Секреты цепляющего пресс-релиза и его бесплатной публикации
В чем отличие обычного пресс-релиза от его качественного собрата? Почему один оказывается в урне, а другой попадает в СМИ?
Попробуем разобрать по косточкам, какие цели он преследует, изучим структуру и основные компоненты правильного пресс-релиза - как его грамотно составить, рассмотрим успешные кейсы и приведем список площадок для бесплатной публикации.
Что из себя представляет пресс-релиз
Для начала давайте определимся с понятием пресс-релиза. Пресс-релиз - это небольшая заметка для СМИ, анонсирующая некое событие, новость, официальную позицию или реакцию компании по конкретному информационному поводу.
Чтобы пресс-релиз заинтересовал целевые СМИ и был опубликован, он должен соответствовать нескольким важным критериям:
🎯 содержать по-настоящему новую, ранее не освещавшуюся информацию. Это главное требование, поскольку без интригующего инфоповода шансы на публикацию крайне малы;
🎯 быть максимально актуальным и злободневным;
🎯 сообщать важные для аудитории детали и подробности события;
🎯 фокусироваться на одной конкретной новости в рамках одного релиза;
🎯 содержать комментарии экспертов и авторитетных лиц, проверенные факты и цифры;
🎯 соответствовать тематике и быть интересным для аудитории выбранного СМИ.
Виды пресс-релизов
В зависимости от целей публикации пресс-релизы бывают:
- новостными. В них освещаются прошедшие события в подробностях: имена участников, ход мероприятия, итоги. Поэтому новостные пресс-релизы также называются итоговыми;
- информационными или рекламными. Цель таких пресс-релизов — рассказать о компании и ее продукте. В тексте говорится о новинках продукции, об освоении нового сегмента рынка, о партнерстве с другими брендами, приводятся сведения о промежуточных этапах работы;
анонсирующими. Такие пресс-релизы содержат приглашение на предстоящее событие, идею и план будущего мероприятия;
- динамическими. Это более современная, более яркая разновидность пресс-релизов, рассчитанная на молодежную аудиторию. В них контент подается в цифровом, мультимедийном формате: аудио, видео, инфографика, анимация и т.д.
Структура пресс-релиза
Любой грамотно составленный пресс-релиз в своей структуре имеет одни и те же элементы.
Заголовок
Он должен быть максимально кратким, ярким, отражать суть сообщения и отвечать на вопрос “что?”. Фактически это “витрина” вашей новости. Чем удачнее будет заголовок, тем больше шансов, что материал будет прочитан. В свою очередь, в заголовке обязательно должны присутствовать:
🎯 информационный повод;
🎯 название события;
🎯 название бренда. Однако, если бренд еще не известен широкой публике, его лучше не упоминать, чтобы рекламный характер материала не бросался в глаза.
Примечание: заголовок лучше придумать в самом конце, когда у вас перед глазами будет весь текст и сложится целостная картина.
Лид
Это такой же ключевой элемент пресс-релиза, как и заголовок. Его задача — привлечь внимание к основному тексту, в 2-3 лаконичных предложениях дополнить и конкретизировать идею, заявленную в заголовке. Дать ответы на вопросы "когда?", "где?", "зачем?" и "как?". Такой краткий и информативный лид заинтересует читателя и побудит перейти к основной части пресс-релиза, где тема раскрывается более подробно.
ПРИМЕР
Заголовок:
Нейросеть ReText.AI научится анализировать новости с помощью сервисов Yandex Cloud
Лид:
ReText.AI, нейросеть для создания уникальных текстов с умным синонимайзером, переходит на облачную платформу Yandex Cloud. Уже сейчас в облаке можно проверять синонимы и оценивать уникальность текста. А в сентябре к ним добавятся две новые функции: анализ новостей с их кратким пересказом и интеллектуальная проверка орфографии и пунктуации.
Основная часть
Основная часть пресс-релиза (так называемое, тело текста) должна подробно раскрывать заявленную в заголовке тему. Здесь уместно приводить статистику, данные исследований, мнения экспертов, комментарии топ-менеджеров. Словом, всё то, что придает материалу весомость и авторитетность.
Постарайтесь не просто изложить сухие факты, а рассказать яркую историю. Вместе с тем, избегайте излишней художественности, ведь главные критерии качественного пресс-релиза — лаконичность, фактологическая точность, структурированность. Поэтому найдите разумное соотношение между статистикой и увлекательным повествованием. И помните о том, что объем пресс-релиза должен укладываться в 2 тысячи знаков.
При этом особое внимание уделите первому абзацу. По степени привлекательности и информативности он не должен отставать от заголовка и лида.
Когда основной текст будет готов, на какое-то время отложите его в сторону. Затем прочитайте его вслух, в идеале — несколько раз. Так вы поймете, что можно убрать, что добавить и что исправить, чтобы текста стал интересным и информативным.
Цитата
Чтобы текст выглядел весомее и убедительнее для аудитории, его нужно “приправить” цитатой — экспертным комментарием.
Что дает профессиональное мнение:
- делает сухие факты более живыми, а контент — по-настоящему ценным для читателя;
- фокусирует внимание на ключевой персоне, выделяет её как ньюсмейкера.
Дополнительная информация
- список участников и приглашенных спикеров. Укажите громкие имена и фамилии, которые привлекут внимание аудитории и представителей СМИ;
- программа мероприятия. Перечислите основные события, выступления, доклады, круглые столы, кофе-брейки и ланчи. Это поможет гостям мероприятия ориентироваться во времени и пространстве, а журналистам — спланировать освещение в СМИ.
