Как подбирать эффективных руководителей? Гайд для компаний
"Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам"
(с) Стив Джобс.
Каким должен быть эффективный руководитель?
Прежде всего, эффективный руководитель знает, что делать, и знает - как. И ключевое: руководитель - это далеко не просто набор функционала, это ответственность. Принятие сложных решений, готовность нести ответственность за эти решения. Руководитель транслирует команде изменения, работает с рисками и фокусирует команду на действительно важных шагах.Умение формировать среду, создавать условия для успешной работы и быть экспертом в направлении - факторы, диктующие создание стратегического подхода к процессу найма такого менеджера.
Следующее, что нужно понимать - существует множество разных типов менеджеров. Кто именно нужен вам, во многом зависит от специфики бизнеса, от конкретных потребностей и задач вашей деятельности, от отрасли в целом. Где-то в приоритете будет оперативность принятия решений, где-то - тщательная оценка долгосрочных перспектив. Поэтому важно подобрать менеджера, чьи навыки и стиль управления наилучшим образом соответствуют вашим текущим и будущим потребностям.
Очевидно, что поиск талантливого руководителя – задача сложная, ведь здесь должны сойтись все звёзды. Какие именно – рассказываем в статье.
Кейс CHOICEIT
Начнём с конкретного кейса их практики СHOICEIT – на нём разберём сложности подбора топов, каналы поиска и методы работы.
Для компании-клиента в области фармацевтики нужно было подобрать CTO. Главные требования к кандидату: умение выстраивать процессы в отделе разработки, понимание специфики индустрии, а также знание инновационных технологий и регуляторных требований в отрасли.
Нюансы и сложности поиска:
- В компании не были выстроены процессы найма, не проводилось ревью работы сотрудников, а в текущем периоде команда переходила на новые технологии;
- В моменте, когда клиент обратился к нам, команда была без структурного управления, так как текущий СТО уволился;
- Команда играла ключевую роль в принятии итогового решения, поэтому был важен match сотрудников с новым руководителем, совпадение его ценностей с ценностями коллектива, принятие командой его подходов и методов работы.
В соответствии с задачами и культурным кодом компании мы составили портрет кандидата:
- Сильный и современный управленец, не приверженный бюрократическому подходу;
- Кандидат с опытом работы в стартапах , способный работать в условиях "хаоса" и умеющий выстраивать процессы;
-Управленец с бизнес-ориентированным подходом способный реализовывать потенциал сотрудников и растить людей внутри команды.
Как выглядел процесс подбора:
- Исследование ключевых игроков отрасли.
Мы начали с анализа фармацевтического рынка России, выявили крупные и влиятельные компании индустрии. В наш список вошли как международные гиганты фармацевтики, так и известные российские организации.
- Сбор информации о кандидатах и анализ их опыта.
Далее мы определили круг сильных кандидатов, собрали и проанализировали информацию о них, обращая внимание на: опыт работы, технические навыки, лидерские качества, коммуникативные навыки, мотивацию и ожидания.
- Технические интервью.
Мы представили компании-клиенту шорт-лист отобранных кандидатов и провели 5 технических интервью с самыми интересными.Один из кандидатов с высокой квалификацией и нужными скиллами, привлекший наше внимание, в тот момент уже работал в крупной российской фармацевтической компании.
- Переговоры с кандидатом.
Так как по итогам технических интервью мы были заинтересованы в конкретном кандидате, мы вышли на переговоры с ним. Ценных сотрудников просто так не отпускают, поэтому в ответ на наше предложение специалист получил контр-оффер с пересмотром условий на текущем месте работы.
После этого мы продумали и обсудили с компанией-клиентом и интересующим нас кандидатом дополнительные условия:
- Предложили незначительное повышение оклада и бонусную систему по результатам работы;
- Помогли компании разработать персональную систему KPI для кандидата;
- Подготовили для нового руководителя чёткий план задач на ближайшие 6 месяцев работы с учётом бизнес-целей компании.
По итогам нашей совместной работы с компанией-клиентом кандидат принял оффер.
Как подбирать руководителя?
Конечно, подбор руководителя будет происходить по алгоритмам и в соответствии с принятыми в компании бизнес-процессами. При этом следует понимать, что топ-менеджер - единица не автономная, в процессе своей работы он взаимодействует со всей командой. Именно поэтому один из ключевых критериев при выборе заключается как раз в способности в эту команду влиться. И все конкретные профессиональные навыки, квалификация и опыт работы могут оказаться почти бесполезными, если руководитель не сможет выстроить отношения с людьми.
