Ещё раз к вопросу об альтернативной оценке инфляции

По настоятельной рекомендации подписчиков решил обновить старый материал про оценку темпов реальной инфляции через статистику грузооборота. История вопроса тут, но поскольку прошло уже более восьми лет, тема требует актуализации.

Напомню основные теисы:

1. Официальная статистика по инфляции (и соответственно реальному ВВП ) вызывает большие подозрения в манипуляциях, потому что цифры, выдаваемые Росстатом, чем дальше тем больше не бьются с тем, что мы видим в магазинах, на заправках, на транспорте и пр.

2. Альтернативным методом оценки реальной динамики ВВП был выбран грузооборот. Причины три: (а) он ведется в натуральных показателях, (б) его никому не приходило в голову фальсифицировать (в) имея в виду, что доля услуг в экономике РФ падает: в 2002 году они составляли почти 60%, а в 2020-м - уже 54%, динамика грузооборота за период 2002-2023 гг. должна быть максимально похожей на динамику реального ВВП - в ориентированный на экспорт сырья и продукции низкого передела экономике на длительных временных горизонтах темпы роста грузооборота должны быть максимально близки к темпам роста реального ВВП
Первое что мы сделаем - это сравним официальную статистику по ВВП и грузообороту с 2002 по 2023 год. Получается следующее:
- реальный ВВП по данным Росстата вырос за это время на 177,5%
- грузооборот при этом по данным того же Росстата вырос на 139,6%
Напомню доля услуг в структуре ВВП сократилась на 6-7%.
Разрыв как будто бы великоват. Он может быть объяснен ценами, оттокам капитала, изменением структуры грузопотока и т.п., но хочется подробностей.
Если мы посмотрим данные по годам, то увидим следующее:

Рис.1.
Рис.1.

Давайте порассуждаем. Экономика РФ с 1991 года но настоящее время остается по преимуществу сырьевой с положительным сальдо счета текущих операций платежного баланса. То есть мы добываем сырье, продаем его, покупаем взамен импорт, услуги если и экспортируем/импортируем то в небольших объемах. Основной заработок на материальных потоках. Соответственно рост ВВП должен находиться в тесной корреляции с ростом грузооборота. А соотношение темпов роста Грузооборот/ВВП должно быть близко к единице. Если цены высокие и/или не удалось вывезти за границу всю прибыль, то это соотношение может быть 0,97-0,98 если цены низкие и репатриация капитала идет бодро, то может быть 1,01 -1,02.
В год кстати это очень много. Для сравнения в ЕС, где в нулевые были приток капитала и приток рабочей силы оно бывало 0,93-0,95, но то ЕС, нас другая ситуация.
Таким образом, мы по идее должны были бы видеть данное соотношение в коридоре 0,98-1. Но официальная статистика показывает следующую картину:

Рис.2
Рис.2

В кризисы 2008-2009, 2014-2015 гг. а также в 2022 году все нормально - показатель в районе единицы (0,99-1). Но в спокойные и в целом сытые 2005-2008, 2011-2013 и 2016-2019 годы это соотношение как-то странно скачет. То выше, то ниже. Логичная картина, на мой взгляд выглядела бы примерно следующим образом (бордовая линия)

Рис.3.
Рис.3.

У нас возникают два непонятных "горба" в 2005-2008 и в 2015-2018 годах. В первом случае ВВП сильно выше чем стоило бы ожидать, а во втором - вроде бы чуть ниже, чем должен.
Попробуем разобраться.

В 2005-2008 годах ВВП растет гораздо быстрее грузооборота.С одной стороны это можно было бы объяснить опережающим ростом сферы услуг (например банковского дела, страхования, IT, развлечений - то есть всех тех отраслей где рост добавленной стоимости не требует такого же роста товарно-материальных потоков). Кроме того, это период высоких цен на нефть, металлы и прочие природные ресурсы, Но в то же время структура использования ВВП не показывает роста конечного потребления (оно даже немного снижается по сравнению с 2002 годом), а растет валовое накопление основного капитала, то есть вполне материальные затраты, которые попадают в грузооборот. Таким образом данное расхождение выглядит очень странно.

Не менее странно выглядит и опережающий рост грузооборота в 2015-2018 годах. С одной стороны - это начало санкционной войны, мы несли убытки и ВВП мог расти меньше. С другой стороны, санкции год от года крепнут и ширятся, но с 2019 года исследуемый параметр как то приходит в норму, а в ковид 2020 года, который ударил по всем без исключения, соотношение грузооборот/ВВП вполне обычное: ВВП упал на 2,7% грузооборот на 4,8%, Получается (1-0,048)/(1-0,027) = 0,978. Ничего такого.
Соответственно, либо м чего-то не занем про период 2015-2018 годы, либо ВВП тут посчитан не очень корректно.

Мое объяснение выглядит следующим образом: ненормативные колебания соотношения грузооборот/ВВП вызваны как раз неправильным подсчетом реального ВВП. в 2005-2008 годах, если помните у нас была компания по "удвоению ВВП" и его активно подрисовывали, а в 2016 году серьезно менялась методика подсчета реального ВВП (номинальный чуть-чуть менялся задним числом за 2014 год) и видимо там была допущена какая-то некорректность, которая и привела к подобным казусам.
Соответственно, если пересчитать реальный ВВП исходя из бордовой линии на рис.3, то мы можем получить более верную оценку и ВВП, и инфляции.

Попробуем это осуществить.

В ценах 2002 года, расчетный ВВП составил 16,0 трлн. руб, против 19,2 трлн. официального. То есть, на 20% меньше

Рис.4.
Рис.4.

Это означает что среднегодовой рост с 2002 по 2023 год у нас был 1,9% в год, а не почти 2,8% как по официальным данным. Тут выходит почти на треть!

Рис.5.
Рис.5.

Ну и инфляция была занижена за это время в общей сложности на ~ 20 процентных пунктов, которые на горизонте в 21 год дали 170 про. пунктов разницы: цены за 21 год выросли официально почти в 9 раз, по оценке через грузооборот - в 10,7 раз.
Для иллюстрации я нашел старые цены по личному потреблению. Моя индивидуально наблюдаемая инфляция в г. Москва в 2023 году к 2002-му.
- услуги ЖКХ +879%
- электроэнергия (одноставочный тариф) +1213%
- бензин АИ95 +578%
- одна поездка в метро + 714%

Продуктовая корзина в деталях не сохранилась (это лучше скажет профессор Абрамов, он мониторит Ашан), но по ощущениям там тоже набегает в районе 1000-1200 процентов. Бородинский хлеб подорожал даже больше - он стоил 7-8 рублей за килограмм, а сейчас будет наверное под 100 руб. если пересчитывать.

В целом, разрыв между официальной и альтернативной инфляцией составил 170 проц. пунктов, в 2016 году я насчитал примерно 130. Весомо, но все-таки не в разы, как говорят некоторые.

-----------------------------

Если данная тема вас заинтересовала и у вас сохранились данные по личному потреблению - пишите в комментариях. Проверим алгеброй гармонию.

11
Начать дискуссию