Как контролировать процесс обучения персонала? «Личный кабинет» как инструмент эффективного мониторинга
Академия WakeUP — российская ИТ-компания в сфере EdTech. За свой многолетний опыт работы мы убедились в том, что оценка эффективности обучения сотрудников — одна из ключевых задач любого корпоративного университета и HR-департамента. В прошлом году мы задумались над созданием инструмента, который бы позволил более эффективным образом контролировать обучение. Это привело к созданию внутри нашей программной платформы «Бизнес-симулятор WakeUP» функционала «Личный кабинет лидера проекта».
Компания на рынке EdTech с 2019 года. За это время мы прошли большой путь от продажи онлайн-курсов частным клиентам до разработки целых образовательных программ по направлению soft skills для корпоративного сектора.
Сейчас наш образовательный продукт - это пятиступенчатая система, которая включает:
1) диагностику проблем и формирование точек роста отдельного сотрудника или команды;
2) процесс теоретического обучения в формате бизнес-симулятора и с механикой сторителлинга;
3) воркшопы с бизнес-тренером для практического развития гибких навыков;
4) формирование «проекта изменений» для внедрения в бизнес-среду клиента;
5) финальную диагностику для определения прогресса развития гибких навыков сотрудника или команды.
Предыстория создания «Личного кабинета»
Результат обучения частного клиента зависит от:
- самого человека,
- качества образовательного продукта (методологии, контента, технологического фундамента продукта),
- системы сопровождения обучения.
Результат обучения бизнес-команды зависит от:
- всех сотрудников команды,
- качества образовательного продукта,
- системы сопровождения обучения,
- управленческого воздействия лидера на команду.
На роли лидера сосредоточимся отдельно. Лидер обучения - это собственник, руководитель, HR, либо любой другой сотрудник, ответственный за обучение команды. В прошлом году академия WakeUP серьезно занялась вопросом автоматизации и помощи лидеру в том, чтобы его воздействие на команду во время прохождения обучения было как можно более эффективным.
Основные задачи лидера в том, чтобы:
- все участники его команды завершили обучение в срок,
- обучение было максимально эффективным (в том числе и за счет того, что все участники вовлечены в процесс),
- все полученные навыки были внедрение в реальную бизнес-практику сотрудников.
Исходя из этого, мы понимали, что нужен инструмент, в котором в наглядном виде будут отражены:
- прогресс обучения всей команды и каждого отдельно взятого сотрудника,
- точка А (каких компетенций изначально было недостаточно),
- точка Б (к чему пришла команда по итогам обучения, итоговый результат),
- план-график мероприятий с конкретными датами и дедлайнами,
- кто из сотрудников остановился в прохождении обучения и не идет дальше,
- все материалы обучения, собранные в едином месте.
Видя всю картину целиком, лидер смог бы уже оценить эффективность обучения, адресно обратиться к отстающему сотруднику (ускорить или помочь ему).
Также при возникновении ситуации, когда несколько команд под руководством одного человека одновременно проходят разные образовательные программы, лидер смог бы видеть динамику обучения всех групп в едином интерфейсе и не переключаться между сервисами, чатами и платформами.
Таким образом, нужно было создать бесшовное (с пользовательской точки зрения) и единое хранилище данных об обучении команды для её лидера.
Всё это привело нас к разработке «Личного кабинета лидера проекта» (далее, «Личный кабинет»), создание которого помогло не только решить всё вышеописанные задачи, но и еще:
- визуализировать наш образовательный процесс,
- улучшить процесс сопровождения обучения (до этого момента много операций по сопровождению осуществлялось в ручном режиме, а это так или иначе человеческий фактор, который иногда приводил к ошибкам).
Процесс разработки «Личного кабинета»
Разработка составила около 2 месяцев. Это была нелегкая и амбициозная задача: нужно было продумать логику работы и разработать весь бизнес-процесс с нуля. Первое с чего мы начали - прототипирование. Перед тем, как мы добрались до итогового варианта у нас было 6 итераций работы над прототипом.
Отдел программной разработки академии справился с поставленной задачей. У нас появился совершенно новый функционал, который сильно улучшил качество нашего образовательного продукта.
Самым сложным оказалось соблюсти баланс между программной сложностью и сложностью в последующей эксплуатации. В итоге, мы смогли найти оптимальное решение.
Нам кажется, что «Личный кабинет» — это серьезный шаг в повышении качества нашего образовательного продукта.
Презентация «Личного кабинета»
Пользователь с ролью лидера проекта в основном интерфейсе «Бизнес-симулятора WakeUP» видит 2 вкладки: «Я лидирую» и «Завершенные проекты».
