Перепрофилирование в UX без боли и слёз. Наш опыт первого образовательного офлайн-проекта
Привет! На связи Лена Попова, тимлид UX-юнита в Everest. Более пяти лет мы разрабатываем интерфейсы веб-сервисов, мобильных приложений и автоматизированных рабочих мест для таких клиентов, как Сбер, РСХБ, МТС, Scania и другие крупные бренды. Сегодня я хочу рассказать о проекте, который мы с командой воплотили в жизнь в начале этого года.
Любой, кто знаком с нашей компанией хоть немного, знает, как мы мы любим делиться своими знаниями. Помимо работы над клиентскими задачами, мы занимаемся образовательной деятельностью:
- организовываем профильные фестивали, конференции и митапы (так, в 2020 году мы собрали в Тамбове 1600 человек со всей страны на собственном фестивале Everfest);
- проводим факультативы, мастер-классы и хакатоны со студентами региональных вузов,
- создаем образовательные онлайн-продукты.
Наша глобальная цель — развитие ИТ-сферы в регионе. В рамках этой миссии появилась идея о стажировке.
«Классных UX-дизайнеров в Тамбове должно быть больше», — подумали мы и создали Everest.Academy, в рамках которой провели первую офлайн-стажировку для желающих окунуться в мир UX и освоить профессию проектировщика интерфейсов.
Конечно, не менее важным триггером для запуска проекта был поиск и подготовка кадров для нашей студии. Мы не только не скрывали это, но и сделали мощным мотиватором, ведь лучшие стажёры по итогу выпуска получали оффер в Everest — топ-10 дизайн-студий страны.
От идеи к планированию
К процессу подготовки мы подошли серьёзно и основательно, как и ко всему, что делаем в студии. Готовились несколько месяцев. Каждую неделю проводили собрание, шаг за шагом приближаясь к запуску: разрабатывали программу и формат обучения, создавали сопроводительные материалы и готовили аудиторию для занятий.
Всю документацию и встречи вели в ноушене. Там же ставили друг другу задачи и отслеживали ход работ.
После официального анонса запустили рекламу в соцсетях и разместили баннеры на улицах города, где чаще всего тусуются ИТ-специалисты.
За три недели мы получили более ста заявок, провели два раунда собеседований. На первом этапе с желающими принять участие общалась Алёна — наш HRD, а на втором — финалистов ждало очное интервью с менторами стажировки.
И всё это, чтобы выбрать лишь десять участников. Выбирать было непросто, но, исходя из поставленной цели — дать максимум знаний вкупе с индивидуальным подходом к каждому, нам важно было отобрать амбициозных и замотивированных людей, у которых есть желание развиваться в диджитал-сфере. И у нас это получилось.
От планирования к реализации
Первого февраля мы провели велком-встречу с участниками, которых в итоге оказалось не десять, а одиннадцать: наш офис-менеджер тоже решил участвовать в стажировке. А мы с радостью его поддержали, как поддерживаем всех наших сотрудников, которые хотят профессионально расти и развиваться.
Все занятия проходили в офлайн-формате, чтобы стажёры могли погрузиться в атмосферу студии и впитали нашу корпоративную культуру.
Преподавателями и менторами стали ведущие специалисты Everest: Вова — CEO студии, я и Серёжа — руководители UX-юнитов. Это позволило построить программу обучения по принципу максимального погружения в реальный рабочий процесс. Программа состояла из двух смысловых блоков:
- исследования и аналитика;
- проектирование.
Структура выглядела просто: лекция → домашнее задание → фидбэк → отработка правок. И так по кругу.
Каждый участник на старте получил один из трёх проектов, который ему предстояло реализовать от начала до конца:
- интернет-магазин кастомных гитар;
- доставка продуктов с рецептами на дом;
- магазин коллекционных кроссовок.
Мы сознательно остановились на узкопрофильных нишах бизнеса, чтобы у студентов не было возможности полностью использовать чужое решение. Так как стажёров было одиннадцать, а проектов всего три — некоторые участники работали над одним и тем же проектом, но повторяющихся концепций при этом не было. Каждый создал свой уникальный продукт.
