Предельно просто о сознании

Все еще думаете, что ученые не понимают, что такое сознание и как работает? Это уже не так, и я попытаюсь рассказать самую суть простыми словами.

Предельно просто о сознании

Решившим дойти до конца понадобится мужество и настойчивость. Дойдут сильные!

Константин Анохин, академик РАН, в одном из последних интервью отважно признался: “Мы не знаем, как работает мозг. ... Разговоры о том, что мы знаем, как устроен и как работает мозг - это блеф. Об этом вам скажут ведущие ученые, занятые этой проблемой многие десятилетия”.

Так вот, эта статья – не блеф. В основе - монография “Основы фундаментальной теории сознания” (см. в поисковике), получившая благосклонные отзывы известных ученых и выпущенная издательством специальной литературы, которая чуть ли не с нуля переиначивает сложившиеся представления в академической науке о сознании. Это значит, что даже ученым будет не просто.

Однажды японский математик Cинъити Мотидзуки опубликовал в интернете статьи объемом 512 страниц. Он заявил, что доказал abc-гипотезу, знаменитую, соблазнительно лёгкую числовую теорию, которая десятилетиями заводила математиков в тупик.

На математическом форуме MathOverflow математики со всего мира стали обсуждать заявление Мотидзуки. Вопрос, который быстро стал самым популярным на форуме был прост: «Я ничего не понял. Кто-нибудь понял?»

Проблема, с которой столкнулись математики, сбежавшиеся к сайту Мотидзуки, была в том, что доказательство было невозможно прочесть. Первая статья под заголовком «Интер-универсальная теория Тейхмюллера 1: Построение театров Ходжа», начинается с утверждения, что цель работы в «разработке арифметической версии теории Тейхмюллера для цифровых полей, ограниченных эллиптической кривой с помощью применения теории полуграфов анабелиоидов, фробениоидов, эталь тета-функций и логарифмических оболочек».

Это похоже на тарабарщину не только для обывателя. Это было тарабарщиной и для математического сообщества.

Работы оказались нечитаемыми для большинства математического сообщества. Чтобы начать их разбирать, нужно было прочитать сотни, а то и тысячи страниц предыдущих работ Мотидзуки, ни одна из которых не была проверена или рецензирована.

Так уж совпало, что в монографии “Основы фундаментальной теории сознания” тоже 500 страниц. И она тоже очень трудно понимается носителями ортодоксальных представлений, хотя в монографии нет тарабарщины, и некоторые ученые ее в основном восприняли, в том числе и в виде многих сопутствующих публикаций в научных журналах.

“Если ты хорошо знаешь, то сможешь объяснить это любому!” – наивная ложь.

Предлагаемая статья - единственный способ наиболее результативно вникнуть в основу модели сознания, понять самое простое сначала в самых общих намеках.

Эти представления напрямую влияют на наш быт и мысли, и если они неверны, то... не так дано парализованному программеру было предложено пришить чужое тело к его голове.

Есть пара мифов, которые стоит опровергнуть заранее. Во-первых, личность невозможно скопировать в компьютер - она не сможет там что-то сознавать. И, во-вторых, если голову пересадить другому человеку, то она утратит сознание. Пусть это станет постулатом, который будет подтвержден этой статьей.

Сознание нельзя выделить как чистую сущность из тела и это огорчит многих, но зато сама суть сознания, то, как оно ощущается (философы придумали слово: квалиа), не просто одинакова для всех живых существ, обладающих функцией осознания (от людей до осьминогов и даже искусственных существ), но и единственна, так же как понятие “единица” – одна на всех нематериальная абстракция, у кого бы и когда она не возникала. Это круче души, но это – другая тема, а статья лишь о том, что составляет самое главное в сознании – его функциональное ядро.

Сознание – продукт системы индивидуальной адаптивности, которая развивается эволюционным усложнением принципов, позволяя получать все большие преимущества перед теми, у кого еще нет данного свойства. Природа тупым перебором с выборкой смертью выявила наиболее верную последовательность развития. Она совершила огромное число экспериментов на протяжении сотен миллионов лет с сотнями миллионов видов живых существ, большинство из которых не выдержало гонки и поэтому неизвестны сегодня. Квадриллионы живых существ поучаствовали в гонке эволюции и отточили механизмы адаптивности в своих экологических нишах до высочайшей оптимальности. И этот путь оптимизации выживанием, который не прерываясь доходит до самых сложных проявлений психики, привел к одним и тем же принципам в их строгой очередности развития. Каждый из этих принципов реализуется несчетным числом версий даже в рамках одного и того же вида.

