Ково-что? Как я открыл коворкинг не подозревая об этом

Меня зовут Виталий Паймуков, я основатель сетей коворкингов «Аник» и ProfitRooms. В материале я расскажу, как открыть региональную сеть коворкингов с выручкой 38 млн рублей.

ProfitRooms
ProfitRooms

«Кризис — время возможностей» — за последние 15 лет эта фраза уже набила оскомину у читателей. Но именно кризис 2008 года подтолкнул меня к тому, чтобы начать заниматься коммерческой недвижимостью. На тот момент это был способ поддержать спадающие штаны. У меня был собственный бизнес юридическая компания «Адвоком». В кризис нам пришлось туго: целый месяц сидели без заказов. Мы даже сократили часть сотрудников. Для поддержания бизнеса необходимо было найти дополнительный источник дохода. И мой взгляд упал на пустующие столы с мыслью: «А ведь кому-то же нужен офис! У меня же есть места!».

Конечно, в 2008 году я не знал, что в 2005 году на другой стороне земного шара Брэд Ньюберг уже придумал коворкинг, а в 2008 году открылся первый коворкинг в России. Для меня это было просто сдачей мест для коллективной работы пострадавших в кризис.

За 2 недели нашлись первые арендаторы: туристическое агентство, страховщик и еще пару человек из сферы рекламы. Сдавали 1 рабочее место за 5 тыс рублей. За эту сумму мы предоставляли мебель, орг.технику, интернет и канцтовары. Работали в формате open space — резиденты и сотрудники моей компании. Таким образом мы окупали 50% аренды. После мы купили офис и стали предоставлять в аренду рабочие места.

И лишь позже выяснилось, что в мире уже есть такое направление, и называется оно коворкингом. И за этим стоит целая культура, близкая к нашим ценностям. Мы увлеклись и решили это направление постепенно расширять в городах Поволжья. Так появилась сеть коворкингов «Аник».

Она специализируется на офисах. В нашей сети есть градация на офисы эконом и бизнес-класса. При необходимости они трансформируются в формат коворкинга, предоставляя отдельные рабочие места, что обеспечивает гибкость. Под каждый формат сформировалась своя аудитория:

  • Эконом сегмент предполагает аренду за 3500 руб/мес и подходит как студентам-фрилансерам, так и начинающим предпринимателям. Их мало интересуют дополнительные услуги, они приходят в коворкинг просто поработать.
  • Бизнес сегмент нацелен на аудиторию до 35 лет. Стоимость аренды доходит до 11 000 руб/мес за счет дополнительных услуг таких как: питание, аренда ячеек для хранения, проведение мероприятий, аренда переговорных и конференц. зала.

Сеть «Аник» в фактах

В 2010 году был открыт первый коворкинг под брендом «Аник».

К 2016 году уже было 7 коворкингов по Самаре, один из них бизнес-класса, а также 15 офисов, которые еще не были адаптированы под формат коворкинга. Окупаемость объекта в среднем была около 3-3,5 лет. Но есть случаи окупаемости за год. На одном из объектов вышли на доходность 4.100 руб/кв.м. в месяц (вместо 600 руб/кв.м. по рыночной).

В 2018 году сеть «Аник» стала финалистом премии Russian Coworking Awards. К этому моменту у проекта было в сумме было 44 офиса и коворкингов в Самаре, Пензе, Воронеже, Тольятти. По числу коворкингов сеть была одной из крупнейших в России, уступая только международной сети Regus.

В 2020 году сеть разрослась до 7 городов (Самара, Воронеж, Пенза, Тольятти, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Краснодар) с 47 офисами (34 смарт-офиса и 13 коворкингов). Выручка сети за 2020 год — 38,2 млн рублей. Запуск проекта ProfitRooms.

Региональный профит

«Аник» ориентирован на тех, кому нужно место формата «пришел-поработал-ушел» или недорогой офис на небольшую компанию. Но у наших резидентов мы увидели спрос на иной уровень сервиса. И новая сеть рассчитана на людей, которым важен не только дизайн и оснащенность офиса, но и сообщество, мероприятия. Целевой аудиторией стали стартапы, рабочие команды, начинающие предприниматели. Пилотный объект открывается в Самаре в новом IT-парке. Объект, словно волшебная палочка, сам выбрал нас. Изначально владельцу бизнес-центра предлагала открытие одна из федеральных сетей коворкингов. Между двумя проектами выбрали наш. Нам новый IT-парк тоже подходил с точки зрения экономики и расположения. Бизнес-центр «Monte Rosa» расположен в деловом центре города в новом микрорайоне.

Помимо всего прочего в площадке подкупили панорамные окна. Это миниатюрная копия офисов в Москва-Сити в самом сердце Самары. Работая над Аником, я часто был в командировках и пользовался коворкингами в деловом центре нашей столицы. И мне хотелось создать подобные объекты в регионах.

Особенность проекта — нацеленность на региональный менталитет. Нам, жителям регионов, важно иметь свое огороженное пространство для работы. Open space для нас — это кадр из фильма «Служебный роман», но никак не мечта для работы.

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»

ProfitRooms ориентирован на офисную рассадку, в пилотном объекте open space выделено всего 7 рабочих мест. Все остальные распределены между 17 офисами. Если окажется, что среди резидентов будет спрос на отдельные рабочие места мы просто переоборудуем кабинеты под общие пространства. Резиденты же будут размещены не хаотично, а поделены между собой по сферам деятельности.

ProfitRooms
ProfitRooms

Проект готовился с середины 2019 года, его открытие было запланировано на декабрь 2020 года. Но пандемия внесла свои коррективы в строительство само IT-парка и только в сентябре мы запустили ремонтные работы помещения. Из-за этого запуск сдвинулся — в марте ожидается техническое открытие, а в апреле официальное.

ProfitRooms в цифрах

  • 480 кв. м. — площадь коворкинга;

  • 14 млн. рублей — сумма инвестиций в пилотный объект;
  • 8 млн. — стоимость капитального ремонта;
  • 3,5 года — срок окупаемости проекта;
  • 32 коворкинга - планируется открыть за 5 лет;
  • 2 млрд. рублей — планируемая сумма инвестиций в сеть.
19
24 комментария