eCommerce рынок в России: как изменилось поведение покупателей в 2021 году и что нас ждёт дальше
Раз в месяц мы в Mojo проводим desk research, чтобы быть в курсе изменений в рынке онлайн-ритейла. В этот раз мы проанализировали исследования РБК, Deloitte, McKinsey и Ipsos. Внутри вас ждут рекомендации по цене и срокам доставки, тренды в запросах клиентов и прогнозы, что ждёт eCom в будущем.
В этой статье
- Рынок eCommerce растёт
- Как покупатели выбирают интернет-магазины
- Люди не готовы ждать: актуальные сроки доставки
- Сколько покупатели готовы платить за доставку
- ПВЗ популярнее доставки курьером
- Будущее наступило ー перспективы беспилотной доставки
- Кому нужны отзывы и где их смотрят
- Самые востребованные категории товаров в 2021 году
- Что будет с рынком eCommerce
- Шесть сил клиентского опыта
Рынок eCommerce растёт
Количество интернет-покупателей с 2019 по 2021 год выросло с 50,1 млн до 64,8 млн. В опросе РБК 45% респондентов признались, что стали покупать в интернете чаще. Прирост аудитории — не временное явление.
Люди выбирают онлайн-шопинг из-за:
- быстрой и удобной доставки;
- большого ассортимента. В интернет-магазинах собраны все товары из разных торговых точек ритейлеров;
- удобной фильтрации. В онлайн-каталоге покупатель сразу сортирует и фильтрует товар по нужной цене, параметрам и т.д.;
- удобной системы возврата;
- экономии времени и средств.
Правда, есть прогнозы, что скоро всё откатится, но об этом ниже.
Как покупатели выбирают интернет-магазины
Люди стремятся найти магазин с лучшими предложениями.
По результатам исследования Deloitte, ключевые критерии выбора интернет-магазина:
- доступные цены;
- скидки;
- положительные отзывы;
- бесплатная доставка.
Ритейл — мелкодисперсный рынок, где множество игроков предлагают примерно похожие товары. Это приводит к тому, что потребители начинают сравнивать продавцов не только по продуктам и ценам.
- поддержание экологических инициатив;
- участие в благотворительности;
- решение социальных проблем, которые волнуют потребителей.
Об этом говорят не только исследования западной аудитории. На ежегодной конференции Think Big от исследовательского агентства Ipsos в России обсуждали, что последние события обострили «устойчивую повестку». Бренды больше не могут оставаться в стороне от социально важных тем. Наступает эпоха «маркетинга со смыслом».
Для зарубежного рынка это уже «гигиенический минимум», но и в России покупатели всё чаще ищут компании, которые разделяют их ценности. Особенно это важно для поколений X и Y.
В том же исследовании Deloitte 24% опрошенных признали, что экологичность упаковки и товара влияют на конечный выбор.
Забота об интересах клиента добавляет эмоциональный компонент в отношения с брендом. Это один из шагов к формированию позитивного клиентского опыта.
Люди не готовы ждать: актуальные сроки доставки
С появлением экспресс-доставки магазины развозят заказы за несколько часов. Правда, это касается только товаров повседневного спроса и продуктов питания.
Для доставки крупногабаритных товаров используют склады и распределительные центры. Операторам нужно больше времени, чтобы отправить товар.
Ритейлеры должны стремиться соответствовать этим требованиям. Иначе клиент с большей вероятностью откажется от их услуг и товаров.
Сколько покупатели готовы платить за доставку
Бесплатная доставка становится распространённой практикой. Это повышает требования пользователей.
По результатам опроса РБК, 44% россиян рассчитывают на бесплатную доставку малогабаритных грузов, 25% ー на бесплатную доставку крупногабаритных.
Те, кто готовы заплатить, отдадут не больше 192 рублей за доставку малогабаритных и 610 рублей за крупногабаритных товаров. Чем дороже доставка, тем больше покупателей теряет ритейлер.
Высокая цена доставки в 82,4% случаев становится причиной отказа от покупки.
ПВЗ популярнее доставки курьером
78% респондентов в опросе РБК предпочитают забирать онлайн-покупки в пунктах самовывоза.
Почему покупатели выбирают ПВЗ:
Проверка товара. В пунктах выдачи есть возможность примерить товар, проверить его исправность, детали.
Простой возврат. Если ожидание и реальность от покупки не совпали, возврат оформляют быстро и в том же месте.
