. Основной укор – для обеспечения никому ненужной «зелености» двигатели «душат», а машины становятся только дороже.

Электромобиль в каждый дом. Антиутопия.
Электромобиль в каждый дом. Антиутопия.

Впрочем, все претензии к автомобилям с двигателями внутреннего сгорания меркнут на фоне настоящей беды – нашествия электрических машин. Раз автомобили электрические, значит, внутри вредное электромагнитное поле. Как в микроволновке, чуть лучше. Заряжаются электромобили долго, ресурс сомнителен – внукам точно не передать, а начнут гореть – не потушишь, да и страшно лить воду, когда внутри напряжение до 800 В. И как только электромобилей станет много, возникнут проблемы с зарядкой. Хоть из окон провода спускай на улицу.

Вы еще увидите, с какой теплотой будут вспоминать трехцилиндровые моторы объемом в один литр. Сегодняшние «пакеты сока под капотом» станут называть «механическим чудом, которое умело работать на жидком электричестве, называемом бензином».

Мнение экспертов

Ремень-убийца, коварный автомат и другие опасные опции

Конечно, я слышал от «стариков», что автоматические коробки – не для России, и даже знал людей, которые выбирали механику потому, что опасались, что однажды не смогут завести автомобиль. Я за машинами следил, и никогда не боялся, что «вдруг сядет аккумулятор». И никакие экологические системы из машины не удалял. Я с уважением отношусь к труду инженеров автомобильных компаний, и понимаю, что подобные устройства появились для всеобщего блага. Очень много машин на дорогах. Без всех этих каталитических нейтрализаторов и EGR мы бы уже задохнулись. Профессиональный спорт – другое дело. Но настоящих спортивных машин мало, их роль ничтожна.

Евгений Лосев, 39 лет, пилот дрифт-команды FRESH Racing
Ремень-убийца, коварный автомат и другие опасные опции

Современные системы безопасности на дорогах общего пользования не мешают даже мне, профессиональному гонщику, а обычному водителю, без специальной подготовки, они тем более нужны. Подушки безопасности, конечно, делают автомобили дороже, но в том, что они вместе с ремнями безопасности спасают каждый год тысячи жизней, у меня сомнений нет. Про коробки передач скажу так. В повседневной жизни удобнее автоматы. Механика дает больше драйва. Впрочем, современные автоматические трансмиссии так хороши, что совмещают комфорт и драйв. Классно, что пока есть выбор, хотя моделей с механикой остается все меньше.

Дамир Идиятулин, 32 года, пилот дрифт-команды FRESH Racing

Более 20 000 проверенных автомобилей с сотнями вариантов различных опций ждут вас на сайте автомобильного маркетплейса FRESH.

99
12 комментариев

Про ремни безопасности отлично систематизирована мифология и контраргументы. Браво.

Ответить
Автор

Спасибо, что оценили!

1
Ответить

👍👍👍

Ответить
Автор

Спасибо за оценку, Юрий. Оставайтесь с нами)

Ответить

Недавно пыталась записаться в школу экстремального вождения. Отказали. У них только механика, я не умею) Согласна с Дамиром, скоро механика станет инструментом исключительно профессионалов. Другим зачем.

Ответить
Автор

Алина, спасибо за отзыв. Установите в свой телефон мобильное приложение FRESH , и наши специалисты подберут вам школу, где учат приемам правильного вождения на машинах с автоматической коробкой передач.

Ответить