Вечный топливный фильтр: правда или вымысел?

Вечный топливный фильтр: правда или вымысел?

В отличие от воздушного, салонного и масляного, ресурс у топливного фильтра более высокий и составляет не 10, а 30 тысяч километров и более. Сегодня на некоторых свежих версиях иномарок устанавливаются топливные фильтры, не требующие замены, то есть вечные. Но так ли это на самом деле? Обо всем подробнее специалисты завода-лаборатории Цитрон рассказывают в статье.

Мы много пишем о значимости автомобильных фильтров на наших каналах в Дзен и Телеграмм. Но и стараемся делиться полезной информацией с аудиторией VC. Поэтому посвятили эту подробную статью топливным фильтрам. Поехали!

Расположение топливного фильтра в машине

Конструкции транспортных средств разные. Где находится топливный фильтр, зависит от марки, модели и года выпуска автомобиля.

Наиболее распространенные варианты размещения топливного фильтра:

·В топливном баке.

В некоторых автомобилях топливный фильтр находится внутри топливного бака, часто встроенный в топливный насос. Часто такое расположение встречается во многих современных автомобилях.

· Вдоль топливной линии.

Расходник может быть расположен вдоль топливной линии, обычно между топливным баком и двигателем. Это наиболее распространенное место для установки фильтра в большинстве автомобилей.

· Рядом с топливным баком.

В некоторых случаях топливный фильтр может быть расположен рядом с топливным баком, но не внутри него. Он может быть прикреплен к днищу автомобиля или в непосредственной близости от бака.

· Возле двигателя.

В ряде транспортных средств топливный фильтр может быть расположен близко к двигателю, часто рядом с топливной рампой или топливным насосом высокого давления (для дизельных двигателей).

· Под капотом.

В редких случаях топливный фильтр может быть расположен под капотом автомобиля, обычно в легкодоступном месте для удобства обслуживания.

· Внутри топливного насоса.

В некоторых конструкциях топливный фильтр может быть интегрирован в сам топливный насос, образуя единый узел.

· Двойной фильтр.

Некоторые автомобили могут иметь два топливных фильтра - один предварительной очистки, расположенный ближе к топливному баку, и второй - более тонкой очистки, расположенный ближе к двигателю.

В случае необходимости замены топливного фильтра рекомендуется обратиться к квалифицированному механику, который сможет правильно определить его местоположение и провести замену в соответствии с рекомендациями производителя.

Один из вариантов размещения топливного фильтра
Один из вариантов размещения топливного фильтра

Виды фильтров топливной системы и их различия

По своему устройству и характеристикам топливные фильтры отличаются в зависимости от вида транспортного средства: для легковушек, грузовых, специальной техники.

Также параметры запчасти будут отличаться по типу двигателя: карбюраторный, бензиновый, инжекторный, дизельный. Если рассматривать – грузовые, легковые, спецтехника, и от типа двигателя – бензиновые, дизельные, карбюраторные, инжекторные и т.д. Если рассматривать бензиновые машины, то они бывают оснащены двумя разновидностями двигателей – инжекторные либо карбюраторные.

Инжекторные

· На инжекторах часто можно встретить проточный топливный фильтр, который расположен прямо на топливной магистрали. У целого ряда машин с этим типом двигателя есть два фильтра. Один представляет из себя сетку (около 10 микрон), установленную на насосе. Как правило, эти сетки полимерные, реже можно встретить сетку из металла. Такой фильтр «предварительный», он задерживает наиболее крупные инородные частицы.

· В разрыве топливной магистрали, часто под днищем или в пространстве под капотом, иногда за выносом бака устанавливается второй, проточный топливный фильтр. У него устройство уже более сложное, он имеет более высокую пропускную способность, так как рабочее давление насоса порядка от 3 до 4 атмосфер, в среднем рабочим считается 3,2-3,5, а максимальное аварийное давление – 6-7 атмосфер.

Карбюраторные

· Карбюраторным двигателем оснащены старые версии транспортных средств, с годом рождения не позднее 90-х. У таких машин устройство топливного фильтра самое простое: сетка, расположенная в баке на приемном патрубке. Причем такая сетка есть не во всех автомобилях, и она бывает сменная и несменная.

Вообще карбюраторными двигателями оснащены не только машины. Например, садовая техника, строительный инструмент, двигатели для лодок и мопедов – все они карбюраторные. И везде устанавливаются топливные фильтры самой простой конструкции.

Фильтр с отстойником, для сбора воды и парафиносодержищих компонентов
Фильтр с отстойником, для сбора воды и парафиносодержищих компонентов

Дизельные

· Дизельные легковушки часто оснащены проточными специальными фильтрами со саканом (отстойником), в котором скапливается вода и парафиносодержащие компоненты

Вы наверняка в курсе, что в дизельном топливе содержится большое количество парафина. В холода парафин выпадает в осадок и забивает топливную систему. Вот почему часто можно встретить картину, когда при минусовых температурах где-нибудь на трассе водитель фуры подогревает бак.

ДТ само по себе не замерзает, в нем застывают парафиносодержащие компоненты.

На грузовиках и спецтехнике часто устанавливается сразу несколько топливных фильтров для дизеля. Двойной фильтр нужен, так как такой транспорт расходует в разы больше солярки.

Часто топливные фильтры для дизельных моторов оснащены подогревом, датчиками воды. Датчик работает на сопротивление, на короткое замыкание. Если в системе вода – загорается лампочка, сигнализирующая о проблеме водителю. А проблема эта весьма серьезная. Об этом мы рассказываем ниже.

Как часто нужно менять топливный фильтр?

· Для инжекторных движков старого образца (на примере Автоваза) регламент замены расходника составляет до 30 тысяч км. Кстати, в настоящее время и подобная система фильтрации, и регламент замены фильтра существует и у современных авто: у иномарок, у современных Лад.

По сравнению с воздушным и масляным фильтром, где регламент замены составляет 10 тысяч км, у топливного расходника ресурс выше – 30 тысяч км. Однако заботливые автовладельцы предпочитают менять этот расходник при плановом ТО на 10 тысячах. Это хорошая профилактика от промывки форсунок. Кстати, стоит она приличных денег, так как для того, чтобы промыть форсунки, нужно разобрать полдвигателя. Также более частая замена обеспечивает комфортную езду и сохранность двигателя на протяжении эксплуатации.

· Ряд автопроизводителей закладывает ресурс до 50 тысяч км. Отлично! Но мы должны всегда принимать во внимание качество нашего топлива, особенно, если речь идет о ДТ.

Лучше менять топливный фильтр на 10 тысячах, равно как и свечи (хотя у них ресурс 30-50 тысяч). Стоимость расходником несоизмеримо меньше со стоимостью ремонта. Автовладелец может быть уверен в одном: сел и поехал в любую погоду!

Народный рецепт подогрева застывшего топлива 
Народный рецепт подогрева застывшего топлива 

Вечный топливный фильтр – самые современные технологии или…..?

· Сегодня наиболее современные инжекторные авто оснащены несменным вечным топливным фильтром (так позиционирует автопроизводитель). Например, такую запчасть можно встретить на последних поколениях Фольксваген, Ауди и прочих авто линейки VAG.

Так ли это на самом деле?

Давайте вспомним, что сегодня автопроизводители получают большую прибыль на постгарантийном обслуживании. Заработок часто выше, чем от продажи машины. И это стандартная современная политика заводов. Выгодно ли при этом устанавливать вечные запчасти?

· Вечный топливный фильтр установлен в самом баке, в корпусе бензонасоса. То есть это единая конструкция. Отдельного фильтроэлемента фактически нет. В зависимости от автопроизводителя топливный фильтр может быть и сменным, и несменным, но в любом случае он не отдельная запчасть, а единая конструкция в сборе.

· Обычно у таких фильтроэлементов существенный заявленный ресурс – минимум от 50 тысяч км до 200 тысяч. Если топливный фильтр забивается, то меняется он тоже в сборе, так как он лишь часть отдельного элемента бензобака, состоящего из корпуса бензонасоса, самого насоса, датчиков, фильтроэлемента и пр. Понятно, что заменить такую конструкцию обойдется существенно дороже, чем отдельно топливный фильтр

· Если фильтроэлемент, у которого приличный заявленный срок – 50-100-200 тысяч километров пробега, забивается, он может быть заменен только вместе с корпусом насоса, так как установлен внутри него. Это целый отдельный элемент бензобака, состоящий из корпуса бензонасоса, самого бензонасоса, датчика регулятора давления, датчика показаний уровня топлива, фильтроэлемента. Всё это меняется в сборе. Стоит, соответственно, такая запчасть и ее замена значительно дороже.