В мае мы проводили глубинные интервью с клиентами интернет-магазина косметики. Покупатели рассказывали, что чаще пользуются ПВЗ, потому что не хотят караулить курьера. Через пункт выдачи им легче построить свой маршрут в течение дня.
Почта России — второй по популярности способ доставки, ей чаще пользуются в регионах. Связано это с менее развитой сетью ПВЗ и системой курьерских услуг в маленьких городах.
Будущее наступило ー перспективы беспилотной доставки
Беспилотной доставкой уже пользуются на Западе. Инноватором стал Amazon в 2014 году.
В России роботы-доставщики появились в конце 2020 года. Ими стали «Яндекс.Роверы», которые развозят товары по Москве и Иннополису.
В России покупатели не очень оптимистичны в отношении новой услуги. 45% пользователей ожидают, что смогут воспользоваться беспилотной доставкой через 3-5 лет.
В чём преимущество беспилотников
Расходы. Роботы могут сократить загрузку курьеров и траты на их передвижение. Например, «Яндекс.Роверы» используют для доставки в пределах нескольких кварталов. Курьеры развозят заказы только на расстояния больше 2 километров. Это уменьшает время ожидания в часы сильной загрузки.
Вместимость. Один робот Яндекса может перевозить около 20 кг груза.
Время. Дроны могут свободно передвигаться по воздуху. Роботы самостоятельно строят маршрут и перемещаются наравне с пешеходами.
Кому нужны отзывы и где их смотрят
В очередной раз повторяем, что отзывы нужны покупателям.
По данным «РБК Исследования рынков», 98,4% респондентов изучают их перед покупкой.
Отзывы приносят пользу не только клиентам. Система пользовательского контента помогает бизнесу.
Зачем отзывы ритейлерам
- у пользователей формируется доверие к сайту;
Отзывы ー доказательство, что товар действительно покупают. По описанию и фото понятен контекст использования. Поэтому у покупателя больше шансов выбрать подходящий товар. А значит, он будет более уверен в покупке. Меньше покупательских разочарований ー больше повторных покупок и LTV.
- вы улучшаете качество своих услуг;
Отзывы помогут выявить основные проблемы и сменить поставщиков, перевозчиков или изменить технологию производство товаров, если на это есть частые жалобы.
Где покупатели чаще всего ищут отзывы
На странице товара. Пользователь хочет видеть всю интересующую его информацию в одном месте. Искать отзывы на отдельных сайтах неудобно. К тому же нет гарантии, что покупатель вернётся в интернет-магазин, если любопытство увело его с сайта.
56% опрошенных обращаются к отзывам на сайте магазина.
В социальных сетях. Отзыв реального человека с подробным описанием достоинств и недостатков формируют доверие к источнику. Поэтому к отзывам в соцсетях обращается 55,7% опрошенных.
Самые востребованные категории товаров в онлайне
Традиционно в eCommerce наиболее популярной отраслью остаётся FMCG. В 2021 одежду, обувь, аксессуары приобрело 62% опрошенных.
Покупатели отдают предпочтение изделиям из натуральных материалов. Их выбирают 45% покупателей.
Fashion&Beauty
Самой востребованной остается российская и европейская косметика. Интерес к корейским и американским брендам и увеличился на 8%.
Покупатели обращают внимание на ингредиенты в косметике. 57% клиентов ищут в составе натуральные и экологически чистые компоненты. Это — важный фактор для принятия решения о покупке.
Парфюмерию покупают онлайн в два раза реже по сравнению с 2020 годом. Сейчас это делают 47% респондентов.
Витамины и БАДы
Спрос на эти товары возрос. Продажам поспособствовала легализация торговли нерецептурными препаратами весной 2020 года.
Еда и общепит
Продукты питания в интернет-магазинах покупают на 6% больше людей по сравнению с 2020 годом.
Растёт интерес к био и органическим продуктам. Спрос на эти товары увеличился на 21%.
Потребление готовой еды набирает популярность — в 2021 готовую еду покупают на 10% больше людей. Чаще в этом секторе заказывают пиццу, суши и роллы. 34% респондентов ответили, что покупают эти товары регулярно.
Что ждёт eCommerce в будущем
В исследовании McKinsey респонденты ответили, что сократят использование digital-каналов, когда уйдут ограничения на офлайн-коммуникации. Поэтому некоторые отрасли могут потерять часть онлайн-аудитории.
По прогнозам, с этой проблемой столкнутся сферы:
- здравоохранения;
- образования;
- госсектор;
- ритейл.
