AR и бизнес: стоит ли вкладываться в технологию

Еще недавно AR казался кадром из фильма про будущее. Сегодня потребитель расставляет виртуальную мебель по реальной гостиной и жалуется, что цифровая куртка в приложении плохо садится на его нетипичную фигуру. AR в маркетинге становится все больше, но приносит ли виртуальная среда реальную прибыль бизнесу — все еще открытый вопрос.

Мы решили разобраться, что стоит за громкими новостями об очередных AR-продуктах и успешных кампаниях, как сегодня используется технология и получит ли развитие в будущем.

Surf внимательно изучает ключевые технологические тренды и внедряет их в свои разработки. Мы активно работаем и с AR-технологиями.

О чем расскажем в статье

Рынок AR сегодня: один официальный лидер и два негласных

Дополненная реальность — один из главных технологических трендов 2021 года. Новости из мира AR сыпятся одна за другой. Snapchat представила новую версию умных очков Spectacles, а потом анонсировала фильтры в Viber. Facebook запустила ограниченный тестовый показ рекламы в трех приложениях для VR-гарнитуры Oculus Quest.

Рынок AR постоянно растет. По данным Mordor Intelligence, его объем $1,98 млрд в 2020, а среднегодовой темп роста составит 150% за 2021-2026 годы.

AR и бизнес: стоит ли вкладываться в технологию

Ключевыми игроками рынка AR&VR устройств в 2020 году стали Oculus, принадлежащая Facebook (53,5% мирового рынка), Sony (11,9%) и HTC (5,5%). Оculus захватил половину поставок в мире, Sony выигрывает, благодаря обширной базе пользователей PlayStation, а HTC уже давно сделала ставку на линейку шлемов HTC Vive и сейчас пожинает плоды.

Но помимо официальных лидеров на рынке AR&VR есть и неофициальные. Это компании, которые не блещут объемами продаж, потому что продвигают продукты в корпоративном секторе. Тем не менее, именно эти компании являются драйверами развития AR-отрасли и именно от них рынок ждет главных решений.

Facebook — официальный лидер

Facebook запустил собственную платформу Spark AR. С ее помощью руководство социальной сети планирует повысить вовлеченность пользователей: по мнению Facebook, те охотнее начнут делиться фото и видео, дополняя их анимированным контентом и выражая себя через новые динамические маски.

С августа 2020 года платформу интегрировали в Instagram, и теперь любой желающий может скачать приложение Spark AR Player и создавать собственные маски.

Источник: sparkar.facebook.com
Источник: sparkar.facebook.com

Еще в 2014 году Цукерберг купил компанию Oculus VR, бывшего лидера по разработке виртуальной реальности. А сейчас работает над созданием умных очков вместе с компанией Luxottica под брендом Ray-Ban.

Apple

В 2017 году Apple впервые представил ARKit — платформу, которая позволила создавать дополненную реальность на iPhone и iPad. Это было событие мировое масштаба — разработчики получили возможность создавать дополненную реальность с помощью готовых механизмов платформы.

В июне 2021 года Apple анонсировал 5 версию ARKit. В ней усовершенствовали распознавание лиц, Location Anchors (привязки к местоположению), работу кодов App Clip, встроенных в приложения. Это еще один шаг к популяризации AR — теперь, при достаточно низком пороге вхождения в технологию, можно получить весьма достойный результат.

Microsoft

В 2019 Microsoft представила очки дополненной реальности HoloLens 2. По сути, это портативный голографический компьютер, который распознает все движения рук. Поэтому им можно управлять жестами: просто перетаскивать или поворачивать голограммы в поле зрения. Используя эту технологию, компании могут производить собственные устройства HoloLens по лицензии.

Очки уже нашли применение в инженерном и военном деле, медицине. По своим возможностям и удобству использования очки Microsoft сильно опережают конкурентов. Минус у них только один — стоимость более полумиллиона рублей.

Примеры использования AR: у кого получается, а у кого нет

Лидеры по внедрению AR:

  • медицина (38% компаний);
  • образование (28%);
  • развитие рабочего потенциала и корпоративное обучение (24%).