- укажите точную дату, адрес, наименование площадки, зал и время начала.
- приведите информацию о партнерах и спонсорах мероприятия. Это придаст статусность и значимость событию.
- условия аккредитации для журналистов. Опишите как можно подать заявку, получить бэйдж или доступ в пресс-центр. Это облегчит работу прессы.
Такая дополнительная информация в пресс-релизе будет полезна для привлечения аудитории и представителей СМИ.
ПРИМЕР
Заголовок: Московский форум и выставка "ИНВЕСТИЦИИ 3.0. Доходная недвижимость"
Лид: С 26 по 27 сентября 2023 в Москве пройдет крупный форум и выставка в сфере коммерческой недвижимости "ИНВЕСТИЦИИ 3.0. Доходная недвижимость".
Основная часть:
Хедлайнерами мероприятия выступят популярные спикеры, которые расскажут о трендах и новостях рынка недвижимости и инвестиций в … (далее идет перечисление объектов недвижимости).
В I квартале 2023 года в России в коммерческую недвижимость было инвестировано около … (далее в основной части рассказывается о трендах в сфере недвижимости, о программе мероприятия, о пользе форума, о количестве его гостей и участников, о формате его проведения).
"На сегодняшний день вопрос инвестиций по-прежнему остается острой проблемой для многих… (начало цитаты)", — комментирует представитель форума такой-то.
Спикерами форума выступят:
… (имя и фамилия) — … (должность и название компании);
… (имя и фамилия) — … (должность и название компании).
Программа мероприятия:26 сентября. КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ И ЛАЙФХАКИ ОТ ПРАКТИКОВ
10:00 — Открытие конференции.
10:30 - 13:00 — Коворкинги, апарт-отели, стрит-ритейл, загородная недвижимость, глэмпинг.
…
27 сентября. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ НЕДВИЖИМОСТИ
10:00 - 13:00 — Торги по банкротству. Токенизация недвижимости. Коммерческая ипотека. ЗПИФ.
…
О мероприятии:
Когда: 26 – 27 сентября 2023 года.
Где: ОТЕЛЬ … г. Москва, Новоданиловская наб., 6к2, 2 этаж.
Генеральным информационным партнером выступит «…».
Для СМИ необходима предварительная аккредитация: нужно отправить заявку на участие на почту *…*@*domain*.ru
Полезные советы по подготовке пресс-релизов
Когда будете готовить письмо для СМИ, поместите туда краткий анонс вашего пресс-релиза, чтобы представитель СМИ понял суть, не открывая приложенный файл. Тем самым вы сэкономите время журналиста и повысите шансы на прочтение и публикацию материала.
Будьте лаконичны, старайтесь уместить пресс-релиз на 1-2 страницы.
Тема письма должна быть максимально лаконичной.
- Не давайте оценочных суждений, излагайте факты максимально объективно.
- Пишите простым и понятным языком. Избегайте сложных конструкций, вычурных фраз, профессионального сленга.
- Исключите слова-связки типа "вследствие", "таким образом", они очень похожи на канцеляризмы.
- Тщательно проверяйте орфографию и пунктуацию. Поскольку язык является профессиональным инструментом для журналистов, они могут сложить не самое лестное мнение о вас и вашей компании, если обнаружат ошибки в письме.
- Используйте готовый шаблон пресс-релиза с указанием ваших контактных данных:
- “шапка”. Здесь приводится информация о компании - наименование, логотип, адрес, контактные телефоны. Данные PR-агентства, если пресс-релиз распространяется через него.
- контактные лица. ФИО, должность, телефон, email, адрес в мессенждерах, сайт. Удобное время для связи.
- выходные данные. Дата, время и место события, о котором сообщается в релизе.
Площадки для бесплатного размещения пресс-релиза
Помимо прямой рассылки пресс-релиза в масс медиа можно воспользоваться бесплатными сайтами-релизоприемниками.
В чем преимущества таких платформ:
- их регулярно просматривают журналисты в поисках новостей;
- они хорошо индексируются поисковиками, что позволяет попасть в топ по нужным запросам;
ссылка на ваш сайт в тексте релиза улучшит его поисковую оптимизацию.
Ниже приводится список сайтов для бесплатного размещения пресс-релизов:
1. Atrex.ru
2. Forpress.ru
3. Inthepress.ru
4. P-reliz.ru
5. Press-release.ru
6. Re-port.ru
Как получить бесплатный пиар в СМИ без пресс-релиза
Допустим, у вас нет готового инфоповода для пресс-релиза, но очень хочется бесплатно попасть в целевые СМИ. Для этого отлично подойдут сервисы журналистских запросов. Например, Deadline.media или Pressfeed.
Как это работает:
- регистрируетесь на платформе;
попадаете в ленту запросов от журналистов различных масс медиа. Им нужны авторы статей, колумнисты и эксперты, чтобы взять интервью или комментарии для своих статей по различным темам, или использовать готовые материалы;
находите подходящий запрос в своей сфере и откликаетесь на него;
даете журналисту комментарий или материал для СМИ абсолютно бесплатно.
Не важно, представляете вы компанию или действуете от своего лица. Главное — быть экспертом в той теме, по которой был запрос. Такие платформы работают на взаимовыгодной основе: СМИ получает материал от экспертов, а эксперты — бесплатную публикацию ипиар в целевых изданиях.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере: