Как организовать успешную бизнес-миссию в Китай
Сотрудничество между Россией и Китаем крепнет с каждым днем. Еще недавно наши страны не могли гордиться таким уровнем взаимного доверия и кооперацией в совершенно разных областях. Однако с 2022 года различные мероприятия, такие как встречи, форумы и конференции, проводятся всё чаще, и их целью уже не является просто формальность — все стороны рассчитывают на реальный результат.
Один из важных элементов развития отношений — организация бизнес-миссий. Но для того чтобы бизнес-миссия привела к подписанию контракта с потенциальным партнёром, необходимо уметь общаться с китайскими предпринимателями, компаниями и чиновниками на понятном всем языке, вкладывать «душу» в отношения, выстраивать партнёрство всерьёз и надолго.
Другой важный фактор: Китай впитал в себя все современные мировые тренды, является лидером в области внедрения современных технологий и задает вектор развития всего рынка. Сейчас многие актуальные направления и инновации зарождаются именно в Поднебесной.
Кроме того, у Китая есть уникальный опыт создания чего-либо буквально «из ничего», и эти компетенции актуальны для нашей страны. Именно поэтому спрос на деловые поездки из России в Китай продолжает расти. Однако следует помнить, что китайцы рассматривают деловые переговоры как начало долгосрочных отношений и сотрудничества.
Недавно поступил запрос от одной из российских ассоциаций организовать бизнес-миссию в Китай. Моя компания была приглашена в качестве соорганизатора, а я лично должен был еще выступить с лекциями по коммуникациям. Цель поездки заключалась в развитии сотрудничества и обмене опытом в реализации высокотехнологичных проектов. Планировалось участие представителей нескольких российских регионов.
Прежде чем приступить к детальному анализу кейса, я представлюсь: меня зовут Иван Мельников, я живу в Китае с 2005 года и глубоко погружен в культуру и хорошо разбираюсь в бизнес-вопросах с этой страной. Моя компания Asia Business Hub оказывает комплексную поддержку предпринимателям и не только в закупках оборудования и сырья из Китая, но и в привлечении китайских инвестиций, а также в организации и проведении деловых поездок в Китай с сопровождением на всех этапах.
Что нужно, чтобы успешно организовать бизнес-миссию в Китай
Подготовка к бизнес-миссии включает в себя следующие шаги:
- Определите участников поездки: представители правительства, представители правительства и бизнеса определённой отрасли или представители одной или нескольких компаний. В каждом из этих случаев наполнение бизнес-миссии будет отличаться.
- Установите бюджет поездки.
- Сформируйте запрос, учитывая цели и задачи бизнес-миссии.
- Разработайте программу, которая будет соответствовать интересам участников.
- Проведите бизнес-миссию, следуя разработанной программе и устанавливая контакты с потенциальными партнёрами и клиентами.
Определение участников поездки
Для начала необходимо понять, кто именно примет участие в поездке. Возможные варианты:
Представители правительства
Например, если в Китай приезжает представитель региона, который занимается технопарками, то мы проводим встречи с организациями, которые отвечают за строительство и регулирование технопарков и с владельцами самих технопарков.
Представители правительства и бизнеса
Может быть и так, что с бизнес-миссией прилетают чиновники и, скажем, пять компаний, которые занимаются сталелитейной промышленностью. Соответственно, им будут необходимы встречи как с правительством, так и с крупным бизнесом — с компаниями из смежных областей или с коллегами для обмена опытом.
Представители одной или нескольких компаний
Если же мы организуем бизнес-поездку только для бизнеса, заинтересованных в определённом секторе экономики. Например, если клиенты создали приложение для домашних животных (скажем, для отслеживания их настроения), мы проведем около 10-15 встреч с теми, кто занимается похожим бизнесом в Китае.
Такой подход способствует развитию деловых отношений, обмену опытом и позволит сделать поездку более эффективной и интересной для обеих сторон. К сожалению, предыдущие 30 лет сотрудничества проводилось мало встреч, нацеленных на практический результат. И поэтому можно сказать, что настоящие отношения наших стран только начинаются.
