Закрывая гештальт. Часть 1. Субъектность. Или как мы подкаст снимали
Привет, меня зовут Алекс Шерман, и прямо сейчас я... работаю над собой. Да-да, я знаю, звучит сомнительно, даже по-инфоцыгански — но я не придумал, как честнее и точнее вступить. Итак, начнем:
Вступление
Моя история начинается 31 год назад, но стартовать так далеко я, конечно же, не буду. 🥲
Я решил поделиться кейсами из своей предпринимательской жизни. Коих за 13 лет предпринимательства скопилось немало, и значительная часть из них может помочь кому-то в его бизнес начинаниях. Или просто сойти за съедобные субботнее чтиво.
Почему я это делаю?
Недавно я увлекся историей, политикой и социологией, и узнал, в чем на самом деле заключается сакральный смысл протестов: Субъектность.
Цель протеста, его смысл и суть - не слиться с толпой в порыве единых взглядов, а - показать субъектность каждому индивиду.
Cубьектность значит - быть актором, то есть - действовать и заявлять об этом.
Сейчас в моей бизнес-истории новый виток: новая страна, новые языки, рынки, ментальности.
И чтобы шагнуть туда - мне кажется, нужно распрощаться со старыми установками. Установками, с которыми Ты рос и играл в одном дворе. Но с которыми пора попрощаться.
Одна из которых - Стыд. Можно подобрать мильон роскошных эпитетов, чтобы объяснить, почему мы гордимся корявыми рисунками наших чудесных детей, и одновременно стесняемся собственных начинаний. Но я больше не хочу.
Так вот - тут будет серия статей, в спутанной хронологии (но с подписанными датами), обо мне и том, чего мне довелось коснуться, создать или инициировать. Все про бизинес, либо около него. И немного размышлений по ходу. Оглавление добавлю, как появится, а пока
Как мы подкаст снимали
2021
Я - сооснователь двух компаний.
Одна из них - ‘убийца Скиллбокс’ (попытка создать платформу и ‘нормальные’ курсы за $, чтобы кодить и работать учили, а не вот это все, да еще за 100500₽). JumpEd.
Вторая - разработка и издательство гипераказуальных игр. Toy.Stream
Инвестор, офис в Москва Сити (бартер, не сжигание бюджетов), штат разработчиков, все красиво.
В рамках первого проекта мы также решили делать Медиа про Айти - с целью привлечь интерес к индустрии и, в случае запуска проекта, разумеется, продавать.
О проекте будет отдельная история, если кратко - мы его убили на этапе MVP, ибо дорого (=рискованно).
Так вот, Медиа заключалось в телеграмм канале с регулярными постами 2х категорий: интересные истории из айти & базовые полезности (как делают игры, как работает софт и прочее, прочее..).
Плюс, я насмотрелся Джо Рогана и решил, что будет уместно запустить еще и подкаст - звать туда российских айтишников, но не углубляться в детали, а говорить простыми словами, чтобы снимать страх перед «сложностью» профессии. А то вокруг все говорят про этих загадочных айтишников с зарплатой в 150к - очень хотелось их показать.
Ссылочку на первый выпуск (всего сделали 2) - оставлю в конце статьи.
*как раз таки с выкладки видео на Ютуб меня и понесло 😂 Канал уже не найду. Benefit назывался.
Терпилка у меня слабая, а потому - от задумки до начала работ прошло лишь мгновение: я взял помощницу и мы набросали ключевые вопросы (опыта, конечно же, ни у кого не было - только хваленая насмотренность):
Планирование
1. Для кого мы хотим снимать?
Тут нам было понятно: мы хотели широкую аудиторию, 18-40.
2. Что мы будем снимать?
На тот момент просмотры собирали интервью, но, даже важнее - формат интервью позволял условно бесплатно получать охваты гостей.
3. Какой у нас бюджет?
Поскольку это был лишь тест сайд проекта в рамках общей стратегии (читай - прихоть) - я взял почти с потолка цифру в 50 тыс ₽ за выпуск.
Почему почти?
- 10 тыс - аренда студии в Москве на 4-5 часов
- 15 тыс - аренда оборудования (список можно посмотреть тут)
- 15 тыс - день работы оператора и его помощника
- 5 тыс - транспортные расходы (оборудования гора)
- 5 тыс - на всякий
Ценники я брал с фриланса => пришлось пробежаться по телефонной книжке и найти команду, чьи работы мне пришлись по душе в рамках вымышленного бюджета.
Плюс, не менее важно - вайб при личном общении был максимально комфортный.
Ребята (от них остался основатель - @oblepiha.i в непонятнозапрещенной ли сети) согласились поработать пару выпусков с нашим бюджетом, хотя было очевидно, что спрос на них есть (мы долго выбирали даты, чтоб попасть в комфортный для всех график).
4. Где будем снимать?
В голове у меня были подкасты Джо Рогана и Куджи - я нашел Лофт студию за 2500/час (рекламировать не буду, но это самая попсовая сеть в Москве, с англ. «крест»).
Краткое резюме: для съемок видео - лучше брать специальные площадки, поскольку в фотостудиях все прекрасно, но:
- Свет нужен посерьезнее (но он почти всегда есть, что плюс)
- Могут быть проблемы с установкой оборудования (решаемо, но берет время)
- Надо проверять шумоизоляцию (рядом могут снимать детишек или, чего хуже, тики-токи)
5. И, финальное, где брать гостей?
