9 шагов для успешного запуска IT-стартапа
Привет, vc ⚡
На связи Артём Панфёров, СЕО студии разработки мобильных приложений и запуска стартапов EndCode 👾
Хотите запустить свой стартап, но не знаете, с чего начать? В этой статье делимся с начинающими бизнесменами, как запустить IT-проект и не потеряться в мире безумия и бизнес-планов.
Шаг 1: Определите цель и аудиторию продукта
Итак, у вас родилась гениальная идея Unicorn-стартапа, которая точно захватит мир. Вера в успех проекта у нас уже есть, осталось приступить к реализации. Что ж, полный вперед!
Прежде всего, нужно определиться с конкретным продуктом/услугой вашего проекта, целевой аудиторией. Не забывайте о том, что создавать продукт нужно не просто для себя, а, в первую очередь, для потенциальных клиентов. Поэтому, сосредоточьтесь на том, чтобы понимать, что именно и кому именно вы продаете. Да-да!
Чем лучше вы понимаете свой продукт или услугу, тем более понятным это будет для всей команды и вашего клиента.
Шаг 2: Исследуйте рынок и конкурентов
Перед стартом проекта необходимо изучить рынок. Соберите список прямых и косвенных конкурентов. Идти на ощупь – дело неэффективное.
Изучите продукты, цены, маркетинговые стратегии конкурентов, а также определите их сильные и слабые стороны. Это поможет создать уникальное предложение, которое будет привлекать клиентов и определит ваши конкурентные преимущества.
Если у вас нет опыта в сфере вашего проекта, используйте общедоступные источники информации, такие как социальные сети, опросы, исследования и тому подобное.
А что дальше?
Шаг 3: Бизнес-план и экономика проекта
Во-первых, опишите подробный бизнес-план. В этой статье не будем подробно описывать, как их писать, но в сети сейчас можно найти множество шаблонов и лайфхаков для написания бизнес-планов.
Особенно удобно в таких задачах сейчас использовать нейросети, например, Chat GPT-3 или Notion AI.
Во-вторых, необходимо понимать, какая бизнес-модель будет приносить деньги в проект. Вы можете выбрать модель продажи продукта в App Store или Play Market, Freemium-подписки или продажа услуг/товаров напрямую клиенту через мобильное приложение или другую платформу.
В-третьих, необходимо просчитать экономику проекта и оценить свои финансовые возможности. Разработка и продвижение продукта требуют значительных финансовых вложений, поэтому необходимо понимать, сколько вы можете выделить на эти цели и каким образом вы будете искать инвесторов. Планируемые затраты на этапе MVP и далее, срок окупаемости проекта, расчет себестоимости, unit-экономика – must-have расчеты для запуска проекта.
Шаг 4: Команда проекта
Кто будет выполнять ключевые функции и роли на вашем проекте? Займитесь поиском команды. Сильная команда проекта – залог успеха бизнесмена.
На первых стадиях придерживайтесь правила 3h. Правило 3h гласит, что в основе стартапа должны быть три главные роли: hustler (девелопер и продажник) + hipster (дизайнер) + hacker (разработчик).
Начать можно и в одиночку, но если вы обладаете достаточным количеством ресурсов, можете взять сотрудников в найм или команду на аутсорсе, если бюджет ограничен.
Шаг 5: Подготовка технического задания
Одним из самых важных подготовительных этапов в запуске IT-стартапа является подробный образ результата и техническое задание для команды разработки.
Качественное ТЗ — это уже половина успеха взаимодействия с разработчиками. Если в вашей команде есть бизнес-аналитик, эту задачу стоит доверить ему. Или заказать услугу по составлению технического задания и образа результата у профессиональной команды.
Шаг 6: Разработайте mvp
⚡ MVP (Minimum viable product) – это первый рабочий прототип продукта, который разрабатывается с минимальным набором функций и возможностей. Иными словами: начните с малого и развивайте.
Данный подход позволяет проверить гипотезу, что ваш продукт будет пользоваться спросом у потенциальных клиентов, при этом не затратив тонну ресурсов. Разработка MVP поможет вам сэкономить время и деньги, а также получить обратную связь от клиентов и улучшить продукт в дальнейшем.
Обычно мы предлагаем заказчикам сделать IT-стартап за 3000$ и 1 месяц. Так за один месяц стартапер получает от технического задания и дизайна до опубликованного приложения в App Store и Play Market. Короткие сроки, эффективное распределение ресурсов на проекте и сильная команда, заинтересованная в проекте – секрет успеха наших клиентов.
Шаг 7: Протестируйте продукт
Запустите soft launch и протестируйте продукт на первых клиентах. Можно провести опросы среди ЦА или провести CustDev (Customer Development). CustDev – это методика тестирования продукта, при которой команда взаимодействует с потенциальными пользователями, чтобы понять их потребности и проблемы, а также получить обратную связь на ранних стадиях разработки.
Это помогает убедиться, что продукт решает реальные проблемы пользователей и обеспечить более успешное внедрение на рынок.
⚡ На этапе soft launch продукта крайне важно быть активными в социальной жизни, чтобы способствовать продвижению проекта. На нетворкинг-встречах и business-мероприятиях можно найти новых партнеров, инвесторов и подрядчиков, что может оказаться решающим фактором для успеха стартапа.
Шаг 8: Запустите продукт на рынок
Как только подготовительные работы закончены, запустите свой стартап и следите за его функционированием. При необходимости корректируйте стратегию, основываясь на полученных результатах.
Регулярно проводите тестирование и оптимизацию на основе обратной связи от клиентов, обеспечивайте высокий уровень обслуживания и решайте возникающие проблемы.
Шаг 9: Продвижение и маркетинг
Для привлечения клиентов после запуска продукта или услуги необходимо провести эффективную маркетинговую кампанию, используя различные каналы продвижения:
- SMM;
- Запуск сайта и landing-page;
SEO-оптимизация;
- Контекстная и таргетированная реклама,
- Инструменты контент-маркетинга: блоги, видео и статьи.
- Кросс-промо и коллаборации с инфлюенсерами;
- Продвижение приложения в магазинах App Store и Play Market.
⚡ Также, важно разработать уникальный брендинг, отражающий ценности и преимущества продукта или услуги. Добавьте изюминку и уникальности своему бренду, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов и позволить им влюбиться в ваш стартап!
Итого
Создание и запуск IT-стартапа является сложным, но (мать его) увлекательным процессом получения бесценного опыта. Однако, при правильном подходе и выполнении основных шагов, можно достичь успеха и реализовать поставленные цели.
Удачного запуска,
Артем Панферов и команда EndCode Studio ❤