Итоги исследования о причинах провалов стартапов

Подвожу итоги своего исследования, начало истории здесь и здесь.
Итак, я пообщался с людьми, которые испытали на себе опыт провалов стартапов. Этот опыт был очень разным у каждого собеседника и мне было очень интересно общаться со всеми кто откликнулся, я еще раз благодарю их здесь: «Спасибо! Вы очень помогли! Вы крутые, потому что готовы делиться своим опытом и ошибками!».

Напомню, что целями в моем исследовании были:

  1. узнать какие именно проблемы есть у основателей стартапов;
  2. понять какая проблема самая важная;
  3. подумать какое решение может решить эту проблему.

Какие проблемы встречались и какая из них самая важная?

Чтобы сразу понимать о чем пойдет речь, посмотрите на эту карту в Миро. Здесь вы найдете все полученные в ходе исследования проблемы.
В первый раз читайте ее сверху вниз.

А взгляд снизу показывает правильную последовательность запуска стартапа, вернее проблем, которые придется решать.

Схема "проблемы стартапов" Внук-Карпов Анатолий

Для того чтобы найти самую важную, корневую проблему я хотел превратить список проблем в «дерево текущей реальности» Голдратта. Думал, что запишу проблемы как НЯ («нежелательные явления» в терминологии Голдратта) и дойду до ключевых проблем (или даже одной) и именно ее можно будет «решать».

Однако у меня не получилось этого сделать. Вернее получилось, но в отличии от классической нотации, в которой объединение нескольких проблем («НЯ») в одну происходит с помощью «И», в моем случае проблемы соединялись с помощью «ИЛИ».

И это, как вы понимаете, существенная разница. Не уловили? Дело в том, что если у вас в условии «И», то убирая одну проблему (НЯ) вы сразу решаете верхнеуровневую проблему (горелка горит если есть газ и есть кислород), а если это «ИЛИ», то вам обязательно нужно устранить обе проблемы (вода течет если кран открыт или сломан).

То есть каждая-каждая проблема должна обязательно решаться. Нельзя ничего пропускать. В том или ином виде, рано или поздно, но обязательно нужно учесть каждый элемент и обязательно решить каждый вопрос.

Если хотите, то представьте, что мы решим записать выражение «как не провалить стартап» в виде математической формулы, тогда мы бы умножали все переменные друг на друга, и если хоть где-то был бы «0», то и в ответе получали бы «0», то есть провал.

Важный вывод: каждый проблемный элемент важен и потребует от вас решения.

Поэтому нельзя найти или определить самую важную проблему, так как пропуск всего одного элемента может привести к провалу. Теперь для меня не так удивительно, что так много стартапов не взлетают. Это намного сложнее, чем кажется сначала со стороны.

Что удалось понять кроме этого?

Если вы посмотрели на схему в Миро, то заметили что есть важные моменты, про которые стоит сказать отдельно.

Вы и ваш опыт — причина всего и главное ограничение

Хорошо видно, что любые проблемы при раскапывании приведут к самому основателю, его партнерам и команде. То есть вы сами и ваша команда являетесь ключевым элементом системы. Это вроде бы легко и понятно, но это очень важно. Поэтому стоит прокачивать себя, свой опыт и знания. И конечно подбирать правильную команду, которая закроет все необходимые вопросы своими компетенциями, ведь все знать и уметь одному нельзя. Посмотрите на все необходимые навыки и опыт и поймете сами.

Ключевых узла два. Их нельзя перепрыгивать.

Здесь хорошо видно, что, если мы смотрим снизу, все проблемные вопросы подготовительной части сводятся в «слабое ценностное предложение»(сегмент-проблема-решение), а второй такой узел это «продукт не нужен рынку». Именно на эти узлах или этапах стоит концентрировать свое особое внимание и если не получилось здесь, то возвращаться назад, на предыдущие этапы, искать где упустили или недоделали.

Нельзя пропускать ни один проблемный элемент, и точно не стоит идти дальше, если не смогли решить вопросы в ключевых узлах.

Нужен ли MVP?

Если вы обратили внимание, то заметили, что на схеме нет речи об MVP, казалось бы ключевой идее в запуске стартапов. Я думал про это и для меня вопрос все еще открытый в необходимости его создания. Если вы сделали хорошую подготовку и ценностное предложение и вам клиенты готовы платить (а лучше платят) без продукта, то зачем он тогда нужен?

Продавайте идею продукта с помощью личной беседы, презентации, видео, лендинга и если у вас покупают, то это сильное подтверждение что вы идете в правильном направлении. Если же у вас не покупают, то и MVP вам не сильно поможет. Хотя возможно есть сферы или отрасли, в которых без него не обойтись. Но совершенно точно не нужно советовать его делать всем стартапам.

Варианты решений и продуктов для основателей стартапов

У меня не было уверенности в том, что можно будет в итоге этого исследования придумать какое-то решение или создать продукт для стартап основателей. Так как не получилось найти одну ключевую проблему эта задача еще усложнилась. Расскажу про варианты, которые есть у меня сейчас.

Практика, практика и немного теории

Неудивительно, что практический опыт может помочь (но не может гарантировать) в успешном запуске своего стартапа, не зря инвесторы ценят «серийных предпринимателей».
Какие здесь могут быть продукты?

  • Симулятор стартапа, в котором будут учитываться все возможные проблемы и который нужно проходить в команде.
  • «Медленный» акселератор. Такой акселератор, где нельзя перейти к следующей задаче, не проверив и не подтвердив предыдущую.
  • Трудоустройство ассистентом к CEO стартапа с полным погружением в его задачи (здесь есть несколько недостатков, но пока что оставлю).

Диагностика и фокусировка

Наличие такого широкого списка проблем создает еще одну проблему — не всегда понятно на каком этапе стартап и что нужно делать. Чтобы разобраться с этим нужны дополнительные усилия.
Возможно здесь стоит подумать над такими продуктами:

  • Специалист по диагностике и фокусировке, который раз в неделю или месяц/квартал проводит сессию с CEO для решения этих вопросов.
  • Обучение основателей методам самодиагностики и фокусировки на главном.
  • Софт, который помогает всегда видеть проблемные зоны и помогает определять какую задачу нужно решать в первую очередь.

Не стоит делать

На мой взгляд помогать решать задачи с ценностным предложением, проверкой необходимости продукта (это узлы на схеме) в принципе можно, но все таки не стоит, так как это ключевые этапы, которые нельзя отдать кому-то на аутсорс. Если только обучать этому основателей.

Решения же для каждого из отдельных проблемных элементов уже давно есть. Привычные маркетинговые исследования, конкурентный анализ, аутсорс разработки, маркетинга и даже продаж.

Пока что я не решил делать ли продукт на основе этого исследования или посмотреть еще, но я точно получил классный опыт и определенное удовольствие от его проведения.

Если у вас есть предложения или вопросы, можете написать мне в Телеграм или подписаться на всякий случай на мой канал про идеи и создание продукта.

И еще раз благодарю всех, кто помог мне с проведением исследования.

24
10 комментариев