Меньше всего внедряют иммерсивные технологии:

  • недвижимость (10%);
  • туризм (5%).

Большинство компаний внедряют AR, чтобы улучшить производительность, повысить эффективность рекламы и подтолкнуть пользователей и медиа к генерации контента.

AR и бизнес: стоит ли вкладываться в технологию

Вот какими путями бизнес добивается своих целей и реализует потенциал AR.

У кого все получилось: успешные кейсы

Навигация

Собственную навигацию с помощью смартфона тестирует ВТБ в одном из московских офисов. Посетителю нужно скачать приложение, отсканировать метку для определения местоположения и затем с помощью стрелочек в камере смартфона и «оживающих» плакатов проложить маршрут.

DHL запустил навигацию по своим складам с помощью очков дополненной реальности. До появления очков работники складов использовали ручные сканеры и бумажные чек-листы для сбора посылок. Теперь сканер встроен прямо в умные очки. Сотрудник чекинится в системе по qr-коду с помощью очков и видит перед собой всю необходимую информацию, даже схему расположения посылок на тележке. Это позволяет сэкономить время на сбор посылок и многократно сократить ошибки.

Маркетинг

Самые распространенные сценарии — интерактивная реклама, адвергейминг, демонстрация или сценарии изучения продукта.

Например, один из кейсов Surf: международная компания SAP SE использует AR-приложение для визуализации строительства нефтеперерабатывающего комплекса. С помощью дополненной реальности можно увидеть, как на настоящем стенде с песком за несколько минут появляется виртуальный завод, проследить за всеми этапами строительства нефтеперерабатывающей скважины, от выбора участка до прокладки нефтепровода, дорог и линий электропередач.

Приложение Surf для SAP

Такой подход помогает правильно презентовать весь процесс работы, продемонстрировать, что на каждом этапе компания обладает достаточной экспертизой и ресурсами для комплексного решения задачи и снять возражения клиентов и инвесторов.

Подробнее об этом кейсе Surf можно почитать на нашем сайте.

Другой пример маркетингового хода от Pepsi Max — автобусная остановка, через стеклянную стенку которой прохожие наблюдают за охотой тигра, прилетом пришельцев и падением метеорита. На остановке смонтировали видеокамеру, снимавшую настоящую улицу, а компьютер дополнял реальное изображение фантастическими происшествиями.

Нашумевшая AR-кампания Pepsi, которая, по словам самих разработчиков, стоила им очень дорого <br /> Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgrandvisual.com%2Fwork%2Fpepsi-max-bus-shelter%2F&postId=269366" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Grand Visual</a>
Нашумевшая AR-кампания Pepsi, которая, по словам самих разработчиков, стоила им очень дорого
Источник: Grand Visual

Интерактивная коммуникация

TeamViewer запустила приложение lifeAR для групповых видеозвонков с дополненной реальностью. Изображение на смартфоне можно в реальном времени дополнять графикой, эмодзи, пометками от руки и текстом, и это видят все участники созвона. Можно помочь приятелю настроить новую игровую приставку, не приходя в гости. Или выбрать подружке платье, находясь в другом городе.

Удаленная экспертиза

Например, на производстве, когда человек может выполнять действия под руководством другого специалиста.

Аналогичный кейс собирается запустить нефтегазохимическая компания «Сибур». Там планируют использовать устройство, которое крепится на каске или голове рабочего и выводит нужную информацию перед глазами, не закрывая обзор. Гаджет поможет удаленно следить за рабочими процессами и оборудованием и обмениваться информацией, оставляя при этом руки технического специалиста свободными. В «Сибуре» говорят, что система дополненной реальности в 2020 году сэкономила им 20 млн рублей.

Эти примеры выглядят впечатляюще. Но есть и сотни других кейсов, в которых дополненная реальность не оправдала ожиданий и так и не принесла серьезной выгоды.

У кого не получилось: неудачные кейсы

О двух неудачных кейсах рассказывает группа компаний «Северсталь». Первый — это попытка построить маршрут на складе «Утконоса» с помощью мобильного приложения с AR. «Утконос» — один из крупнейших российских магазинов e-grocery, входит в концерн «Севергрупп» вместе с «Северсталью».

