От типографики до голосового интерфейса: чему SberDevices учит студентов Британской высшей школы дизайна
Конструктивная обратная связь от пользователей — один из двигателей продажи продуктов и услуг в интернете и офлайне, залог популярности медиа и успешности любых проектов. Именно поэтому профессия UX/UI-дизайнера становится всё более востребованной. В Британской высшей школе дизайна спрос на это направление в 2020/2021 учебном году вырос на 28% по сравнению с предыдущим годом. Один из модулей направления создан при участии SberDevices. Вот как сотрудники компании помогают студентам Британки заглядывать в будущее.
Опыт пользователя
UX (англ. user experience, опыт пользователя) и UI (англ. user interface, пользовательский интерфейс) — понятия, описывающие взаимодействие человека со всем, что его окружает. Это могут быть цифровые продукты, девайсы, бытовые предметы — всё, что удовлетворяет пользовательскую потребность. Способ открывания двери — это тоже про UX/UI.
Эти понятия ответственны за удобство использования продукта, интуитивность управления им, эмоции, которые он вызывает. Изучением и созданием сценария правильного взаимодействия с продуктами занимаются специалисты по UX/UI.
Задача UX-дизайнеров — делать так, чтобы опыт пользователя чего бы то ни было был позитивен и эффективен, а созданный продукт был успешен на рынке и приносил прибыль.
Модуль SberDevices
Годовая программа «UX/UI-дизайн» состоит из четырёх модулей, первый из которых создан совместно со SberDevices. Он включает изучение уровней UX-дизайна, применение дизайн-систем, типографики, копирайтинга, подготовки презентаций. Всю программу курирует Алёна Елатанцева.
В рамках курса студенты осваивают набор инструментов UX/UI-проектировщика: принципы генерации идей, исследований, построения стратегий, прототипирования, аналитики. Также они прокачивают навыки коммуникации, коллаборации, делегирования и проведения мозговых штурмов. А ещё буквально заглядывают в будущее: изучают принципы и основы мультимодальных интерфейсов с голосовым управлением, AR, VR.
Занятия проходят 2–3 раза в неделю по вечерам в будни и в один выходной. Примерно раз в две недели студенты защищают результаты своих разработок перед реальными заказчиками – участниками рынка. Поначалу это результаты исследований, затем — первые прототипы, позже — готовые продукты, проверенные на пользователях. В каждой команде над продуктом работают 5–6 студентов. В рамках модулей они примеряют на себя микророли реальной команды дизайнеров.
Программа разработана для слушателей с базовым дизайнерским опытом, веб-дизайнеров, дизайнеров сервисов и мобильных приложений, проектировщиков интерфейсов, digital-стратегов, стартаперов и менеджеров цифровых проектов. Старт нового курса — в октябре 2021 года. Для поступления на курс нужно заполнить анкету-заявление, предоставить портфолио и пройти профессиональное интервью с обсуждением дизайнерского опыта.
В 2020/2021 учебном году модуль прошел второй раз. В нём участвовали 23 преподавателя из SberDevices, Сбера, а также дружественные эксперты, бывшие сотрудники Сбера. И преподаватели, и кураторы помогают студентам закрепить новые навыки во время прохождения курса, а наиболее перспективных приглашают на работу либо рекомендуют другим большим компаниям.
Лучшие решения, созданные студентами в рамках курса, могут найти своё продолжение в проектах SberDevices.
Модуль в цифрах
8 преподавателей из SberDevices
65 студентов поступили на курс 2020 года
10 созданных проектов
Этот модуль важен для SberDevices: так мы растим экспертов для рынка, помогаем мотивированным молодым людям пробовать себя в разных ролях и открывать новые направления, узнавать свои сильные и слабые стороны.
На старт курса многие из студентов приходят с установкой «изменить жизнь». За год обучения они проходят полный цикл погружения в новую профессию – от знакомства с задачей до воплощения идеи, получают необходимый для профессиональной деятельности набор навыков и возможность продолжить работу с реальными компаниями-заказчиками.
