Тонкости психологии фандрейзинга или как заинтересовать инвестора
Краткий контекст для старта: мы (Suggestr) – 8-месячный стартап из Сингапура, который сейчас начинает поднимать seed раунд. Мы делаем самые умные рекомендации для Shopify магазинов, и 6 недель назад вышли с продуктом на рынок. Мы с партнером оба first-time founders, поэтому многое открываем для себя в процессе. Это адаптация поста, который я писал для своего канала, где я такими открытиями делюсь. Приятного прочтения.
Процесс поднятия денег на международной арене это целая наука. «Сделал деку и рассылаешь ее всем до кого можешь дотянуться» это самый верный способ не поднять ничего. Ведь весь процесс — это игра сигналов. Важно, кто тобой интересуется и какие сигналы ты подаешь, а не что у тебя в деке.
Инвестора – стадные животные, и все что они хотят это горячие сделки, про которые они могут узнать раньше других, а не фуфло с масс маркета.
У нас уже около десятка ангелов, и вы думаете мы продолжаем их брать потому что нам нужны деньги за мизерную оценку? Каждый ангел это а) сигнал, что эксперты в это верят, и б) потенциальное интро более интересным ангелам. Именно поэтому сложнее всего получить первый чек, потому что все любят фоловить сильный сигнал, и никто не хочет брать на себя риск быть первым. Многие из наших ангелов знают друг друга, и совсем не случайно, это буквально майндсет «мой друг Вася думает это хорошая сделка, значит я могу класть деньги не глядя». Именно так мы получили нашего звездного директора продукта из Shopify, а недавно и СЕО Carousell – сингапурского юникорна. Да просто они все у нас из карусели, и знают друг друга.
Что касается фондов, есть фонды которые мы хотим, и мы даже ангелов берем из расчета, смогут ли они помочь к ним пробиться. А с остальными фондами постоянно общаемся, но не говоря о рейзе, просто «познакомится и давайте следить за прогрессом». А потом месяцами наш СЕО тратит несколько дней в месяц чтобы писать и отправлять investor update, который позволяет нам и поддерживать связь, и подогревать интерес, особенно когда метрики растут, и иметь готовую площадку для старта, когда мы будем готовы рейзить.
Когда придет время – мы объявим о рейзе, и начнем двигаться со всеми параллельно. Этот процесс нельзя растягивать, потому что вам нужен FOMO, и реальный интерес с разных сторон c четким дедлайном – это единственный способ достичь FOMO естественным путем. При этом нельзя булщитить о том, что у вас термщит на руках и вы закрываете раунд через 3 дня, а потом возвращаться через неделю и спрашивать «ну что?» Инвесторы чуят такое за милю. Поэтому, когда процесс стартует он должен быть быстрый, эксклюзивный, и в идеале oversubscribed.
Не будучи oversubscribed, не имея достаточного интереса от tier-2 фондов вы никогда не получите tier-1. Вы должны знать сколько мест вам нужно заполнить на cap table, и на каждое из них должно быть несколько желающих. Начинать лучше с ангелов и всех подряд фондов, до кого легко дотянуться, чтобы разогреть сделку и сделать ее привлекательной за счет наличия конкуренции. И когда эта конкуренция есть – идти с ней к тому, кто вам нужен.
Лайфхак: если вы хотите поднять маленький раунд на 100к и получили первые 25к, лучше говорить всем, что вы планируете поднять 50к, и раунд уже наполовину заполнен (тем самым, сделав его горячее), а потом «так и быть» взять больше денег, от тех кто не успел (тем самым, став oversubscribed). Переполненная сделка всегда привлекательнее, чем та, которая только начала заполняться.
Поэтому если вкратце:
- Готовьтесь заранее, но не стартуйте раньше времени
- Не делайте предложение публичным, это плохой сигнал и убивает интерес
- Поставьте дедлайн, и будьте готовы его встретить.
Через несколько недель напишу апдейт, что у нас из этого получилось. А пока за нашим развитием можно следить на канале.
Бонус: многие из этих процессов хорошо описаны в книге Oversubscribed (Daniel Priestley), мой ко-фаундер горячо рекомендует!