Зачем бизнесу нужны метавселенные: главное с митапа VOVA family
Метаверс — это как секс в средней школе. Все о нем говорят, но занимается им только учительница. А зачастую и в теории люди мало понимают, как это работает. Мы — агентство VOVA family — хотим изменить ситуацию.
На днях мы собрали в Москве офлайн METAmeetUP, куда пригласили представителей компаний, делающих мета-проекты, и провели открытый public talk. Мы обсудили, зачем бизнесу идти в метавселенные и какие возможности открывает данный инструмент. В этой статье мы собрали главные тезисы встречи.
Интро: кто есть кто
Для начала расскажем в паре слов о спикерах:
Александр Кадыкеев, продакшн директор VOVA family. Саша руководит нашими проектами в метаверсе. В частности, участвовал в создании кейсов:
- презентация сериала «Моя прекрасная Страшко» в метавселенной Roblox для телеканала "Суббота!";
- концерт Михаила Шуфутинского в Decentraland для "Тинькофф Инвестиции Пульс".
Про оба проекта мы еще обязательно в подробностях расскажем в блоге.
Ярослав Кравцов, со-основатель студии Мастерская 15. Независимый разработчик игр, медиахудожник.
Metaverse Rick, со-основатель агентства Metancy. Популяризатор метавселенных, блогер.
Модератором беседы стал основатель VOVA family Павел Воропаев.
Что есть метавселенные
По своей сути метавселенные — это новый способ интерактивной коммуникации, то есть новые социальные сети. Они выполняют те же функции, что раньше — письма, газеты, радио, телевизор и телефон.
Существует огромное количество платформ (вселенных), каждая из которых обладает своими плюсами и минусами, что создает огромное пространство для выбора. На public talk, в основном, обсуждали две самые популярные из них — Decentraland и Roblox.
Аудитория
Пока ни одна метавселенная не дает детальную аналитику по аудитории. В некоторых случаях можно узнать гендерный состав, тип устройства (десктоп/мобайл) и регион.
Существует стереотип среди клиентов, что в метаверсе сидят одни школьники. Однако, это не так. Например, чтобы войти в Decentraland, нужен криптокошелек — это уже отсеивает несовершеннолетних пользователей. В целом, ядро аудитории платформы — это NFT-энтузиасты.
Roblox действительно изначально создавалась как детская платформа, однако, аудитория быстро начала «взрослеть». Сегодня около 40% пользователей — это люди от 18 лет, и их количество растет с каждым месяцем (по данным официального отчета Roblox за Q2 2022).
Часто проекты в метаверсе подразумевают, что компания-заказчик приводит своих пользователей на платформу самостоятельно (например, в случае с корпоративами / внутренними мероприятиями) — в таком случае вообще неважно, какая аудитория на платформе была изначально.
Проблему отсутствия инструментов для таргетинга можно решать с помощью сторонних инструментов — например, привлекать к работе инфлюенсеров, которые будут привлекать своих подписчиков и зрителей по заданным параметрам.
Чего хочет клиент
Для маркетологов, по большей части, интеграции в метаверс — это способ вписаться в тренд и стать первыми в своей нише, кто запустил подобный инновационный проект. Пока у клиентов, как правило, отсутствует понимание, какую утилитарную пользу могут принести такие проекты. Потому бренды не всегда готовы к сложностям, связанным с организацией мероприятий (например, выкупать права на музыку и образ приглашенной знаменитости или заниматься арендой / покупкой земли на платформе), особенно, если нужно делать что-то первыми на рынке. Важно приводить клиентов к понимаю, что метавселенные — являются прикладными и способны решать различные задачи.
Один из примеров — кейс VOVA family и телеканала “Суббота!”. Изначально клиент пришел с целью сделать необычный кейс, так как маркетинговая команда любит делать то, что до них никто не пробовал. Телеканал провел закрытое пресс-мероприятие всего на 40 гостей по вайт-листу, но в итоге получил медийный охват более 12 млн пользователей.
Проект для “Тинькофф Пульс” тоже показывает, что ряд клиентов пока еще недооценивают инструмент. Запрос звучал так: сделать подарок для сотрудников ко дню рождения компании — провести в метавселенной корпоративное мероприятие на тему третьего сентября и знаменитого мема с Шуфутинским, который особенно популярен в начале осени. Но в итоге событие решили сделать открытым — и проект завирусился.
Корпоративные мероприятия — еще одно развивающееся направление, особенно актуальное для компаний с большим штатом. Метавселенные позволяют сделать онлайн-вечеринки интересными за счет игровых механик. Есть потенциал и для организаторов публичных мероприятий — метаверс дает возможность зарабатывать на билетах и продаже мерча. Для этого уже существуют механики, нужно только начать ими пользоваться.
Некоторые компании не просто делают мероприятия, но идут дальше и открывают свои представительства в метаверсе. Такие события тоже получают широкую огласку. В целом, возможности метавселенных крайне обширны и ограничены только креативом создателей проектов в них.
Что нужно пользователю
Сегодня большинство пользователей используют для входа в метавселенные компьютер или мобильное устройство. Параллельно развивается производство специальных гаджетов — VR-гарнитур и костюмов. Пока их сложно назвать доступными. Однако, это — вопрос времени. В перспективе ближайших нескольких лет, скорее всего, подобные устройства будут дешеветь, совершенствоваться и становиться все более распространенными.
Порог входа
Чтобы делать проекты в Decentraland, надо покупать или арендовать пространство. Цены зависят от курса крипты, сейчас — начинаются от $3-4 тысяч. С Roblox в этом плане значительно проще — нет необходимости приобретения цифровой земли. Стоимость разработки может быть очень разной, дороже всего, как правило, обходятся игровые механики, так как их разработка - это полноценный геймдев.
У отдельных метавселенных также могут быть технические ограничения — например, в Roblox нельзя организовывать высоконагруженные трансляции без прямого согласования с платформой.
С другой стороны, идти в метаверс ради того, чтобы просто посмотреть видео — бессмысленно. Главная фишка инструмента — в интерактивности. Ей нужно пользоваться.
Что дальше
У глобального рынка метавселенных большой потенциал роста — по прогнозу McKinsey, к 2030 году он может увеличиться до $5 трлн.
Компании, которые уже сейчас делают проекты в метаверсах, будут двигать индустрию. Бренды, интегрирующиеся в метаверс, уже сегодня выстраивают коммуникацию со своей будущей аудиторией.
Сейчас — самое время тестировать разные механики и искать эффективные решения для разных задач компаний. Что-то будет работать, что-то — нет. Но чем больше проектов будет в метаверсе сегодня, тем лучше мы будем понимать, что делать завтра. И самое главное — это прокачивать свою креативную мышцу, чтобы не пропускать тренды и быть с аудиторией на одной волне.