Как вести Telegram-канал поэту? Три главных метода. Первый: о, только не стихи

Пост для графоманов, которые вышли из «стихи.ру» в поисках читателя, и для стихослагателей, которые обнаружили себя на «ВКонтактных» развалинах и «Инстаграмных*» руинах прошлого мира. Короче, для поэтов, думающих завести Telegram-канал.

Поэтов полно. Пруф тому: больше десятка тысяч сообществ ВК только со словом "поэт" в названии и около миллиона авторов на портале (в загробный мир) стихи.ру. Оставим критикам скучную болтовню об определении, кто такой поэт. Вы пишите стихи и ищите признание? Давайте я расскажу, как впервые за 6 лет творческой деятельности стал получать такой фидбек от подписчиков, которого не было ни в одной социальной сети. Даже в дофевральской инсте.

Вот за что люблю анкеты: за прямую
постановку некривых вопросов.
За почти научное сведение
долгой жизни к кратким формулам.

Борис Слуцкий, Поэт

Краткое введение, чтобы оставаться максимально понятным:

  • Зачем я создал телеграм-канал?
    Я, как и многие, мечтал написать роман. Но даже рассказы с трудом заканчивал. Начало — ок. Даже середина — ну, ок. А вот наполнение и завершение текста — ни-че-ок. Решение подсказал писатель Юрий Олеша ("Ни дни без строчки", помните?): буду вести дневник и выработаю дыхалку — появится рефлекс садиться за текст каждый день, и я научусь, как советовал Стивен Кинг ("Как писать книги", рекомендую), держать "среднюю скорость". Так и произошло. Спустя год ведения канала — этой весной — была издана моя книга со стихами, плутовским романом и рассказами Лицо и цветочки (бестселлер на Озон).
  • Кто такой поэт?
    Соррян. Это всё-таки важно. Лишь процитирую более авторитетного литератора:

...для того, чтобы писать, нужно иметь другую профессию, кроме литературы, потому что профессиональный человек, имеющий профессию, описывает вещи по-своему, и это интересно.

Виктор Шкловский, Русский советский писатель, литературовед, критик и киновед, сценарист

Месседж ясен?

Если лень дальше читать, изложу свой подход в трёх предложениях и даже нарисую подкову:

1. Ты приходишь в поэты со знанием жизни (профессии, ремесла) и пишешь-пишешь стихи.
2. Создаёшь телеграм-канал (не гнушаясь маркетинговым штукам, типа написания статьи на vc.ru для популяризации ссылки; но без перегибов: всё-таки канал должен быть творческим инструментом, обителью, а не кабалой).
3. Со своим поэтическим опытом смотришь на жизнь (события, людей, явления).

Та самая подкова, концы которой никогда не соприкасаются, но очень близки друг к другу. Таким образом, вы становитесь дважды интересным: например, 1) как кузнец, который пишет стихи, и 2) как поэт, который описывает открытие русского Макдональдса. 
Та самая подкова, концы которой никогда не соприкасаются, но очень близки друг к другу. Таким образом, вы становитесь дважды интересным: например, 1) как кузнец, который пишет стихи, и 2) как поэт, который описывает открытие русского Макдональдса. 

Метод первый: о, только не стихи!

Точнее — не только стихи.

Да, телеграм — текстоцентричное место. И прекрасно. Наконец-то интернет больше не выглядит как иллюстрация интеллектуальной деградации (большой ЖЖ, средний ФБ*, короткий Твиттер, жопный Инстаграм*). Однако каналы стихослагателей, где публикуются исключительно рифмованные или белые вирши, выглядят уныло, они нечитабельны или — как минимум — окутаны молчанием мёртвой подписоты. А нам это надо? Нам это не надо.

"Словесные блёстки — шедевр", — пишет Бодлер, имея в виду биографию поэта, писателя, мыслителя.

Используйте телеграм-дневник как инструмент по созданию мифа о самом себе. Рассказывайте о личном. Делитесь сокровенным. И в меру таланта посыпайте всё блёстками, чтобы сохранить тайну творчества.