- Кейс интервью и STAR методика
Ещё одним важным критерием отбора топ-менеджера должны стать элементы интервью по компетенциям. В таких интервью могут использоваться различные методики, включая STAR-методику и case-интервью, чтобы получить информацию о прошлом опыте и способности кандидата к анализу и решению проблем на управленческом уровне.
STAR-методика часто используется для оценки навыков и опыта кандидата в реальных ситуациях работы.
Спросите у кандидата о конкретных ситуациях, в которых он применял свои навыки и опыт. Подробно узнайте о задачах, с которыми он сталкивался, о действиях, которые предпринимал для их решения, и о результатах своих усилий.
Case -интервью, где кандидату предлагается анализировать и решать определенную бизнес-проблему или сценарий, который может возникнуть в рамках работы в компании.
При этом обратите внимание на те зоны развития, которые для вашей компании сейчас особенно важны. Например, вам нужно увеличивать штат и развивать команду, или вы приняли решение расширить географию и выйти на новый для себя рынок, хотите внедрить новые услуги или расширить товарную линейку. Узнайте, есть ли у рассматриваемого специалиста успешный опыт именно в этих конкретных направлениях, а если у кандидата нет опыта в этих конкретных направлениях, важно спрогнозировать его поведение в новой ситуации.
Для оценки soft skills кандидата многие крупнейшие компании используют дополнительный этап отбора - баррейзинг.
- Баррейзинг — это финальное интервью, целью которого является формирование прогноза о том, как менеджер приживется в команде.
На этом этапе выясняем:
- В каких командах работал кандидат на прежних местах работы: в чём заключались особенности корпоративной культуры и специфика коммуникации в этих командах, какая была атмосфера в коллективе;
- Каких ценностных ориентиров придерживается человек, совпадают ли они с теми, что приняты в компании.
- Личные особенности кандидата для понимания того, как человек будет реагировать на разные ситуации в компании.
При проведении баррейзинга очень важно ориентироваться в тех культурных и ценностных аспектах, которые свойственны компании. Наш совет: первым делом определите те культурные и ценностные маркеры, которые будут для нас говорящими и значимыми.
Где и как искать
Здесь вернёмся к самому началу этой статьи: кто именно нужен вам, во многом зависит от специфики бизнеса, от конкретных потребностей и задач вашей деятельности, от отрасли в целом. С каналами поиска так же – в вашей индустрии могут быть свои особенности. Но мы выделим несколько общих нюансов:
- Самые крутые менеджеры обычно известны в профессиональном сообществе. Изучите рынок конкурентов и составьте список компаний-доноров. Найдите проекты, которые максимально близки к вашему, или же компании, которые реализовывали схожие проекты в последнее время (как в нашем кейсе).
- Используйте классические инструменты поиска: даже редкие специалисты обитают на популярных джоббордах
- Активно запрашивайте рекомендации: даже если кандидат, с которым вы общаетесь, сейчас не готов рассмотреть предложение, напишите и спросите, нет ли в его сети знакомств подходящих специалистов. Зачастую так можно получить контакты интересных специалистов, не находящихся в поисках и не размещающих резюме в открытых источниках.
- Следите за рынком и стремитесь быть out of the box: изучайте, что нового происходит в тех или иных компаниях. Возможно, в смежной отрасли в компании произошли схожие трансформации, и кандидаты оттуда вам тоже будут интересны.
- Изучайте крупные профильные конференции, телеграмм-каналы, митапы и другие профессиональные сообщества, - HiPo специалисты часто выступают на таких мероприятиях и пишут интересные статьи.
Вместо заключения коротко резюмируем и даём ещё несколько рабочих советов по найму руководителя:
Определите цели: для решения каких задач вам нужен руководитель, что самое главное для вашей конкретной компании.
Действуйте быстро: рынок жёсткий, хорошие менеджеры в дефиците, поэтому не медлите, принимайте решения.
Снимите референсы: узнайте всё об опыте и результатах работы на прежних местах работы выбранного кандидата.
Определите каналы поиска: составьте карту специфичных для вашего бизнеса и профессионального сообщества.
Определите круг методик работы с кандидатами. Вы можете включить этап баррейзинга и проводить интервью по компетенциям.
Особенное внимание после найма нового топ-менеджера уделите адаптации и выстраиванию дальнейшей работы, потому что коммуникация руководителя с командой должна быть эффективной с первого дня работы:
- Разработайте схему адаптации, если она ещё не внедрена;
- Определите ключевые показатели эффективности для руководителя;
- Чётко сформулируйте, какие результаты должны быть достигнуты на испытательном сроке и при каких показателях новый руководитель станет эффективной частью команды.
Желаем удачи и самых крутых топ-менеджеров вашему бизнесу!