От маркетолога за 25 тыс. рублей до проектов в США и собственной школы программирования YCLA Coding: история Азгануш Мисакян
За успешный проект, который принес агентству миллионы рублей, Азгануш Мисакян сказали “спасибо” — и она ушла из найма. В 21 год открыла собственную школу аэрографии и рисовала картины на заказ. После — курировала запуск арт-музея на $1 млн в Лос-Анджелесе, который окупился за 1,5 месяца. Сейчас развивает сразу 2 проекта в сфере информационных технологий — школу программирования YCLA Coding и сервис на основе искусственного интеллекта YCLA AI.
Как реализовать “американскую мечту”, вернуться в Россию и сконцентрировать весь свой предпринимательский опыт на большой цели - обсудили с Азгануш.
— Расскажи, что стало твоей отправной точкой в бизнесе?
Мне был 21 год, я только выпустилась из МосГУ и сразу устроилась по специальности — маркетологом-аналитиком. Зарабатывала тогда 25 тысяч рублей в месяц. Агентство, в котором я работала, делало проекты для крупных компаний Procter & Gamble, ABB, Schneider Eelectric, и многие другие. Однажды в агентство обратилась компания с крупным проектом, у всех аналитиков был руководитель, который брал проекты и получал процент за их выполнение. Обычно задачи распределялись между аналитиками и каждый выполнял свою часть работы, загруженность была высокой и за проект некому было взяться, так я выполнила его сама. Компания, которая обращалась к агентству, похвалила за успешно выполненную работу, агентство заработало несколько миллионов на проекте, а я получила свою зарплату, похвалу и отличный урок в жизни. Урок заключался в том, что я поняла: мои знания и навыки могут стоить больше. К тому же, я достаточно творческий человек, и сидячая работа мне не подходит. Я решила найти сферу, которая была бы мне по душе и приносила доход.
— И тогда ты решила открыть школу аэрографии?
Школа появилась не сразу. Перед тем, как уволиться, я накопила 30 тысяч рублей, откладывая по 5 тысяч рублей в месяц на отпуск, но решила потратить их, чтобы попробовать себя в чем-то новом. Через некоторое время увидела рекламу курсов по аэрографии и вложила в них деньги — рисовать я всегда любила. Я потратила все свои средства, поэтому мотивация учиться была огромной. Постепенно у меня начало получаться, и уже через месяц я вышла на свой предыдущий уровень дохода, только теперь работа приносила удовольствие. Я начала рисовать на заказ небольшие картины: арты на шлемах и телефонах. Около полугода я работала, делая заказы и постепенно повышая свой уровень дохода. Однако не было возможности брать крупные заказы, так как у меня не было места, где я могла бы их выполнить, так родилась идея найти помещение. Многие мои знакомые стали интересоваться тем, как я это делаю, и отмечали, что я доступно объясняю. Тогда я подумала, что было бы здорово, чтобы помещение, которое я арендую, окупалось и стала брать подопечных, и впоследствии открыла свою школу. Так в 23 года у меня появилась собственная школа аэрографии.
— Как был выстроен процесс обучения?
Я собирала небольшие группы по 2-3 человека. Ученики узнавали обо мне из сообщества ВК, которую я тогда вела, и от своих знакомых. Уроки длились по 8 часов. За 15 занятий каждый желающий мог овладеть техникой аэрографии. Мне всегда нравилась мысль что, за определенный срок можно овладеть любым навыком.
— Как ты развивала свой бизнес дальше?
Число учеников постепенно росло. В какой-то момент я заметила, что обучение стало приносить больше денег, чем заказы, и решила сфокусироваться на развитии студии аэрографии. Но я была ремесленником, навыков в бизнесе у меня не было, и я решила пойти этому учиться. Я выбрала бизнес-школу Like Центр и записалась туда на курсы. Тогда и познакомилась с Аязом Шабутдиновым. Стала учиться запускать рекламу, нанимать новых сотрудников. Первое время я даже не получала прибыли, все вкладывала в развитии компании. Моей задачей было выстроить самостоятельный бизнес, который мог бы работать и приносить прибыль без постоянного контроля с моей стороны.