Сначала стояла задача разработать мобильное приложение, а потом связать его с очками. Идея заключалась в том, чтобы алгоритм строил оптимальный маршрут и выводил на очки, показывая сборщику стрелочками, куда идти.

Но на первом же этапе возникла проблема с определением местоположения. Стрелки смещались, маршрут сбивался, а для того, чтобы все работало, сборщику приходилось держать телефон прямо в вытянутой руке. В результате приложение забуксовало еще на этапе прототипа, а до очков не дошло вовсе.

Второй кейс «Северстали» — попытка внедрить AR-очки на производстве. Нужна была удаленная работа с экспертом, чтобы специалист выполнял работу по пометкам эксперта, который выводит информацию на AR-очки сотрудника. Внедрить очки так и не удалось — даже немаленький бюджет «Утконоса» не осилил массовую закупку Microsoft HoloLens и их аналогов.

Среди других проблем — отсутствие сертификации по промышленной безопасности и проблемы с внутренней безопасностью. Поэтому на производстве пока решили отказаться от идеи с AR-очками и используют смартфоны.

Общий вывод: можно обойтись и без очков, а их тестирование сопряжено со слишком большими расходами на аппаратуру и сложностями с утечкой информации.

Почему AR все еще не выгоден бизнесу

Статистика подтверждает, что информация о выгодах для бизнеса перегрета. Среди российских компаний, по данным KPMG, VR/AR активно внедряют только 21%. Больше всего в технологию пока инвестирует IT (40%), на втором месте металлургия (33%), на третьем — нефтегазовая отрасль и телеком (по 25%). Ритейл вкладывается только в 20% случаев.

Несмотря на активное продвижение AR такими гигантами как Google или Microsoft, умные очки так и не становятся массовым явлением. И тому есть несколько препятствий.

Стоимость

AR-очки — дорогое удовольствие даже для бизнеса, не говоря уже об обычных пользователях. Microsoft HoloLens 2 стоят свыше 0,5 млн рублей, RealWear HMT-1 для профессиональной работы в сфере промышленности — 270 тыс. рублей.

Но дороги не только сами устройства. Дизайн вышеупомянутой автобусной остановки из случая с Pepsi Max занял три месяца труда целой команды разработчиков. Чтобы объекты AR выглядели реалистично, нужно было привязать их к неподвижным ориентирам на местности. А чтобы повторить тот же сценарий на другой автобусной остановке, нужно было начать сначала и потратить те же три месяца. То есть каждый раз нужно оплачивать рабочие часы разработчикам, масштабировать или копировать их наработки не получается.

Стандартных программных продуктов мало или их вовсе нет. Именно разработка ПО под заказчика увеличивает стоимость проекта: медицинские манипуляции, поведение пользователя на производстве или на складе требуют отдельного анализа и создания специальных программ в каждом отдельном случае.

Пользовательский опыт

Примерка одежды или предметов быта — то еще приключение. Пользователю приходится проявлять чудеса ловкости, чтобы пристроить на место непослушные кроссовки из приложения или «уговорить» лампу не висеть в воздухе, а встать ровно на стол.

Технические сложности

Дополненная реальность пока отстает от виртуальной в технической части:

  • Есть проблема с перемещением человека. Очки Google Glass, например, пока не понимают, как человек двигается в пространстве, и ориентируются только по геометке.
  • У AR-очков маленький угол зрения. В виртуальной реальности это 160º, а в дополненной — 60º по горизонтали и 40º по вертикали. Это физические ограничения, и пока их удается компенсировать только путем фантастического удорожания устройств.
  • Вес устройства. Очки тяжелые и неудобные, носить их подолгу, выполняя рабочие функции, невозможно. Как бы ни старались Microsoft или другие компании над новыми версиями очков, ведущим устройством AR все еще остается смартфон.

Вывод напрашивается сам собой: несмотря на общий хайп, выхлоп от технологии минимален. AR пока находится на максимуме того, что может дать отдельным сегментам бизнеса.