Поскольку готовя стартап, хорошие мальчики проводят основательный ресерч - я знал всех конкурентов и всех, кто хотя бы чуточку на них похож.
Одним из них была школа ItGirlSchool Алисы Цветковой - первая в РФ школа программирования для девушек. Мне безумно понравилась идея, ведь я сам хотел поднять фемповестку в Айти на своей платформе - а это уже сделали за меня! Я написал Алисе, мы познакомились и планировали обсудить партнерство, когда мы запустимся - у меня был инвестор и платформа в разработке, а у нее - рабочий продукт для наполнения этой платформы, огромный спрос и масштабные планы.
Долго думать над гостем не пришлось.
Обсудили, договорились, выбрали дату. Не помню точно, но что-то в Апреле 2021…
День съемок
Люблю я погружаться в новые процессы - так мне легче дается их понимание. С теорией у меня всегда заканчивалось кухонной дракой…
Зачем-то я поперся с оператором забирать оборудование. Было долго. Параллельно он рассказал мне массу подробностей о том, как снимать, как сниматься, что в тренде и что работает, а что лучше даже не пробовать. Не так уж и долго, получается. Но в следующий раз можно обойтись - доставка включена в услугу, и он был слегка удивлен моей активностью (-:
Мы приехали чуть заранее. Оператор и его ассистент, и я со своей помощницей (снимать бекстейдж на айфончик и припудривать новорожденных звезд). Уверенное начало весны, набережная Москвы реки, солнечно и тепло - чудесный день для дебюта подкастера.
Кстати, если вы заметили, что на этапе планирования я пропустил пару деталей - то вы не ошиблись:
- Кто будет вести - по умолчанию это был я, и взял Диану - нашего программиста, что писала платформу
- А вот сценарий - я спокойненько растворил его в кислоте своей памяти. Забыл, забил, не подумал.
Мы забежали в соседний Фикс Прайс: 4 бутылки Байкала для ложного продакт плейсмента и пара дешманских древнегреческих статуй для декора.
Проболтали-проснимали мы ~3 часа, час из которых ушел вникуда - ребята забыли включить микрофоны 🥲. Но это не стало проблемой - поскольку час как раз пошел на разогрев беседы. Хотя на видео можно заметить, что первые минут 5 меня потрясывает от раздражения, что мы целый час слили вникуда.
Казалось бы, готово, но - нет.
Постпродакшн
Помимо того, что нужно отснять материал, его нужно смонтировать, что включает в себя не просто «они там смонтируют», а еще и:
- Заставка (тут в зависимости от ваших предпочтений - у меня был под рукой крутейший 3d artist с криптопроекта - сделали техно-абстракцию)
- Заставка также предполагает покупку звука
- Инфографика - понять, в какие моменты и какие вы хотите визуальные вставки (подписи / картинки)
- Обложка (что вышло у нас - то вышло у нас🥲)
Монтаж занял около 2х недель.
1 раз пришлось переделывать - была беда со звуком.
Но и финальная версия, что я выложил - слегка зафакаплена (ровно посредине выпуска склеено гладко по словам, но потеряли смысл на минуту xD).
Претензий к ребятам нет - я согласовал после правок, не проверяя.
Мораль - проверяйте.
Ах да, и обязательно выделяйте призыв к целевому действию в процессе записи - подписка/покупка/неважно - кто бы что ни думал, статистика говорит, что это все еще работает, и работает в подавляющем большинстве случаев.
Релиз
Фактически мы не дошли до этой части, однако технически все подготовили:
Релиз нужно делать на всех доступных площадках - где бы вас не посмотрели, главное, чтобы посмотрели (и послушали - видеоподкаст хорош тем, что позволяет дублировать себя и на видео стримингах, и на аудио).
Наш список был такой:
- YouTube
- Vk
- RuTube
- Zen
- Insta/TikTok/Shorts (нарезки)
Каждая площадка берет время, чтобы зарегестрироваться, настроить канал. Где-то нужна верификация для видео длиной 15 мин и более (Ютуб).
Пара деталей:
1. У Ютуба есть SEO
Очень полезным будет сервис - VidQ - эдакий SEO мастер Ютуба.
Поможет вашей ЦА вас найти, а вам - настроить канал.
2. Малое в большом, большое в малом
Отдельно выделю Инсту и ТикТок (и Ютуб Шортс) - помимо того, что вы можете забить контент план на год вперед нарезкой из подкаста - они еще и имеют все шансы стать виральными + так или иначе ведут трафик на полное видео. И трафик целевой. Очень.
3. Регулярность
Часто повторяемое действие становится природным свойством.
Мы сняли 2 выпуска - дабы релизить 1 раз в месяц (до запуска основного проекта), однако так и не начали.
Не делайте так. Выкладывайте, и не останавливайтесь.
Результат можно посмотреть тут:
А в поддержку своих слов о важности регулярности и того, что я это осознал - следующий выпуск ждите через неделю.
А еще через неделю - мне придется снять что-то новое. Возможно, на айфон, но это сегодня неважно. Как и время постинга (сказал я, выкладывая статью в субботу, чтоб поменьше конкурентов).
Такое вот начало.
Подписывайтесь, чтобы узнать, в чем была фишка самого образовательного стартапа, почему не сошлась экономика и почему закрывать стартап - это хорошо. И, наконец, почему же никак не появится EdTech, который всем понравится (спойлер - это правда очень сложно и дорого).
И не забывайте о заголовке - делитесь своими достижениями, даже если вам кажется, что их не оценят. Цените их, прежде всего, сами 💜.