Лидеру доступен список проектов, которые он контролирует. В списке по каждому проекту он видит:
- название интенсива,
- прогресс-бар, в котором указаны даты образовательной программы и который заполняется в зависимости от хронологии дат и этапа обучения,
- текущий этап обучения,
- дата, до которой будет длиться этап.
Внутри образовательного проекта отражена вся информация об образовательной программе, а именно:
дата запуска того или иного этапа ,
ссылки на чаты с командой и кураторами академии,
- информация о времени и дате ближайших образовательных мероприятий,
информация об этапах образовательной программы.
Рассмотрим, как раскрыты конкретные этапы образовательного продукта внутри «Личного кабинета».
Этап 1 - «Первичная диагностика»
Лидер видит актуальную информацию о результатах диагностики всех участников. Это отражено:
- подсветкой иконок выполнения задания напротив каждого участника,
- в виде прогресс-бара, который отражает общий прогресс тестирования команды.
После того как вся группа прошла диагностику, в «Личном кабинете» становятся доступными результаты, в которых зафиксирована степень развития тех или иных навыков soft skills. Результат отображается в виде «диаграммы-паутинки» с детализацией. Ниже дается расшифровка с градациями: «Ниже среднего», «Средний», «Выше среднего».
Результаты диагностики дополняются расширенным отчетом от бизнес-экспертов академии. Расширенный отчет - это отдельный документ, который поясняет, на что влияет та или иная компетенция, как это связано с уровнем развития корпоративной культуры компании, бизнес-целями, а также какие компетенции нужно развивать.
Этап 2 - «Онлайн-интенсив»
В рамках образовательного модуля каждый обучающийся изучает теоретический материал и делает задания на платформе. После этого команда закрепляет полученные знания с бизнес-тренером в ходе воркшопа.
Лидер четко понимает и контролирует ситуацию: когда проводятся воркшопы, кто из обучающихся завершил теоретическую часть и с каким результатом.
Лидеру доступны все материалы, которые даются в ходе прохождения обучения:
- запись воркшопа,
- ссылка на дашборд проекта изменений,
- выводы бизнес-тренера по итогам воркшопа.
Итогом работы этапа «Онлайн-интенсив» становится:
- проект изменений, который сформировала команда,
- рекомендательное письмо от бизнес-тренера по дальнейшей работе с командой
Этап 3 - «Внедрение проекта изменений»
Каждые две недели участники команды дают обратную связь о том, как реализуется проект изменений. Лидер видит статистику по 2 показателям:
- вовлеченность участников,
- процент внедрения.
Этап 4 - «Повторная диагностика»
Интерфейс этого этапа совпадает с интерфейсом первичной диагностики. В результате формируется еще один отчет, который отражает:
- результаты первичной и повторной диагностик на едином графике,
- интерпретации, которые показывают, что произошло и как изменилось в рамках образовательного процесса,
- рекомендации и выводы бизнес-тренера.
В финале лидер проекта и бизнес-тренер проводят итоговую встречу, на которой последний дает рекомендации по дальнейшей работе с командой.
Этап 5 - «Итоги»
Здесь собираются все материалы по итогам обучения в систематизированном виде. Результирующий документ - рекомендательное письмо.
После этого этапа образовательный проект переходит на стадию «Завершенный», при этом лидер может обратиться к нему в любой момент.
Промежуточные итоги
Тот интерфейс, который мы показали в статье, - не окончательный вариант. Модуль находится на стадии развития и совершенствования, сейчас это одна из наших точек роста. В настоящий момент мы заняты тестированием «Личного кабинета», а также собираем референсы от пользователей, партнёров и коллег.
Глобальная цель нашей работы — это сделать дополнительное образование в бизнес-сегменте лучше. Наша команда усиленно работает над тем, чтобы предложить лучший сервис по оценке, изучению и внедрению практик soft skills в повседневную бизнес-жизнь и работу команды.
Если хотите следить за развитием наших программных и образовательных продуктов, то подписывайте на Telegram-канал академии. Канал совсем молодой, поэтому, пожалуйста, поддержите нас, а мы обещаем давать вам ценный и полезный контент.
Давайте меняться вместе с командой WakeUP!
Планируется ли портирование описанных процессов и функционала на платформу Moodle - в виде плагина?
Как самостоятельная LMS - нет перспектив.
Мы не планируем создавать отдельный плагин в настоящее время. Вся разработка ведется на нашей собственной LMS-платформе "Бизнес-симулятор WakeUP".
Наша главная цель - предоставить достойный образовательный продукт на рынке, и наш продукт неотделим от нашей LMS-платформы. Поэтому, без улучшения LMS мы не сможем достичь нашей основной цели.