— Как твои действия повлияли на доход?
Благодаря этому, мой доход вырос с 50 тыс. рублей до 300-500 тыс. рублей в месяц. Тогда я гордилась собой, ведь на тот момент это были огромные деньги
— В какой момент ты начала заниматься запуском арт-проектов?
Все началось с того, что меня стали приглашать рисовать картины в разные города, где открывались новые современные музеи — Москва, Питер, Барселона. Один из заказчиков оценил мои работы и предложил заняться визуализацией и разработкой концепции для своего музея. По моим подсчетам проект оказался неокупаемым, поэтому я не стала в нем участвовать. Зато во время переговоров я познакомилась с другим бизнесменом, который хотел открыть музей иллюзий в Лос-Анджелесе, но сомневался в успехе дела. Его задумка показалась мне оригинальной, и я его поддержала. Через несколько дней он связался со мной еще раз и предложил поехать в Америку, чтобы принять участие в открытии музея. Конечно же, я согласилась!
— Расскажи о запуске музея иллюзий в США.
Музей мы открывали на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе. Бюджет проекта составил $1,1 млн, из которых $600 000 ушло на депозит за аренду помещения, а $500 000 на запуск. Вся операционная часть полностью легла на мои плечи. Я занималась арендой, документами, контролем за строительными работами и подбором команды.
В рамках проекта я изучала конкурентов, выбирала помещение для открытия, общалась с подрядчиками, нанимала команду, решала юридические вопросы. Было нелегко, ведь Америка — это другой рынок со своими правилами. К тому же, я плохо знала английский. Но у меня был онлайн-переводчик и опыт запуска школы аэрографии, что мне очень помогало.
Я наткнулась на блог Андрея Кириевского, франчайзи Додо Пицца в Менфисе, и написала ему о своих трудностях. Он как раз запускал свою точку, знал с чего лучше начать и задал мне правильный вектор для работы и направил в местный департамент строительства. Передо мной стояла задача — открыться за месяц. Американские строительные бригады крутили пальцем у виска, объясняя, что в США так быстро сделать это невозможно из-за долгих согласований. Тогда я разработала легальный метод одновременно строить и согласовывать этапы строительства с местными властями.
Также я настояла на проведении маркетинговой кампании, хотя тогда это было не особо распространено, предприниматели скорее полагались на уникальность своего продукта и локацию с высоким трафиком. Владелец музея был настроен скептически из-за неудачного опыта работы с маркетологами на других своих проектах. Но я убедила его выделить бюджет на эти цели. Мы наняли русскоязычного специалиста и начали активно продвигать музей через интернет. В первые несколько недель результата не было, маркетолог проводила тесты, и Александр предложил уволить ее. Мне хотелось сделать классный кейс своей работы, и я решила, что заплачу маркетологу из своего кармана. Подумала, что если будет результат, все обрадуются, а мои затраты компенсируют. Если нет — не жалко попробовать. Это решение окупилось, и вскоре у дверей музея образовалась огромная очередь из посетителей.
— У тебя был серьезный конфликт с Аязом Шабутдиновым. Можешь рассказать, что произошло?
После возвращения из Америки я встретилась с Аязом и поделилась с ним результатами запуска музея. Он предложил осветить этот кейс в публичном поле. Я сразу отказалась, так как владелец музея, Александр Донской, был против. Но Аяз проигнорировал запрет. При этом он выставил дело так, будто музей иллюзий — это мой проект, который я, как ученица Like Центра, открыла на собственные деньги. Таким образом он продвигал свою бизнес-школу. В результате разразился скандал. Саша Донской очень разозлился на меня, так как посчитал, что нарушение запрета на огласку — моя инициатива. Они оба просили меня не вмешиваться в ситуацию, обещали все урегулировать сами. Пока я молчала и ждала, что конфликт стихнет, Саша Донской через СМИ обвинил меня и Аяза в грязном пиаре. После этого Аяз извинился перед Сашей, и скандал замялся. Однако моя репутация сильно пострадала, так как я следовала совету Аяза и не защищала себя публично. Этот инцидент стал для меня уроком: я поняла, как работает черный PR и как важно сразу же опровергать ложные обвинения в свой адрес в инфополе.