Как вести Telegram-канал поэту? Три главных метода. Первый: о, только не стихи

Но помните: никогда не ставьте читателя в положение подсматривающего за тем, какое бельё вы бросили в стирку. Избегайте пошлости, интриганства (не путать с созданием "интриги"). Уважайте читателя и себя. Предлагайте читателю стать наблюдателем за творческой кухней (это ваще по метамодерну, слыхали?) и даже участником вашей судьбы.

Метод второй: живые встречи

Поэт — это тот, кого видно и слышно. Читайте лекции о поэзии в конференц-залах. Устраивайте читки стихов в барах, библиотеках и лофтах. Давайте мастер-классы, если опыт позволяет (можете попробовать, как это сделал я, написать вместе со зрителями имажинистское стихотворение при помощи "Машины образов" Есенина).

Общаться со своим читателем в живую — это привилегия. Даже если на встречу придёт 1% подписчиков канала, энергия события захлестнёт многих. Вы — сама жизнь. Дайте знать об этом себе и людям.

Согласно tgstat.ru, самой популярной телегой стал анонс кинопоказа, который я инициировал в своём городе. Сначала я прочёл мини-лекцию об Антонене Арто. Затем мы посмотрели и обсудили фильм о нём. 
Согласно tgstat.ru, самой популярной телегой стал анонс кинопоказа, который я инициировал в своём городе. Сначала я прочёл мини-лекцию об Антонене Арто. Затем мы посмотрели и обсудили фильм о нём. 

После живой встречи желательно поделиться своими впечатлениями и узнать мнение публики о мероприятии.

Метод третий: смотреть на события, людей и явления

Многим известно, что думают об открытии русского Макдональдса бизнесмены и экономисты.

Вероятно, большинству знакома позиция высокопоставленных политиков о падении Байдена с велосипеда.

Кажется, всем понятно, что думают верующие о поджоге храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще.
Но что думает обо всём этом поэт со своей поэтской колокольни?

Это тот самый край подковы, который может сделать ваш канал интереснее.
Это тот самый край подковы, который может сделать ваш канал интереснее.

Так вы 1) избежите зацикливания на себе и 2) в тоже самое время, многое о себе расскажите.

Сегодня на моём канале нет и 200 подписчиков. Кто я такой, чтобы раздавать советы по ведению канала? — спросят великие маркетологи.

Прежде всего, поэт. У меня никогда не было иллюзий, что литераторы в условиях бума на стихосложение и китчевую моду слыть новым Гомером или свежей Сапфо, пользуются бешенной популярностью. Времена Достоевского, Есенина, Маяковского, Блока, Бурлюка, когда писателя носили на руках как рок-звезду, давно миновали.

Душа радуется, когда встречаю исключения. Например, прекрасного поэта Дмитрия Воденникова (3500 подписчиков). Мощного панк-поэта Максима Тесли (тоже 3500). Или одну из лучших русских поэтесс сегодня — Анну Долгарёву (11800 подписчиков).

Понаблюдайте за ними. И вы увидите, что этими тремя методами они — сознательно или бессознательно — владеют в совершенстве.

Потому и интересны.

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией

5 комментариев

Про полотна стихов в пабликах это верно подмечено.
Статья класс, она отвечает на вопрос "как?", остаётся только вопрос "зачем?".
Интересно, кто-то смог получить какие-то бенефиты со своего поэтического блога.

1
Ответить

Спасибо!
Есть бенефит, бесспорно: например, так я могу приглашать гостей на свои поэтические вечера.

1
Ответить

Отличная статья. Я, как поэт (если рассматривать педагогику как поэзию), был рад прочитать такой. Так сказать, опыт апнул.

Пойду развиваться свой канал на 31 человека!

1
Ответить

Генон в "Царстве количества и знамениях времени" предостерегает от погони за цифрами.

На твоём канале люди. Это самое главное.

Благодарю за добрые слова в адрес статьи!

Ответить

было познавательно, благодарю.

Ответить