Участники работали над проектом совместно с менторами и проходили весь путь от предпроектной аналитики до создания прототипа.
У стажёров был самый разный бэкграунд: некоторые никогда не сталкивались с дизайном, а кто-то уже работал в сфере диджитала и хотел освоить новую профессию. Но что объединяло их всех — уровень мотивации и заинтересованности: ни одного пропуска занятий, ни одного сорванного дедлайна. Можно смело сказать, что студенты приятно нас удивили и превзошли наши ожидания.
От реализации к результатам
Стажировка длилась почти 4 месяца. За это время участники освоили фундамент, необходимый для создания качественных дизайн-продуктов научились:
- собирать и анализировать бизнес-требования;
- интервьюировать заказчиков, обрабатывать результаты и строить гипотезы;
- проводить конкурентный анализ, сегментировать целевую аудиторию и разрабатывать персоны;
- создавать сценарии и информационную архитектуру;
- освоили навыки презентации для бизнеса и многое другое.
У каждого участника появился проект, который стал первым шагом на пути в профессию UX-дизайнера.
На протяжении всего обучения мы вели «Таблицу успеваемости», в которой после каждого занятия и домашнего задания оценивали ребят. В основе лежала средневзвешенная оценка менторов и HRD студии. В конце стажировки данные из таблицы помогли рационально взглянуть на «рост» стажёров и принять итоговое решение.
Четырём выпускникам мы предложили работу в нашей студии. Ещё двое участников смогли продолжить стажировку для закрепления полученных знаний и навыков.
Несмотря на то что целью стажировки была подготовка UX-специалистов, некоторые их тех, кто продолжил работу в нашей студии, смогли найти себя в смежном направлении. Например, выпускник Дмитрий Калинин занимается аналитикой бизнеса и пользователей — улучшает интерфейсы крупных брендов.
Когда проекты были сданы и все смогли выдохнуть, мы решили устроить настоящий праздник и организовали выпускной: торт, шампанское и вручение сертификатов. Вместе с менторами и стажёрами вспомнили лучшие моменты и обсудили результаты. У выпускников появилось своё полноценное комьюнити.
Это был мой первый опыт обучения в таком формате. Здесь все люди осознанно пришли учиться новым знаниям, а не для корочки или “родители заставили”. Поэтому само комьнюнити и атмосфера совершенно другие. У каждого ментора разный подход к выполнению задачи, это интересно — получаешь опыт сразу от нескольких специалистов, а главное, от практиков, что больше всего я люблю в обучении. Все лекции длились минимум час, а защиты — от 3 и более. Спасибо большое всей команде и группе выпускников обучения, безумно благодарна каждому!
Это было сложно, но интересно. Я оказался в новых для себя условиях, которые были для меня достаточно стрессовыми. Но это лишь меня раззадорило.
Всё то, что я раньше изучал без какой-то особой системы, собралось в одном месте и сформировало ещё, конечно, неполную, но картину происходящего.
Спасибо, Everest
Идём дальше🚀
От результатам к новым идеям
Этот проект дал не только новые знания нашим стажёрам, но и колоссальный опыт нам самим — мы ещё больше загорелись идеей развития ИТ-образования в регионе. К настоящему времени у нас заключено долгосрочное сотрудничество с Державинским университетом и образована Ассоциация ИТ-компаний Тамбова.
Создавая совместные образовательные проекты, мы сможем развить кадровый потенциал нашей области и повысить профессиональный уровень диджитал-специалистов.
Впереди у нас много интересных проектов, которые смогут совершить настоящий переворот в ИТ-индустрии города.
Эта статья написана в рамках нашего суперчелленджа «100 дней развития Everest», где мы каждый день анонсируем или релизим новое событие в рамках стратегии развития компании. Следить за выходом новых материалов можно в нашем инстаграме с ежедневными отчётами о происходящем.