Чтобы ритейлу не терять клиентов, McKinsey рекомендуют рассмотреть такие действия:
Следите за защитой данных. Приватность и конфиденциальность остается проблемой для многих пользователей. 44% опрошенных не доверяют свои данные интернет-сервисам.
Анализируйте конкурентов. Близость к дому — больше не критерий при выборе магазина. Круг предложений для покупателя расширился — конкуренция на digital-рынке усилилась.
Пользователь выбирает интернет-магазин с лучшими сервисом и услугами. Проведите конкурентную разведку и выделите свои точки роста.
Улучшайте СX. 32% онлайн-покупателей ответили, что для комфортного шопинга им не хватает удобного интерфейса. Как сделать интернет-магазин пригодным для покупок — читайте в наших циклах по дизайну десктопной и мобильной версий.
Но юзабилити недостаточно, чтобы сформировать крепкие отношения с покупателем и обеспечить позитивный клиентский опыт. Также для качественного CX мало просто выполнять ожидания пользователя в отношении цены и качества товаров. Нужно работать на эмоциональную привязанность к бренду.
В Ipsos разработали подход к формированию эмоциональной вовлечённости клиентов.
6 сил клиентского опыта
- Удовольствие. Это возможностью получить желаемый опыт и избежать неприятностей. Появляется, когда компания делает жизнь клиента легче и даёт больше свободы. Например, вы вовремя доставили товар, он соответствовал описанию на сайте.
- Принадлежность. Клиент, который разделяет ценности компании и видит, как те заботятся об общем благе, чувствует свою принадлежность к ней. Как мы писали выше, чувство принадлежности — залог долгосрочных доверительных отношений. Поддерживайте социальные инициативы, которые волнуют покупателей. Сотрудники «Кухни на районе» сами приезжают за упаковкой, в которой доставили еду, чтобы отдать её на переработку.
- Ясность. Это впечатление от предсказуемости и прозрачности сервиса. Ясное, прозрачное информирование обо всех аспектах услуги позволит клиентам чувствовать себя более уверенно. Неопределённость отпугивает. Разработайте понятный каталог в интернет-магазине, обозначьте сроки доставки на странице товара, а не в чекауте. Это повысит лояльность аудитории.
- Справедливость. Взаимный обмен и готовность идти на уступки со стороны компании формирует ощущение справедливого отношения. Если клиент думает, что ритейлер извлекает несправедливую выгоду — он не станет лояльным покупателем. Позвольте оплачивать доставку при получении и без конфликтов заменить товар, повреждённый по вине перевозчика.
- Контроль. Ощущение контроля возникает, когда мнение клиентов принимают во внимание. Например, жалобу покупателя не только рассмотрели, но и сообщили о проделанной работе. Отвечайте на негативные отзывы. Рассказывайте о проделанных изменениях. Вы улучшаете качество своего продукта. А клиент почувствует контроль над ситуацией и причастность к процессам внутри компании.
- Статус. Клиент чувствует свой статус, когда его ценят, уважают, обеспечивают особое отношение. Это — самый сложный критерий для улучшения, так как требуется персонализации. Например, интернет-магазину косметики мы предлагали внедрить голосования и опросы среди аудитории, чтобы они выбирали бренды, которые хотят видеть в магазине.
Выводы
- онлайн-покупателей стало больше, но есть прогнозы, что в дальнейшем их количество сократится;
- при выборе магазина пользователь смотрит на цены, отзывы, скидки, доставку и экологичность товара и упаковки;
- покупатели ожидают получить товар через 2-3 дня после оформления заказа;
- большинство покупателей готовы заплатить за доставку, но не больше 192 рублей;
- для получения заказов россияне чаще выбирают пункты выдачи и отделения «Почты России»;
- на беспилотную доставку уже есть спрос ー жители регионов ожидают воспользоваться услугой беспилотной доставки через 3-5 лет;
- отзывы отражают качество товаров и услуг. Отработка негативного фидбека — способ повысить лояльность клиентов;
- одежда, обувь, аксессуары и косметика ー наиболее продаваемые товары 2021 года;
- розничная торговля столкнется в ближайшем будущем с сокращением онлайн-аудитории;
- внедрение эмоционального компонента в управление клиентским опытом поможет формировать долгосрочные отношения с покупателями.
Мы в Mojo разрабатываем интернет-магазины с заботой о клиентском опыте. Подписывайтесь на блог на нашем сайте — там тоже временами проскальзывает полезная информация. И не забывайте про «+1», если было полезно :)