Рассказ про ролевые модели и быстрый старт работ

Рассказ про ролевые модели и быстрый старт работ

Как запустить эффективную работу в коллективе, где каждую функцию представляет множество сотрудников или о чем молчит SCRUM.

Кросс-функциональная команда – термин, который не сходит с уст уже не первый десяток лет. И сразу представляются опытные, высокомотивированные специалисты, кто может и муку замесить и фарш сделать и воду под пельмени поставить. А как дела обстоят в коллективах, где функция представлена ни одним человеком, а многими. В одной из бизнес-игр у меня был отдел аналитиков, кто делал одну общую задачу. И из раза в раз я наблюдал следующие паттерны (П) поведения:

  • П1. Все действия дублируются. Вместе читаем, вместе ходим, вместе пишем.
  • П2. Все разбегаются по разным углам и производят П1, но по отдельности.
  • П3. Коллективная прокрастинация.

В scrum-гайде сказано, что стремится выполнять кросс-функцию и делать все за всех ("каждой твари по паре"). Но нет ни слова про реальные ситуации, когда у нас не один аналитик/тестировщик/разработчик и т.д., а много. Коучи наверняка скажут "кра-кра-кря, нужно разбивать на отдельные команды", но может и нужно, то не всегда, не везде и не каждый раз.

Потом я вспомнил курс по социологии «динамика малых групп», где рассказывалось, что группа будет саморегулироваться и выстаиваться в иерархию, но на это нужно время. Ну и без жертв тут не обойдется, кто-то будет подчиняться, а кто-то подчинять. Одним словом, любому коллективу нужно время для саморегуляции и выстраивания иерархии. А что делать когда этого времени нет? Нужно делать и вчера. Наличие лидера/управленца тут может помочь, то это будет директивное управление и результат напрямую зависит от понимания нашего управленца какой результат нужен и что конкретно нас к нему приведет (а таких ну очень мало) и желания коллектива работать в режиме угнетения. Что в свою очередь тоже противоречит принципам дедушки Сазерленда.

Отличным решением будет договориться кто за что. Кто умный, а кто красивый. Тут, наверное, можно применить модель-RACI. Из минусов - долго, сложно, не с первого раза.

На втором месте стоит не очень популярная в РФ модель-RAPID. Если очень коротко, то участники одной функции делятся на следующие роли: рекомендатели, переговорщики, сомневающиеся, решающие, делающие. В отличии от первой модели тут все проще и логичнее. Но требует практики.

Так у меня появилась немного урезанная версия модели, которую можно внедрить буквально за 10 минут. Все люди внутри коллектива разбиваются на 3 роли:

  • «Координатор». Сосредотачивается на задачах команды, стимулирует сотрудников работать и отслеживает время.
  • «Специалист». Дает команде глубокие знания в предметной области.
  • «Контролер-завершитель». Делает трассировку результата на исходную задачу и тщательно проверяет на наличие ошибок в логике.

Даже при таком простом функциональном разделении коллективы начинают выходить из П1-3 и переходить к П4 – параллельность планирования/исполнения/само корректировки. Наличие Scrum-мастера в команде не противоречит возможности функционально-ролевого разделения. Это позволяет запустить работу над решением в любой группе и получать первые результаты в 2 раза быстрее. Модель отработана как на тренингах и играх, так и в рабочей практики.

Если интересны примеры использования, то задавайте вопрос в комментариях.

66
Начать дискуссию