Многообразие версий – главная фишка природной алхимии метода слепого тыка. Так, у людей около 50 видов гемоглобина, у каждого несовместимый с другими код белков и т.д..

Хотя у разных видов живых существ мозг устроен очень по-разному, но самые общие принципы адаптивности у всех, в конечном счете, оказались одни и те же. Так же как то, что все живые организмы в природе построены из клеток – как базового универсального конструктивного материала.

Чтобы описывать принципы эволюционной адаптивности, нам вовсе не нужно использовать клетки. Можно основываться на базовых алгоритмах, а как именно они реализованы в природных или искусственных живых существах не имеет значения - может быть бесконечное число рабочих вариантов. Поэтому если создавать существо программно, то совершенно не требуется использовать свойства нейронов, а можно применять наиболее удобные средства выбранного языка программирования. Такое существо было создано на языке ГО (fornit.ru/beast).

До недавнего времени моделирование мозга живых существ было невозможно, потому что все пытались строить модели на основе нейронов и их взаимосвязей. Никакие суперкомпьютеры не способны были повторить целостную систему даже простых животных. И только отказавшись от эмуляции нейронов, оказалось возможным развить систему на обычном ПК. Стало ясно, что в модели последовательности усложняющихся принципов эволюционного развития адаптивности не используется функциональность нейронов - они оказываются лишней сущностью.

Но уже были верные догадки о том, что лежит в основе сознания. Это раскрывает одна общая идея в двух, казалось бы, разных теориях сознания: Теория глобального рабочего пространства Б.Баарса и Теория интегральной информации Дж.Тонони. Неважно про что эти теории, важен общий вывод о необходимости общедоступной памяти для координации активности системы – нужна общая информационная картина текущего состояния системы.

Когда в искусственной системе Beast были отработаны алгоритмы функции осознания, стала очевидной гениальность эвристики Баарса и Тонони в том, что в обеих теориях основой оказывается одна и та же глобальная информационная структура.

Оказалось, что основой процессов осознания является общая (глобальная) память для хранения информации об изменениях состояния поиска решения. Этот поиск невозможен за один шаг, нужно неопределенное, но конечное число повторных шагов, пока не будет найдено решение, каким действием следует попытаться ответить на данный стимул (стимул – это то важное и цепляющее в восприятии, что требует ответного действия).

Вот несколько примеров того, как принцип глобальной памяти о текущем состоянии координирует систему.

• Игра «Камень, ножницы, бумага». В этой игре есть глобальная переменная, которая определяет текущий ход игрока. Каждый раз, когда игрок делает ход, он изменяет значение глобальной переменной, что позволяет определить следующий ход противника.

• Управление светофором. На перекрёстке есть светофор, который регулирует движение транспорта. Он имеет три состояния: красный, жёлтый и зелёный. Эти состояния можно рассматривать как глобальные переменные, которые определяют, какой цвет светофора горит в данный момент. Когда светофор переключается с одного цвета на другой, это активирует новое состояние движения транспорта. Время переключения может зависеть от дорожной ситуации.

• Пульт дистанционного управления телевизором позволяет переключать каналы, регулировать громкость, включать/выключать звук и так далее. Пульт работает как набор "глобальных переменных", которые определяют, какая функция телевизора будет активной в данный момент. В зависимости от оценки показываемого телевизором, нажимаются кнопки на пульте, запускающие другую программу.

• Менеджеры состояний в программировании работают подобно тому, как дирижёр управляет оркестром. Представьте оркестр, где каждый музыкант играет свою партию, но все вместе создают гармоничную музыку. Дирижёр следит за тем, кто сейчас должен играть, какие ноты звучат, и когда надо перейти к следующему фрагменту композиции. Так, в приложении для заказа еды пользователь начинает с выбора ресторана, затем переходит к выбору блюд, затем к оплате и завершению заказа. Каждый шаг — это отдельный этап, и менеджер состояний отслеживает, на каком этапе находится пользователь, чтобы правильно показать ему следующий экран.

Во всем этом есть общий принцип использования глобальных переменных для координирования активации функций системы. При выполнении функции она, в свою очередь, изменяет состояние глобальных переменных, что определяет, какую следующую функцию активировать.

