Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте
Я слежу за изменениями сообществ ВКонтакте с 2014 года, когда впервые создал свою группу. Текущее изменение, которое вводится постепенно — редизайн всей страницы сообщества. Такое происходит раз в несколько лет. Мои основные замечания по редизайну ниже. Начну от глобального и закончу мелочами.
1) Изменилась ширина полезной области: 1106px против старых 990px (+116px) . Ширина основного блока публикаций не изменилась: 550px. Узкий блок справа увеличился: 345px против старых 230px (+115px) .
Эти изменения привели к тому, что теперь блок публикаций смещён влево относительно центра монитора. Предыдущий вариант был удобнее для чтения: блок располагался практически ровно по центру экрана.
2) Увеличение ширины узкой части справа сделано сугубо для корректного умещения туда нового раздела с дополнительной информацией о сообществе, включая описание. Именно предпросмотр описания смотрелся бы некорректно, если бы ширина оставалась 230px. Однако перемещение этого раздела туда в принципе оставляет вопросы.
Дело в том что всё остальное справа — визуальный мусор, который совершенно не имеет смысла закреплять на экране во время прокрутки. Внимание пользователя должно быть сосредоточено на публикациях.
3) Отдельно стоит отметить, что видит пользователь, попадая в сообщество. Это меню сообщества, если оно есть, и разделы. Главный и вторичный раздел теперь можно задать в настройках.
Но если главный раздел, например, видео, то ролики строятся в ряд с горизонтальной прокруткой. Как итог — три блока подряд с горизонтальным скроллом, а именно: меню сообщества, заголовки разделов (если их 5 или больше) и ролики. От этого, чтобы иметь возможность прокрутить страницу, попадая на страницу, приходится смещать курсор куда-то в сторону из основной области, где по исследованиям он находится большую часть времени. Любые заигрывания с анимациями, в особенности с прокруткой, должны строго регламентироваться необходимостью и подтверждаться тем, что это будет удобнее, иначе переизбыток этого функционала снизит функциональность системы в целом.
4) Пропали из виду ссылки. Если раньше вы не выносили их в кнопку — теперь это необходимость. В то же время, если пользователь подписан на сообщество, у которого включены сообщения, то от кнопки с пояснением он видит только иконку. Которую, как известно, заметят не все. А если заметят — не все поймут, за что она отвечает. Такой шаг снижает конверсию переходов из сообщества.
5) Раздел прочих ссылок тоже оказался скрыт в новом блоке дополнительной информации, о котором я написал ещё во 2 пункте. Интересно было бы узнать, какой была популярность этих ссылок у посетителей сообществ. Что-то мне подсказывает, она была крайне низкой. Теперь, должно быть, стала близкой к нулю.
6) На месте статуса сообщества теперь пишется «Вы подписаны» или количество участников в зависимости от того, состоит ли пользователь в сообществе. В этом нет никакой необходимости. Индикация состояния лучше, когда отображается цветом кнопки — как это было раньше. Яркая заметная кнопка «Подписаться» выделялась, а состояние «Вы подписаны» привлекало внимание меньше. Но интуитивно было понятно, что зачем нужно нажать.
Теперь же, чтобы была возможность отписаться, сделано контекстное меню при наведении на строчку с текстом «Вы подписаны» на месте старого статуса, где в выпадающем списке есть пункт «Отписаться». Но эта так же функция дублируется в меню «Ещё» в правой части шапки.
Это говорит о том, что разработчики не уверены в том, что все пользователи разберутся, как отписаться, о чем я писал выше. Поэтому они сделали дублирование функции в надежде на исследования позже. Дублирование функций на любом этапе съедает пространство, а изменение пути пользователя к отписке стало неочевидно, поэтому стоило статус оставить на месте.
7) Информация о сообществе, которая раньше располагалась под шапкой, теперь вынесена в дополнительный блок справа. Об этом уже писалось в пункте 2, но сперва стоило сказать про статус. Теперь — что касаемо самого раздела дополнительной информации.
В предпросмотре описания видно максимум четыре с половиной строки текста. Если описания нет вовсе — предпросмотра не будет. Отображения статуса в предпросмотре нет ни при каком сценарии. Видимо, они решили свести его роль к минимуму, оставив доступным только внутри окна дополнительной информации. Его существование в таком случае бессмысленно, как и его перемещение.
Был ещё 8-й пункт, в котором писалось про убранный раздел, где оформляются вики-страницы. Он по умолчанию назывался «Свежие новости». Но вики-страницы вернули через неделю, они появились в блоке «Дополнительная информация».
Подводя итог, теперь акцент делается на разделах, а не на их многообразии. Это повышает концентрацию и убирает лишний ненужный мусор с экрана. В то же время остаётся ряд упущений и проблем.
Наблюдения беглые, на изменения в мобильной версии пока не смотрел вообще. Возможно, там тоже есть, на что обратить внимание.
Я написал эти наблюдения сперва ещё 2 недели назад в свой канал в Телеграме. Там я загоняю за дизайн и за жизнь в целом. Пишу туда только «для своих»: