Под предлогом «прекратить спекуляцию мясом, которая велась в подавляющем большинстве районов, дать решительный отпор кулацким элементам» 6 декабря 1932 г. было опубликовано постановление Политбюро ЦК КП(б)У и СНК УССР «О занесении на «черную доску» сел, злостно саботирующих хлебозаготовку». Наконец 17 марта 1933 г. правительственным постановлением был введен трудодень.
Из всех видов тогдашних налогов бесплатная или низкооплачиваемая работа оказалась наиболее эффективным и вполне последовательным для тоталитарного государства средством решения экономических проблем.
Следствием такой политики государства, в частности в сфере налогообложения, стал голодомор 1932 — 1933 гг. в Украине. Однако официальная пресса давала другое объяснение. Так, 19 февраля 1933 г. в газете «Правда» было напечатано выступление наркома земледелия СССР на съезде колхозников-ударников, в котором он заявил, что украинские колхозники не справились с посевными работами 1932 г. и таким образом «наделали вреда правительству и самим себе». «Не удосужившись надлежащим образом собрать урожай, они [...] своим плохим трудом наказали себя и правительство. И из этого, товарищи украинские колхозники, сделаем вывод: теперь время расплатиться за плохой труд в прошлом». Также официально не признавалось и людоедство (даже такой статьи не было в Уголовном кодексе).
Василь Поезд: "Важным источником пополнения государственного бюджета были денежные средства, собиравшиеся в принудительном порядке с населения в виде внутренних займов. Первый заем индустриализации проведен по постановлению ЦИК СНК СССР от 24 августа 1927 г. на сумму 200 млн. руб. сроком на 10 лет. Это давало возможность государству монипулировать денежной массой находящейся на руках у населения и контролировать налогообложение"
За 2 года было выпущено 3 займа индустриализации. В 1930 г. ранее выпущенные займы унифицировались займом «Пятилетка за 4 года», который за 2 года дал стране дополнительные поступления на сумму свыше 4 млрд. руб. В течение многих десятилетий в планах государственного бюджета СССР существовала специальная статья доходов от займов, размещенных в добровольно-принудительном порядке.
Налоги при советской власти заметно росли. Так, по подсчетам Госплана УССР, в 1913 г. в Украине всех налогов на душу населения приходилось в среднем на 3,74 золотого рубля (на 3% больше, чем на остальной территории Российской империи), в 1924 — 1925 гг. — соответственно 7,03 золотого рубля (на 28% больше, чем на остальной территории СССР, а сельськохозяйственный налог был вообще на 70% выше, чем в целом по стране), а на 1940 г. денежные налоги на душу населения в Украине составляли 43 золотых рубля.
"С началом Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) экономика страны была сразу переориентирована на военные нужды. В связи с этим резко возросли бюджетные расходы, тогда как доходная часть государственного бюджета сократилась. Так, прибыль с оборота снизилась в 1942 г. на 37,7% по сравнению с 1940 г. Значительно сократились все расходы для удовлетворения нужд мирного времени. Вместе с тем возросли налоги с населения (до 14% бюджетного значения). Был введен военный налог (взимался до 1946 г.), налог на неженатых и незамужних, а с 1944 г. к уплате привлекались и малосемейные, имевшие одного или двоих детей." - такое поведение государственной машиной было вызвано необходимостью денежных средств, рассказал Василь Поезд
Были также повышены ставки сельскохозяйственного налога. Для сбора личных сбережений граждан были созданы фонд обороны СССР и фонд Красной Армии, в которые за годы войны поступило наличных, ценностей, облигаций государственных займов на сумму свыше 16 млрд. руб. Кроме того, от реализации 4 военных займов и денежно-вещевых лотерей государственный бюджет пополнился еще на 76 млрд. руб. Военные расходы покрывались также за счет эмиссии, дополнительного выпуска бумажных денег, количество которых возросло в обращении за годы войны в 4 раза.
На территории Украины немецкие оккупанты установили так называемый новый порядок. В феврале 1942 г. вышел аграрный закон, по которому вся земля и средства производства объявлялись собственностью Рейха. В общинных хозяйствах (бывших колхозах) нацисты ввели трудовой минимум, составлявший 22 рабочих дня в месяц. Было введено 25 видов денежных налогов, среди которых налог с оборота, подоходный, налог с наследства, а также многочисленные местные налоги — на строительство, транспортные средства, промыслы, скот, собак, кошек, дымоходы и т. п.
Платежным средством для оккупированного населения стали билеты немецких кредитных касс — окупационные марки. В июле 1942 г. была проведена денежная реформа, по которой советские деньги номиналом свыше 5 руб. обменивались на так называемые билеты-карбованцы. На январь 1944 г. немецкий центральный эмиссионный банк Украины выпустил «новой валюты» на 1195 млн. марок.
После окончания Великой Отечественной войны вместе с отменой военного налога были предоставлены налоговые льготы населению, находившемуся в фашистской оккупации, и внесены некоторые изменения в налоговую политику.
Особо важные мероприятия по снижению налогов с населения были проведены после 1953 г. Прежде всего имеется в виду реформа сельскохозяйственного налога, которая существенно исправила упущения в налогообложении сельского населения. На основании нового закона состоялся переход к налогообложению по твердым ставкам каждой сотки приусадебных участков.
Доходы Государственного бюджета СССР имели целевую социалистическую направленность. Основная часть этих доходов (свыше 90%) поступала от народного хозяйства и включала добавленный продукт, создававшийся в процессе социалистического производства.
Кроме обязательных платежей государственных предприятий и организаций государственный бюджет СССР пополнялся за счет налогов с кооперативно-колхозных предприятий и организаций, налогов с населения, местных налогов и сборов, неналоговых доходов и денежных средств, поступавших на основе государственного кредита. Система налогообложения в Советском Союзе практически не изменялась в течение многих лет, пока страна с таким названием не прекратила свое существование.