В процессе осознания каждый шаг активирует одну из функций, способных в ответ дать информацию, которая подсказывает приемлемое решение (и тогда цикл шагов заканчивается), а если решения не обнаруживается, то выдает уточняющую информацию.

Уточняющая информация обновляет общую информационную картину и этим определяет направление дальнейших шагов: какую специализированную функцию активировать.

Первым шагом определяется цель, которую нужно достичь ответным действием. Затем, в зависимости от условий и ситуации находится функция, которая может достичь цели – найти приемлемое ответное действие. Если не получилось найти подходящее действие, то обновляется глобальная информация, почему именно не получилось и попытки продолжаются уже в контексте такой информации. Так идет целевое мышление.

Вот так и крутится цикл шагов осмысления, обновляющий информационную картину, где обновленный контекст определяет следующую итерацию.

Для системы осознания доступны только изменения информационной картины, потому же, как в калькуляторе доступен только высвечивающийся результат по нашему запросу, а то, как этот результат был вычислен – нам неважно.

Этим демонстрируется ядро системы осознания актуального стимула.

В своем же полноценном алгоритме система осознания непосредственно приводит к новому пониманию произвольности. Обычно свободу воли понимают как способность к сумасбродству, но в процессе осознания произвольность выполняет роль альтернативы привычному. Погружаться в это сейчас не станем, просто заметим, что субъективные переживания – это проявление произвольности именно как процесс нахождения альтернативы привычному, т.е. верно изречение, что свобода – это осознанная необходимость.

Продемонстрированное ядро сознания - это очень упрощенный принцип в чистом виде. В приведенных примерах нет никакого сознания. Но именно принцип отражения состояния системы глобальной инфо-картиной порождает субъективное переживание своего состояния. Как – это самое трудное в понимании. Легко понять, как организуется пошаговый поиск решения, но трудно – как при этом возникают субъективные переживания.

Процесс осмысления наворочен эволюцией многими фичами. Кроме целевого мышления, мы мыслим даже когда нет стимулов, но тогда таким стимулом становятся наши переживания. Кроме активного, осознаваемого цикла поиска решения есть уже неактуальные циклы, которые проявляют себя в эффектах бессознательного.

Ядро системы пошаговой обработки эволюция обеспечила такими дополнениями как:

- эпизодическая память нашего опыта, из которой функции извлекают нужную информацию;

- система значимости, которая позволяет оценивать приемлемость решения;

- функции определения цели – в зависимости от состояния организма и ситуации;

- фоновые циклы, потерявшие актуальность, ставшие бессознательным,

и многое другое, что мы не станем рассматривать здесь, иначе просто утонем.

Самое главное, что стоит еще рассмотреть – это предельно упрощенная модель осознания стимула. Сделаем это.

Итак, для координации последовательности шагов осознания воспринятого необходима глобальная структура временного удержания значимых данных или информации - того, что способно информировать систему о происходящем и о собственных результатах мышления.

Эта информация постоянно обновляется с каждым новым воспринятым стимулом и с каждой новой мыслью об этом. Состояние такой структуры играет роль контекста, который направляет следующий шаг осознания, дополняющий новой информацией эту структуру.

Процесс осознания инфо-картины означает последовательность ментальных запросов на дополнительную информацию на основе уже имеющейся картины. Информацией здесь будем называть абстракцию образов, имеющих определенную значимость для субъекта в данных условиях (а не биты или антиэнтропию). Именно она информирует о том, как позитивная или негативная значимость осмысливаемого образа определяет направление следующего шага осознания.

А теперь – самая основная формула ответных реакций.

Во всей усложняющейся цепочке принципов адаптивности можно определить наиболее общую формулу идеального алгоритма реагирования. Вот она: актуальный образ восприятия (стимул) вызывает определенный образ ответного действия в контексте определенных условий. Это верно для всех видов рефлексов. Принцип “стимул - реакция” считается самым примитивным, но он остается, в конечном счете, верным для самых сложных реакций, формируемых произвольно.

Если бы существо имело набор заготовленных образов действия для любых возможных стимулов, которые возникают в любых сочетаниях условий ситуации, то такая система была бы идеально приспособленной ко всему и не нужен был бы сознанный поиск решения.

Но ни одна система не обладает знаниями о всех возможных стимулах, условиях и ситуациях в своем будущем. Освоение встречающихся новых ситуаций – это и есть цель любой индивидуальной адаптивности.

Модель организации механизмов психики упрощается, если отбросить множество второстепенных сложностей. Вот путь, открывающий наиболее общую формулу связки образа восприятия и ответного образа реагирования в образе текущих условий (образы – это распознаватели определенных сочетаний признаков). Есть иерархия примитивов восприятия, есть наборы примитивов действия, есть ветвление образов текущих условий. В мозге они занимают огромную часть. Их программное моделирование неподъемно. Но можно и нужно все это интерпретировать не целостными объектами, а их числовыми идентификаторами так, чтобы стало ясно, как они взаимосвязываются. Покажем, как именно и насколько это все упрощает.

Системе реагирования (хоть природной, хоть искусственной) для реализации алгоритма его работы не нужно представлять каждый из образов в виде клетки-детектора. Достаточно, чтобы каждый образ восприятия имел свой уникальный номер, пусть он начинается с маркера S (стимул). Самые простые стимулы в виде точек, линий, кружков, отдельных звуков и запахов обозначались бы примерно так: S1435, S243, S1083 и т.п. Чем больше цифра, тем позднее возник образ. Более сложные стимулы, состояли бы из простых: Sn4 = Sn1+Sn2+Sn3 и т.п. А самые сложные включали бы в себя наборы более простых предыдущего слоя сложности. Именно так это и организовано в природе, только вместо уникального обозначения стимула для целей описания могут использоваться уникальные номера выходов нейронов и это – не новость.

Образы возможных ответных действий, точно так же, можно обозначить уникальным числом, пусть они будут с префиксом A (акция). Каждая ответная акция может запускать последовательность связанных акций и ветвиться на более простые действия, вплоть до самых элементарных сокращений мышечных волокон или впрыска гормонов в организм. Образ акции – это пусковой элемент программы автоматических действий любой сложности.

Самый общий алгоритм реагирования будет иметь дело с такими видами уникальных идентификаторов как: образы восприятия, образы действия и образы условий, в которых возник стимул. Элементарный алгоритм действия оперирует с самыми сложными, конечными образами каждого вида.

В общей формуле реагирования участвуют всего три цифры - ID (идентификатор) разных видов (структур) образов. Тогда весь набор жизненного опыта сводится к простым правилам: если активно Sn4 в условиях Сx4, то выполнить Am4. И очень важна историческая последовательность таких правил, показывающая как делались попытки действий и чем они заканчивались. Так мы запоминаем целые сценарии действий, вроде шахматных комбинаций или способов решения задач, учитывающие изменяющиеся условия.

Как видим, тут нет никакой необходимости в нейронах. Для программной реализации просто будут созданы структуры всех видов образов со своими уникальными ID. Вот с ними и будет работать алгоритм поиска ответных действий (алгоритм осознания).

Природа хранит такие правила в различных структурах, в зависимости от того, каков уровень эволюционной адаптивности задействован.

Самый первый уровень – “безусловные рефлексы” – хранит правила в наследственно предопределенных связях, передающихся генетически. Весь опыт предков кодируется в геноме хитрым способом, так, что этот объем кода генома оказывается достаточным для всего такого опыта – уже известно как. Каждое правило реализуется в активном контексте условий, которые также определены наследственно.

Второй уровень позволяет формировать ответные реакции на основе реакций предыдущего уровня, но добавляя новые стимулы, по которым запускаются акции. Если существо совершало Am4 в ответ на Sn4, но при этом оказывается еще новый стимул Sn5 и так повторялось несколько раз, то реакция начинает запускаться не только по Sn4, но и по Sn5 даже если нет Sn4. Такой вид реагирования назвали “условным рефлексом”. Он позволяет существу лучше приспосабливаться к условиям, которые не были предусмотрены наследственно. Понятно, что без первоначальной реакции Sn4 невозможно было бы формирование нового условного рефлекса. Условные рефлексы и все более сложные рефлексы не передаются наследственно.

Принцип, что для формирования более сложной адаптивной реакции обязательно нужна уже имеющаяся более примитивная реакция, прослеживается на всех уровнях усложняющихся механизмов. Поэтому без начальной наследственной базы безусловных рефлексов невозможно дальнейшее развитие адаптивности. Без тела нет сознания.

Следующий шаг эволюционного совершенствования – удержание стимула на время его актуальности. Если муха спряталась за травинку, то лягушка все равно знает, что она есть и ждет удобного момента.

Принцип удержания актуального стимула оказался настолько полезным, что на его основе возникло множество дальнейших совершенствований. Вот самые главные.

1. Древний механизм привлечения внимания “ориентировочный рефлекс” – начал распознавать не только наиболее актуальный из всех активных стимулов, но и учитывать новизну, чтобы внимание было приковано только к самому важному, а не к мелочам, пока не появится еще более актуальный стимул. Справиться с удушьем – более актуально, чем утолить жажду, а жажда более актуальна, чем голод. Ну а если что-то причиняет повреждение телу, вызывая боль, то боль – самое актуальное. Если голод уже долго продолжается, а возникло резкое движение, которое само по себе, если присмотреться, не столь уж интересно, то новизна движения придаст ему актуальность, превышающую голод.

Наиболее актуальное – то, что обладает наивысшей величиной значимости, умноженной на величину новизны (одно модулирует другое). Незначимое или неновое не привлекает канал осознанного внимания. Как только распознается наиболее актуальное, то возникает “ориентировочный рефлекс”, который и удерживает такой образ до тех пор, пока не появится более актуальное, подключая его к системе поиска решения - осознания. Эту схему давно описал А.Иваницкий.

2. На основе удержания образа возникла эпизодическая память, потому что активность образа продолжается более чем достаточное время для фиксации связи (>30 мин). При этом активный образ начинает привязываться к активности цикла удержания (в гиппокампе) и теперь активация привязки (активация указателя – нового нейрона в системе гиппокампа) активирует и образ, возрождая воспоминание. В этом месте локализуются правила, вроде того, как пройти по ориентирам известного маршрута до цели, как совершить сложное действие, достигающее цели и т.д. Стало возможным целенаправленное поведение – через дополнительные механизмы префронтальной лобной коры.

3. Возникла и начала бурно развиваться функция обработки удерживаемого актуального стимула с целью найти приемлемое решение – функция осознания. Можно условно выделить четыре уровня эволюционного усложнения системы выбора достигающей цели акции (приятия решения) - системы осмысления актуального стимула. Каждый из них все в большей степени увеличивает глубину и сложность осознания ситуации с проблемой выбора реакции. Но у всех четырех уровней есть общее: структура информированности, которая позволяет решать проблему нахождения ответной акции в зависимости от состояния информации о предыдущих шагов обработки. Это сопровождается субъективным пониманием значимости обновленной информации.

Проблема того, что такое понимание, породила целое направление психологии (герменевтика – принципы интерпретации понятий), но постичь суть феномена понимания стало возможным только с появлением модели произвольности в функции осознания.

Для представления принципиальной схемы процессов осознания стимула не требуются большие усилия, алгоритм достаточно прост, а вот при попытке представить, как такая система сама воспринимает информирующие данные, информирующих данных – возникает паразитная регрессия (известная проблема субъективности), все равно, что смотреть в зеркало, направленное на зеркало, где смотришь в зеркало и т.д.. Так что тут лишнее отражение все портит. Только сам субъект оказывается способен видеть свои переживания в виде понимаемой ему значимости взаимосвязанных образов.

Как возникла система понимания (или система произвольности, или система осознанного внимания)? Можно представить себе какой-то самый первый эволюционный механизм обработки стимула для нахождения приемлемой реакции. Он выполнял всего одну функцию, которая была сформирована мутациями переборов вариантов и поэтому это – наследуемая функция или вид безусловного рефлекса. Эта функция не используется, если для данного стимула в данных условиях уже есть отработанная до привычного автоматизма (высший вид рефлекса) ответная акция. Тогда привычная акция просто запускается. Но вдруг выясняется, что это привело к негативу. К примеру, оказалось, что красный фон – это не всегда цвет предмета, который схватила рука, а свечение высокой температуры. Ранее в схожих условиях красный цвет не учитывался как значимый признак и просто игнорировался. Но теперь стало до боли понятно (понимание!), что хватать рукой такое опасно. Новая функция обработки стимула создала новое правило реагирования с учетом нового значимого признака условий, сохранила его в эпизоде памяти, и впредь рука не станет хватать святящиеся предметы, если только не напрячь волевое усилие. Это правило зафиксировалось всего за один раз, а не множеством повторений, как при условном рефлексе.