— Удалось ли восстановить отношения с Аязом после конфликта?
Нет. После скандала мы больше не общались я оборвала общение с Аязом.
— Почему ты решила переехать в Америку?
На фоне скандала, переговоры с потенциальными бизнес-партнерами в России приостановились. Шел 2018 году, я за неделю собралась и переехала в США, где опираясь на опыт работы по запуску музея иллюзий, стала на заказ открывать «под ключ» проекты в сфере интертеймента. Вместе с девушкой, которую нанимала управляющей в музей иллюзий, мы стали на заказ открывать арт-проекты “под ключ” и основали агентство по запускам Launch&Go.
— Расскажи о работе в Launch&Go.
В Америке очень популярна сфера развлечений, многие компании организовывают арт-проекты, чтобы привлечь внимание клиентов. Поэтому работы хватало.
Первым мы запустили entertainment-проекте в Лос-Анджелесе для китайского предпринимателя. Тогда мы придумали концепцию диджитал-арт музея и запустили его в огромном пространстве в торговом центре в Beverly Hills. Это было необычно, поэтому проект стал успешен, и мы заработали $300 000.
Многие компании были заинтересованы в краткосрочных запусках, например, на 5-7 дней. Это помогало им масштабироваться — благодаря выставкам люди знакомились с новыми для себя брендами и получали интересный опыт. Затем компании уходили из оффлайна в онлайн и приводили туда новый трафик.
Мы работали во всех этих форматах и получали в среднем 5-20% от выручки.
— Почему ты оставила арт-проекты и ушла в онлайн?
Онлайн-запуски тогда становились все более значимыми для развития бизнеса. Поэтому мы с партнером подумали, если хорошо получается в оффлайне, почему бы не попробовать свои силы в онлайн-проектах? Перед тем, как идти к реальным заказчикам, решили потренироваться и запустить свой небольшой пилотный проект. Так началась разработка фитнес-приложения FATBUNMANIA.
— Почему решили делать приложение на тему спорта?
Тема спорта мне близка. Я наблюдала за тем, как в России становятся популярными спортивные проекты. В одном из них я даже участвовала - в Бешеной Сушке. Поэтому решила посвятить приложение тому, что люблю сама.
— Как проходила работа над приложением?
Для создания приложения я наняла российского разработчика, выходца из Like Центра. Полгода его команда делала функционал, для нашего MVP, но само приложение все время давало сбои. Мне приходилось параллельно переключать внимание на офлайн-проекты. И вдруг я узнала, что разработчик продал весь функционал с нашим тестовым дизайном, который даже не они разрабатывали, одному из блогеров, и тот уже запустил его со всеми этими сбоями. То есть, ребята продали нашу концепцию, не дождавшись официального релиза.
Мы не стали подавать в суд на разработчика, потому что сделать новое приложение с нуля обошлось бы в ту же сумму, что и судебные издержки.
Я нашла новых специалистов и мы создали другое приложение. Оно стало пользоваться популярностью благодаря соц.сетям. В приложении люди могли найти партнера по бегу, а также купить фитнес-игру. Но оно давало очень много технических сбоев, не работало так, как мне бы того хотелось. К тому же, мне было сложно вносить правки и контролировать работу разработчиков, так как знаний в IT не хватало. Но поскольку я разрывалась в тот момент между работой над приложением и офлайн-проектами, в 2019 году фитнес-приложение пришлось поставить на паузу. Возможно я к нему больше никогда не вернусь, а может однажды мне захочется преобразовать его во что-то. Но на тот момент я устала от сложившейся ситуации, которая была для меня новым опытом.
— Какие проекты еще ты успела реализовать до возвращения в Россию?
Перед переездом началась эпидемия коронавируса, и офлайн-мероприятия перестали организовывать. Мы решили заняться запуском продуктов в супермаркеты, сделали достаточно успешный кейс для одного из поставщиков. Раньше он продавал кухонную утварь, но с началом пандемии переориентировался на продажу санитайзеров и стерильных салфеток. Мы помогли ему найти новые каналы сбыта. Например, прибыль с продаж в одну из точек составила $132 000. За эту сделку мы получили $26 000.