Формирование запроса
Формирование запроса для успешной деловой поездки включает определение следующих аспектов:
- ожидания клиента и цели поездки в его понимании
- количество доступного времени
- полная информация о составе группы
- сведения о компании или компаниях, участвующих в поездке
Важно обсудить все нюансы и учесть, что продолжительность профессиональной бизнес-миссии может варьироваться. Однако нецелесообразно ограничиваться 1–2 днями. За такой короткий срок просто невозможно полноценно познакомиться с китайскими партнёрами и установить тесное сотрудничество. Я рекомендую закладывать большие сроки на пребывание в стране для достижения наилучших результатов.
Как это будет
Как должно быть, если всё сделать правильно?Например, если наша работа с заказчиком будет происходить в рамках второго направления, то есть правительство плюс бизнес.
В начале мы определим бюджет. Здесь все индивидуально. Он может меняться в зависимости от наполнения программы, но необходимо выяснить, на какие суммы изначально рассчитывает заказчик.
Затем мы разработаем программу мероприятия и согласуем её с заказчиками, внося необходимые корректировки.
После этого мы организуем бизнес-миссию, полностью взяв на себя все организационные вопросы, начиная с деловых встреч, заканчивая ужинами. Мы заранее обсудим все нюансы и детали, например, что будет включено в оплату обедов, а что нет.
В рамках поездки в программу могут войти:
- Официальные встречи с представителями китайских отраслевых ассоциаций и высокотехнологичных компаний;
- Посещение ведущих научных учреждений в различных областях;
- Организация и проведение мастер-классов по выстраиванию эффективных коммуникаций и ведению бизнеса с партнерами из КНР;
- Круглый стол о развитии инноваций и мерах поддержки в Китае с экспертами в области стартапов, инвестиций и развития рынка;
- Лекции на широкий круг тем науки, инноваций, бизнеса и т.д. Один из лекционных блоков, посвящённый особенностям коммуникации в Китае, может быть прочитан лично мной;
- Банкеты с китайскими представителями. Для китайцев этот пункт имеет большое значение. Обеды и другие подобные мероприятия имеют особое значение в китайской культуре и способствуют укреплению взаимоотношений между сторонами. Они демонстрируют вашу искренность.
Особо отмечу, что при организации поездок личные контакты с представителями китайской стороны играют весомую роль. Отсутствие таких связей может привести к значительным задержкам в процессе организации и согласования условий. Наше преимущество заключается в том, что мы обладаем обширными связями и многолетним опытом сотрудничества с различными компаниями и организациями в Китае во всех отраслях и сферах.
В рамках таких проектов наша компания обеспечивает полную медиа-поддержку на протяжении всей совместной работы. Мы привлекаем оператора и фотографа, которые будут снимать материалы на протяжении всей бизнес-миссии. Затем мы либо предоставляем заказчику исходные материалы, либо самостоятельно монтируем видео. Кроме того, мы можем организовать освещение мероприятия в китайских СМИ, как на платной, так и на бесплатной основе.
Какие ещё мероприятия мы организовывали
За годы работы в Китае мы организовали большое количество подобных мероприятий:
- Организация встречи инвесторов одного из проектов моей компании с Председателем КНР в ноябре 2019 года
- Мероприятия с Министерством Коммерции Китая в провинции Сычуань в 2021 году
- Мероприятия с участием инновационного кластера города Чунцин в 2021 году
- Мероприятие в провинции Аньхой в сфере новых материалов в 2022 году
- Организация встречи с представителями индустрии сельского хозяйства в провинции Шаньси в 2023 году
- Мероприятие в водной индустрии в провинции Юньнань в 2023 году
- Сопровождение губернатора Свердловской области в рамках визита Владимира Владимировича Путина в КНР в 2024 году
Если вы планируете деловую поездку в КНР, моя компания может взять всю организацию на себя. Я предлагаю начать с бесплатной консультации, на которой мы подробно обсудим все особенности и этапы конкретно для вашей бизнес-миссии.