В реальности может случиться сколько угодно неожиданностей, которые нужно как-то учитывать и результат сохранять в правилах. Для каждого такого случая нужна своя функция – безусловный рефлекс. Так что чем больше специализированных наследуемых функций будет у существа, тем большими возможностями обработки актуального стимула (потенциалом интеллектуальных возможностей) он обладает. Чтобы вспомнить что-то похожее на увиденное – нужен специфический механизм извлечения такой информации из памяти эпизодов. Найти, какое последствие было от предполагаемого действия – другой механизм. Чем может грозить стимул в разных условиях – третий.

Для разных способов извлечения информации из опыта эпизодов памяти должны быть наследственно заготовлены различные специализированные механизмы.

Такие извлекающие информацию функции не могут выполняться одновременно для нескольких процессов (если это не компьютерная программа), поэтому канал осознания один – для самого актуального в данный момент (точнее, по одному для каждой половинки мозга).

После получения очередного вида информации обновляется общая информационная картина. Это дает понимание того, какая еще информация потребуется, если решение об акции не принято. Отработала одна функция, сохранила информацию об этом, теперь другие видят текущее состояние информационного контекста и выбирается другая подходящая для такого контекста функция. Выбором занимается отдельная функция – диспетчер, которая так же эволюционирует по эффективности, как и другие актуальные безусловные рефлексы и в самых сложных организмах использует ментальные автоматизмы и ментальные правила.

При повреждении лобных долей мозга все эти функции утрачиваются и остаются только привычные автоматизмы.

Общая информационная картина по сути - это просто место для временного сохранения переменных (типа ID) определенного назначения – образов, их значимостей, текущего состояния, текущей цели, идентификаторов результата процесса принятия решения и т.п. Она неизбежно у продвинутых живых существ с целью координации последовательности обработки актуального стимула и составляет информационный контекст обработки в единственном канале осознанного внимания к объекту.

Программисты не любят глобальные переменные, но они так или иначе есть в сложной программе (инкапсулированные или в пространствах имен, рассредоточенные по вызовам функций или же прямо доступные отовсюду), обеспечивая ее целостное функционирование. Изменение глобальных переменных влияет на текущие алгоритмы работы как некий самый общий координирующий центр. Такой центр – это “сознание” программы.

Система осознания актуального стимула использует глобальную информационную структуру именно с такой целью и работает следующим образом в самом общем плане.

Когда мы просыпаемся от глубокого сна, общая информационная картина пуста. Сразу же важно сориентироваться, и факт пустоты инфо-картины задает выборку той функции, которая способна дать такую начальную информацию. Мы начинаем осознавать значимость своего состояния, все ли в порядке с жизненными параметрами, болит ли что-то (если вдруг больно).

Первая активность в инфо-картине дает начальный контекст понимания своего состояния. В обновленном контексте возникает запрос уже к другой функции, которая может определить, где мы находимся. Потом – кто мы вообще, и т.д. Наконец, инфо-картина заполнена достаточно, чтобы начать обращать внимание на происходящее. Возник какой-то стимул, и в контексте условий, сохраненных в инфо-картине, начинается поиск, что это может для нас означать в данной ситуации. Для этого вызывается функция, способная извлечь из эпизодической памяти кадры с участием стимула в схожих условиях. Получаем информацию о том, чем это для нас закончилось, были ли попытки реагирования и к чему они привели. Любой результат представляется в виде образа значимости т.е. простого уникального числа (ID) положительного (хорошо) или отрицательного (плохо). Информация обновляет инфо-картину и становится возможно поискать в эпизодах памяти, а что можно сделать в такой ситуации.

Таким образом, алгоритмы процессов осознания не перегружены сложными образами, а работают с простыми идентификаторами.

При осознании стимула могут потребоваться не один, а обычно несколько шагов последовательного формирования все более уточняющейся информированности. И каждый из шагов учитывает информацию предыдущего, дополняя инфо-картину своей.

Программисты уже поняли, что речь идет об итерации прохождения цикла обработки актуального стимула в условиях постоянно обновляющейся глобальной информации. Значимость переменных инфо-картины воспринимается самой системой как субъективное переживание, а работа любых других функций не может осознаваться, как же как не осознаются безусловные рефлексы. Для переживания доступны только изменения инфо-картины. Субъективное переживание сопровождает активацию значимости актуальных составляющих инфо-картины с пониманием последствий при ментальных запросах о такой информации. Такое понимание доступно только самому субъекту. А наблюдатели способны видеть лишь процессы, порождающие изменения инфо-картины, сама же активность этой инфо-картины для них ничего не значит и непонятна.