— Давай закроем вопрос с инфобизнесом. Делала ли ты онлайн-курсы?
Эти слухи абсолютно безосновательны. Я никогда не занималась продажей своих знаний о бизнесе и не учила людей, как правильно жить, конечно мне часто задавали вопросы на тему конкретных решений в бизнесе друзья или другие предприниматели со схожей нишей, если у меня была компетенция в данном вопросе я всегда делилась тем как это происходит у меня в бизнесе, но никогда не брала за это деньги, предприниматели часто делятся друг с другом опытом, так мы помогаем друг другу.
— Почему приняла решение покинуть США?
За 4 года жизни в Америке я успела с нуля создать успешную компанию и реализовать много прибыльных проектов. Но со временем работа перестала приносить удовольствие. Я вкладывала силы в продвижение чужих идей, хотя всегда хотела делать свой продукт. При этом в работе менеджера по продажам невозможно проконтролировать все, поэтому приходилось отвечать и за ошибки фабрик, поставлявших бракованный товар. Все это угнетало. Финальной точкой стали ковидные ограничения. По сравнению с российскими, в США они были очень строгие: действовал запрет на перемещение и закрыты абсолютно все заведения. Действительность в Америке уже не была похожа на “американскую мечту”, поэтому в 2021 году я приняла решение вернуться в Россию.
— Как появилась идея создать школу YCLA?
Я вспомнила школу аэрографии, где люди за 15 дней могли освоить навык аэрографии. И я задумалась: работает ли это во всех других сферах? За какое время можно научиться делать музыку или танцевать? Так пришла идея создать школу программирования YCLA — you can learn anything (ты можешь научиться всему). Мы помогаем ученикам с нуля добиться большого результата в профессии.
Я всегда хотела делать свой продукт, а не вкладывать силы в продвижение чужих идей. К тому же, мне всегда импонировала сфера обучения.
— Почему из всех направлений обучения ты выбрала программирование?
Сейчас это наиболее актуальное направление на рынке онлайн-образования. К тому же, я решила еще раз пойти в сферу, где первый проект не получился, и все-таки разобраться в этой теме.
— Как проходил процесс запуска YCLA Coding?
Мы двигались постепенно, собирали нужную информацию, созванивались с программистами, писали учебные программы, создавали методологию, искали классных специалистов. Параллельно с этим я сама изучала мир программирования, чтобы знать все нюансы работы своей команды.
— Расскажи, как появилась идея создать YCLA AI?
Пока мы создавали проект, я поняла, что искусственные технологии представляют для меня большой интерес. Я стала часто читать hi-tech новости и все чаще ловила себя на мысли, что сама хочу создать что-то инновационное и технологичное. И я уехала в Кремниевую долину на обучение по искусственному интеллекту. После чего мы с командой создали второй проект — бот YCLA AI, который работает на платформе искусственного интеллекта компании OpenAI, разработчика ChatGPT.
— В чем заключается преимущество бота?
При разработке YCLA AI мы фокусировались на качестве и релевантности ответов бота, интеграции его с популярными мессенджерами и использовании его в бизнес-процессах и продажах. Он может самостоятельно общаться с клиентами 24/7, обрабатывая 1000 переписок в 1 минуту. Это особенно актуально для компаний, у которых есть клиенты, живущие за границей - в странах с другим часовым поясом. Бот помогает менеджерам из отдела продаж в те моменты, когда они физически не могут отвечать из-за разницы во времени, например, в ночное время.
— Какие планы у YCLA Coding и YCLA AI?
Я вижу в этих направлениях огромные перспективы. Рынок искусственного интеллекта растет, более 40% крупнейших российских компаний уже внедряют ИИ в свои бизнес-модели.
Реализация этих масштабных проектов стала для меня настоящей целью и источником вдохновения. Я с удовольствием применяю весь свой накопленный опыт в предпринимательстве, включая навыки найма сотрудников и поиска бизнес-партнеров, а также уроки, извлеченные из запуска фитнес-приложения. Я вложила в оба проекта 50 млн собственных средств, потому что искренне верю в их успех и в возможности, которые они открывают.