Вечный фильтр забивается точно также, как и невечный. И причина тому не только топливо низкого качества. Можно возразить, что европейские автозаводы при создании фильтра не ориентировались на низкое качество нашего топлива, и при эксплуатации на немецких автобанах фильтр ходит 200 тысяч км без проблем!

Устройство «вечного» топливного фильтра
Устройство «вечного» топливного фильтра

Но, опять-таки, возвращаемся к экономической выгоде:

1. Современные автозаводы существенно сокращают трудозатраты и исключают человеческий фактор. Корпус, в котором размещается топливный фильтр, собирается роботом. Детали устанавливаются на пластиковых защелках: щелк – фильтр, щелк – датчик, щелк – насос, щелк – корпус и готово!

Для робота – это секундная и безошибочная операция.

2. Сборный топливный фильтр, в отличие от обычного, сложнее по конструкции, а значит, дороже. Стоимость такой запчасти, при чем неоригинальной, сегодня стартует от 27 тысяч рублей (на примере Фольксваген Пассат

3. Понятно, что и обслуживание обойдется тоже дороже из-за более сложной замены.

Теперь прибавим сюда качество топлива. Получается, что как ни крути, вечный фильтр не так уж удобен и совсем неидеален: забьется он, вероятнее всего, быстрее заявленного ресурса.

От чего забивается топливный фильтр?

В бензине встречается грунт, ржавчина, вода, разнообразные мелкие частицы. Вода в топливе возникает чаще всего после поверки бензовозов. При тарировании (измерении объема) в бензовоз заливается вода, затем сливается, но в системе остается ее немало – до 250 литров. После поверки в бензовоз заливается бензин, перемешивается с водой, сливается на АЗС, и конечный потребитель получает в бак уже смесь топлива и воды. Проблему эту, скорее всего, решить можно, но не автовладельцам, а поставщикам топлива и АЗС. Но, видимо, это никому не нужно.

Вода на сам топливный фильтр не повлияет, а вот на двигатель существенно, особенно на дизельный – для него попадание воды вообще катастрофа. Прибавьте к воде парафин и на выходе получите: задиры на форсунках, выход из строя топливного насоса, далее полный выход двигателя из строя.

В дизельных моторах топливо воспламеняется при сжатии. Если вместо топлива поступает вода, агрегат сначала не заведется некоторое количество раз, а затем произойдет гидроудар, лопнет поршень ну и так далее.

Механизм возникновения гидроудара:- Вода попадает в цилиндр двигателя через воздухозаборник или систему охлаждения.- При движении поршня вверх во время такта сжатия вода, будучи несжимаемой жидкостью, препятствует его движению.- Из-за несжимаемости воды давление в цилиндре резко возрастает, что приводит к огромным нагрузкам на детали двигателя.Последствия гидроудара могут быть катастрофическими:- Деформация или разрушение поршней, шатунов, клапанов.- Погнутие или излом коленчатого вала.- Повреждение головки блока цилиндров.- В тяжелых случаях - полный выход двигателя из строя.

Последствия гидроудара для двигателя
Последствия гидроудара для двигателя

· Если топливный фильтр забит на инжекторах, это менее катастрофично. Происходит потеря мощности, машина не набирает максимальные обороты: мотор заведется, но не сможет выйти на заданные обороты на первой-второй скорости. Двигателю не хватит пропускной способности, мощность будет потеряна. При этом обычно выдается ошибка: потеря давления или ошибка на пропуске зажигания (если фильтр сильно забит).

Симптомы забитого топливного фильтра

Признаки забитого топливного фильтра на инжекторных автомобилях:

- Затрудненный запуск двигателя – из-за недостаточного количества топлива, поступающего в двигатель, могут возникать проблемы с запуском, особенно в холодную погоду.

- Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу – агрегат может глохнуть, работать неровно или вибрировать на холостых оборотах.

- Потеря мощности при разгоне. Забитый фильтр ограничивает подачу топлива, что приводит к недостатку мощности при попытке резкого ускорения.

- Рывки и провалы при движении. Недостаток топлива может вызывать рывки и провалы при равномерном движении автомобиля.

- Повышенный расход топлива – из-за неоптимальной работы двигателя расход топлива может увеличиться.

- Включение индикатора "Check Engine". Забитый топливный фильтр может вызвать ошибки в работе системы управления двигателем, что приведет к включению индикатора неисправности.

Симптомы забитого топливного фильтра на дизельных автомобилях

- Трудности с запуском двигателя. Забитый фильтр ограничивает подачу топлива, что затрудняет запуск двигателя, особенно в холодную погоду.

- Потеря мощности и приемистости. Недостаточное количество топлива, поступающего в двигатель, приводит к потере мощности и ухудшению динамики разгона.

- Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу. Двигатель может глохнуть, работать неровно или вибрировать на холостых оборотах.

- Дымление – из-за неполного сгорания топлива может появиться черный или серый дым из выхлопной трубы.

- Шум и стуки в двигателе: недостаток топлива может вызывать детонацию и посторонние шумы в моторе.

- Повышенный расход топлива из-за неоптимальной работы.

- Включение индикатора "Check Engine" или "Glow Plug". Забитый топливный фильтр может вызвать ошибки в работе системы управления двигателем, что приведет к включению индикаторов неисправности.

Что произойдет, если эксплуатировать авто без топливного фильтра?

Эксплуатация автомобиля без топливного фильтра крайне не рекомендуется, так как это может привести к серьезным проблемам и повреждениям двигателя и топливной системы.

- Без фильтра грязь, ржавчина и другие примеси из топливного бака будут свободно циркулировать по топливной системе, загрязняя ее компоненты.

- Абразивные частицы в топливе вызовут преждевременный износ и выход из строя топливного насоса.

- Грязь и примеси могут забьют форсунки, что приведет к неравномерному распылению топлива, ухудшению смесеобразования и потере мощности двигателя.

- Крупные инородные частицы могут попасть в цилиндры двигателя, что приведет к повреждению поршней, колец и стенок цилиндров.

- Вода и другие загрязнения в топливе могут вызвать коррозию деталей топливной системы и двигателя.

- Из-за неоптимальной работы двигателя и топливной системы расход топлива может увеличиться, а выбросы вредных веществ возрасти.

В итоге повреждения, вызванные отсутствием топливного фильтра, могут потребовать дорогостоящего ремонта или даже замены двигателя.

Если топливного фильтра нет, машина будет работать, пока полностью не забьется топливная система, что вызовет поломку.

Если фильтр есть, но он сильно забит – автомобилю будет не хватать топлива, он не будет нормально работать и 100% не будет развивать мощность и выходить на заданные обороты, так как в двигатель поступает обедненная смесь: воздуха много, а топлива мало.

Что в итоге?

Представьте, что топливный фильтр - это своего рода «сито» для бензина или дизельного топлива. Он задерживает всякий мусор, грязь, ржавчину и даже воду, которые могут попасть в бензобак при заправке или образоваться внутри него со временем. Это очень важно, потому что если весь этот мусор попадет в двигатель, то может серьезно его повредить.

Конечно, было бы здорово иметь такой фильтр, который никогда не нужно менять. Но, к сожалению, даже самые лучшие фильтры постепенно забиваются грязью и перестают работать так хорошо, как должны. Их нужно регулярно менять, чтобы двигатель всегда получал чистое топливо. Даже чаще, чем того требует регламент. В этой статье наша команда подробно рассказала, как и почему.

Автовладельцы, которые внимательно и бережно следят за своей машиной, советуют менять топливный фильтр примерно каждые 10-30 тысяч километров (это примерно как расстояние от Москвы до Сочи или даже меньше). Может показаться, что это часто и дорого, но на самом деле это гораздо дешевле, чем потом ремонтировать двигатель, который сломался из-за грязного топлива.

11
Начать дискуссию