Наши коллеги-преподаватели
Руководитель направления UX в SberDevices Алина Ермакова выстраивает практику исследований, UX-voice-проектирования для продуктов и сервисов на разных девайсах. В компании она обучает сотрудников, проводит сессии дизайн-мышления, помогает командам создавать новые продукты и сервисы. Восемь лет до этого она занималась исследованиями в Сбере. Еще раньше Алина разрабатывала цифровые продукты для Samsung, «МФК-Банка», «Номос-Банка», МГТС, МТС, «Анкора», «МедиаМаркета», Audi, VW, Coca-Cola и других брендов. В модуле Британской высшей школы дизайна Алина преподаёт основы UX-исследований, рассказывает студентам о методах анализа и процессе рекрутинга респондентов, обучает проводить глубинные интервью и юзабилити-тестирования. Алина также делится своими знаниями об особенностях работы мозга и восприятия, чтобы учащиеся лучше понимали возможные когнитивные искажения человека и учитывали их при проектировании.
UX/UI-teamlead в SberDevices Катя Тюхай специализируется на виртуальных ассистентах, работает над платформой SmartMarket и созданием маркетплейса для разработчиков. Катя — выпускница Британской высшей школы дизайна по специальности «UX/UI-дизайн», а сегодня сама организует групповую работу на курсе по UX/UI, курирует студентов.
Дизайн-директор SberDevices, Илья Михайлов, проводит для слушателей курса воркшопы по креативному мышлению и проектированию. Арт-директор SberDevices, Роман Волынчук, читает лекции по новым формам взаимодействия человека и интерфейса. Результаты наших UX-разработок можно увидеть, взаимодействуя с умными устройствами Sber.
Студенты и их проекты
Выпускница курса Светлана Иванова получила должность Lead product designer в Сбере и теперь занимается улучшением клиентского опыта пользователей экосистемы. До поступления на курс она специализировалась на графическом дизайне, создавала ростовых кукол, работала цветокорректором и векторным иллюстратором. В Британку решила поступать, поняв, что хочет развиваться в направлении проектирования ин��ерфейсов.
В рамках курса команда, в которой участвовала Светлана, трудилась над проектированием голосового помощника с интерфейсом для Smart TV.
Ещё одна история успеха команды Светланы Ивановой — AR-приложение для реабилитации после инсульта, которое имитирует взаимодействие пациента с животным для улучшения настроения и более эффективного восстановления работы мозга. Приложение издаёт звуки шагов, позволяет покормить виртуального питомца, предлагает игры с небольшими заданиями, постепенно усложняя способы взаимодействия с животным по мере восстановления пациента.
Среди других студенческих работ — AR-квест по мотивам творчества русского писателя Николая Гоголя. Игра предназначена для посетителей выставки в Серпухове.
Ещё один проект: мобильный помощник для новых сотрудников МТС. Он помогает новичку в первый день работы узнать компетенции команды, в которую он выходит, и дополнен игровым элементом. Скучное оформление в отделе кадров, прохождение инструктажа по технике безопасности стали этапами увлекательного квеста.
Открытая защита
31 июля студенты потока 2020/2021 программы «UX/UI-дизайн» представят свои итоговые проекты на открытой защите. Среди них 9 проектов для брендов «Тинькофф», Яндекс.Маркет, БКС Arrival, WayRay, Aviasales, Dostavista, Московский физико-технический институт, Насилию.нет. Мнение о представленных работах выскажут эксперты рынка. На этой встрече можно будет вдохновиться идеями и найти молодых специалистов в свою команду.
Открытая защита проектов начнётся в 12:00 31 июля на дизайн-заводе “Флакон” (ул. Большая Новодмитровская, 36, Robohall). Для посещения нужно зарегистрироваться.
А команда UX/UI SberDevices уже работает над программой учебного потока 2021/2022.