Для того, чтобы технология начала соответствовать возложенным на нее ожиданиям и стала массовой, нужен еще один шаг, который сблизит дополненную реальность с конечным потребителем. Этот шаг — новое поколение AR-очков.

Изменят ли рынок AR-очки

Самый обсуждаемый и самый ожидаемый гаджет на планете — очки дополненной реальности Apple AR Glass. Есть вероятность, что Apple совершит очередной пользовательский прорыв, сделав новый способ вывода информации перед глазами более удобным и практичным. По некоторым данным, компания представит новый гаджет в 2023 году. У очков обе линзы будут содержать дисплеи, которые будут управляться жестами.

Один из самых частых способов использования AR — это наложение образа продукта на физический мир в реальном времени. Многие ритейлеры используют AR именно для этого. Однако, если вы рассматриваете продукт в браузере, вас автоматически перенаправят в App Store или Google Market с просьбой что-нибудь скачать. Помня об этом сценарии, Apple создала функцию Quick Look, которая встраивается в программную оболочку и позволяет увидеть продукт в своей комнате прямо через браузер, мессенджер, почту или другое приложение, которое у вас уже есть.

В перспективе, интегрировав Quick Look в новые очки, Apple откроет пользователям доступ к дополненной реальности «без посредников». Заранее загрузить в очки фотографию своей гостиной, а потом, надев их в магазине, наложить изображение комнаты на диван — это очень надуманный пример. Но он хорошо отражает идею «идеального» AR, к которому нас может привести массовое внедрение функциональных очков в будущем.

Идея о том, что умные очки — ключевой шаг в развитии технологии, принадлежит не только Apple. Это понимают все большие IT-компании. Марк Цукерберг, например, считает, что умные очки изменят сам подход к технологии. По его мнению, устройство будет взаимодействовать с любой реальной ситуацией, с которой пользователь столкнется в течение дня. То есть буквально читать мысли.

AR-очки требуют новой парадигмы, потому что в будущем они должны работать в любой ситуации, с которой пользователь столкнется в течение дня.

Марк Цукерберг
, цитата из интервью The Information

У очков появится виртуальная клавиатура для набора текста жестами. Браслет на запястье будет считывать мельчайшие мышечные сигналы и обмениваться информацией с очками.

В итоге все это выльется в технологию XR или расширенной реальности, которая объединит в себе AR и VR. Это будет набор цифровых инструментов для обогащения человеческого восприятия мира. Подробно о том, как будет выглядеть XR-среда, как она изменит нашу жизнь и повлияет на отдельные сферы бизнеса — например, на фудтех — мы рассказываем в спецпроекте Surf и KFC «Назад в будущее». Почитать об этом подробнее можно здесь.

Итоги

Несмотря на большое количество успешных примеров, с AR не все так гладко: вроде бы уже ставшая реальностью технология все еще содержит непредсказуемые подводные камни. Основные минусы технологии заключаются в высокой стоимости AR устройств и разработки ПО к ним, технических ограничениях умных очков и неоднозначном пользовательском опыте.

Решить проблемы, связанные с внедрением технологии в жизнь, помогут устройства следующего поколения. Разработка таких устройств уже ведется в Apple и Facebook — главный кандидат на роль Next Big Thing, конечно, Apple Glass.

Но в целом не так важно, кто первым придет на рынок AR-устройств — Apple, Facebook или другая компания. Главное, что необходимым шагом к популяризации AR как среди бизнеса, так и среди пользователей являются AR-очки — они должны решать проблемы пользовательского опыта и не стоить как космический шаттл. До тех пор, пока этого не произошло, для большинства компаний дополненная реальность останется очень красивой, дорогой и эффектной, но все же отчасти бесполезной игрушкой.

Другие статьи про AR и последние новинки из мира технологий:

Здесь мы рассказываем, зачем компаниям корпоративная мобильность

В этой статье разбираем, нужно ли private банкингу отказаться от персонального менеджера

А здесь изучаем, как банки применяют AR, чат-ботов и другие тренды

Подписывайтесь на наш блог на VC и читайте про актуальные тренды и технологии мобильной разработки.

1
9
3 комментария