Алгоритмы осознания актуального стимула реализованы в искусственном существе Beast. В нем используются 34 специализированных информационных функции, участвующих в циклах осознанного внимания и фоновых циклах (бессознательное), которые ранее были актуальными, но, потеряв актуальность, продолжают удерживаться. Действующий прототип живого существа позволил отработать и оптимизировать упомянутые принципы.

У человека больше всего информационных функций среди всех видов живых существ. Например, десятое поле Бродмана в префронтальной лобной коре мозга занимает объём у человека в среднем 1,2 % от общего объема мозга (у разных людей несколько различно), у бонобо — около 0,74 % от общего объёма мозга, у шимпанзе — 0,57 %, у горилл — 0,55 %, у орангутанов — 0,45 %, у гиббонов — 0,23 %.

В понимании особенностей циклов осознания главным является понятие значимости и последующего понимания последствий. Все, чем оперирует осознание – выделенные образы (в виде их ID), которые могут произвольно модифицироваться – это субъективные абстракции (значимости, связанные с определенными образами).

Абстракции, значимость, информация, смысл, понимание – эти слова в концепции МВАП (модель волевой адаптивности психики) приобретают терминологический смысл, отличный от привычного словарного. Прямо сейчас не получится достаточно ясно вызывать понимание сути этих понятий, потому что для этого нужны множественные итерации той самой системы для обработки актуальных стимулов в вашем мозгу. Но опубликовано очень много материалов, помогающих приблизиться к адекватному пониманию.

Сам же принцип организации системы осознания был уже в основе описан в этой статье, и он очень прост. Но непросто вообразить суть субъективных переживаний для самого субъекта, что, впрочем, и не особенно нужно для того, чтобы понять, как работает осознание, какие адаптивные функции оно выполняет - так же как понимание работы любого алгоритма не требует воображения того, как он сам себя воспринимает, если бы у него было самоощущение – т.е. актуальным образом осознания стал бы сам алгоритм, что порождает “зеркальную” регрессию.

При этом, мы легко можем наблюдать за собственными переживаниями. А зная алгоритм, при таком самонаблюдении становится ясно то, что именно происходит при этом, какие процессы приводят к данному переживанию. Без такого алгоритма философы, занимающиеся самонаблюдениями, за тысячи лет так и не смогли угадать, за счет чего и как это все работает.

И в самом деле, такой алгоритм невозможно угадать. К нему можно прийти только в ходе тщательных попыток формирования индивидуальной системы адаптивности.

Итак, показан основной принцип работы психики и ее адаптивная функция. Теперь в таком информационном контексте будет гораздо легче понять изложенное в трилогии про сознание. Но потребуется не одна итерация подходов для того, чтобы сформировались все детали в достаточно полной модели понимания.

Теперь попробуем ответить на заданный вначале вопрос: почему невозможно залить готовое сознание в компьютер, хотя возможно его там организовать, развивая с самого рождения.

Как уже говорилось, основой для работы системы осознания являются уникальные идентификаторы образов различного вида. Из них только образы восприятия и образы действия сохранены на уровне структур мозга. Но даже они напрямую зависят от того, как именно организованы поля сенсоров, а это уже вне мозга. Если нет тех полей сенсоров, для которых специализировались образы, то не будут активироваться и образы. И сенсоры невозможно просто заменить телекамерами, микрофонами, газоанализаторами, ведь для новых сенсоров нужно строить свои распознаватели образов, всю их иерархию образов восприятия, а в эпизодической памяти уже зашиты другие ID. Но еще есть образы внутреннего состояния организма, зависящие от особенностей строения органов тела, которое у разных людей различно. Система индивидуальной адаптивности должна развиваться на основе определенных и неизменных терминальных устройств, входных и выходных. При этом она должна развиваться, строго поочередно формируя все уровни механизмов адаптивности. Если просто скопировать или перенести только центральную часть системы (мозг), то вся система будет нарушена как отрезанная от основ.

Многое из сказанного может показаться очевидно неверным – такой эффект известен как “синдром предвзятости подтверждения” (fornit.ru/68578). Есть только один путь: проверить обоснованность и доказательность спорных утверждений. Это можно сделать в монографии: fornit.ru/68715. Там очень много нового и интересного.

Начать дискуссию