Обещания и гарантии в рекламе и продвижении
Похоже, про это можно писать бесконечное количество раз. Но чувствую потребность ещё раз высказаться. Ввиду непростого, но ценного собственного опыта с запусками рекламы для клиентов. И в контексте происходящего вокруг Аяза и Блиновской.
Гарантии в рекламе
Я мониторю рекламу конкурентов. Да и изучаю объявления и сайты в нишах, с которыми работаем по клиентам.
На рынке большая доля рекламных материалов с "гарантиями".
В заголовках и текстах объявлений. На сайтах и лендингах.
Но, увы, гарантия жизни всего одна. Всё остальное - попытка обмануть или обмануться.
Здесь даже не особо важно, кто кого вводит в заблуждение.
"Гуру маркетинга" создаёт у клиента ложные ожидания. Клиент вовлекается в это (ведь как взрослый человек он должен осознавать единственную гарантию в жизни).
Я могу быть четырежды дипломированным специалистом, знать все нюансы в своей сфере, проводить сотни обучений в год для клиентов.
Но при любом объёме опыта не имею права гарантировать результаты.
SEO-шник, маркетолог, директолог, таргетолог, который даёт вам гарантии:
а) заблуждается насчёт степени своего влияния на результат
или
б) осознанно дурит вас, ещё "на берегу" не планирует отвечать за свои слова
или
в) включил в договор пункт, который подстраховывает его в случае наступления "гарантийного случая"
В процессе переговоров после каждого своего прогноза по стоимости лида, рекламным расходам я стараюсь обязательно добавить "это не оферта, я не могу гарантировать вам таких показателей, но мы будем идти к ним".
Нужен ли некоторый оптимизм в начале? Обязательно!
Иначе многие предприниматели не стартовали бы своё дело.
А не пробуя тот или иной инструмент продвижения в своём проекте, не поймёшь его результативность.
Но при бизнес-планировании важно прописывать и "негативный сценарий" (составить список "что может пойти не так").
За мои почти 12 лет в рекламе и продвижении "что-то шло не так" уже сотни раз. Из них минимум половина случаев по не связанным с нами причинам.
Упал спрос в нише. Конкуренты сделали "серую накрутку" на сайт, вызвав его пессимизацию. Яндекс Директ устроил "охоту на ведьм" и заблокировал рекламный аккаунт. Курс валюты скакнул вверх -> товар перестал быть доступным для целевой аудитории. Погода слишком тёплая/холодная. Случился ковид, люди уехали за город.
Обещания в рекламе
"Почему Аяза привлекают к ответственности, а высшую/среднюю школу нет? Они ведь тоже учат, но в итоге студенты не становятся обязательно богатыми/успешными?"
Когда я поступал в университет, а до этого школу, мне никто не ничего не обещал и не гарантировал.
Помню максимум какие-то упоминания про позицию в рейтинге ВУЗов. Ну а моя школа была очень сильной по Орлу. Но, как потом выяснилось, не очень-то в сравнении с Москвой.
У меня никаких претензий к своим образовательным учреждениям.
Завышенные ожидания не создавались. Учительница физики не рассказывала, что, "познав законы бытия" мы станем супер-успешными. Поступление в МГУ мне никто не гарантировал.
Недобросовестные инфо-предприниматели на стадии рекламирования и продаж возьмут на себя 100% ответственности (дадут гарантии, обещают "обязательно получится, 60% наших учеников стартуют успешный бизнес/зарабатывают больше 100 тыс. руб./беременеют").
А на стадии обучения и после него уверенно повесят 100% ответственности на вас.
"Ты сделал все домашки? Пора взрослеть, возьми ответственность на себя!". Подождите, так вы же месяц назад обещали, что за мои деньги сделаете меня успешным/богатым/умным? Мне надо только заплатить и принести свою тушку на курс.
Реальность в том, что ответственность распределена между заказчиком и исполнителем. И бывает непросто определить, где чья.
В случае с некоторыми курсами похоже на "сговор" между клиентом и инфо-гуру. Ученик фантазирует, как бы на кого-то переложить ответственность за свои результаты в жизни.
"Гуру" его в этом поддерживает, иногда даже эмоционально расскачивает и толкает в "маниакалочку" (где отрицается реальность и только "кисельные берега и молочные реки").
А в чём проблема?
Хочется людям "верить в чудо", почему бы и нет? Кто ж им запретит.
Но есть нюансы:
- когда "розовые очки" клиента разбиваются о реальность, он оказывается потерпевшим ущерб (деньги, время, иногда даже психологическая травматизация)
- завышенные обещания "маркетологов" создают эффект "мутной воды" на рынке/в нише; клиенту сложнее разобраться, на что же реально он может рассчитывать (а ещё действительно хорошие специалисты иногда оказываются "в тени" ослепительно-восхитительных жуликов и приукрашателей)
Что с этим делать?
В этой части я озвучиваю свои собственные мысли и соображения на этот счёт. Наверное, для кого-то они окажутся созвучными. Или будут свои собственные (интересно, если поделитесь ими в комментариях).
Клиенту:
- спрашивать второе, третье, даже четвёртое мнение у знакомых, других специалистов в тематике
- давать пространство своим сомневающейся и разумной частям (как бы не хотелось верить в сказку, задавать себе вопрос "Не слишком ли это оптимистично выглядит?")
- попрощаться с идеей "гарантий"; и что кто-то может привести, куда нужно (идти точно самостоятельно, эксперт может быть рядом или как поддержка за спиной)
Маркетологу:
- формировать прогнозы точнее
- информировать клиента об ограничениях методики/инструмента (не мелким шрифтом)
- поддерживать клиента в развитии его грамотности в рекламе и продвижении
- разделять ответственность с заказчиком (например, если тот слишком увлёкся идеей, что за деньги за него всё сделают, возвращать его часть ответственности)
- расти профессионально и психологически, всё точнее понимая, на что он влияет, а на что нет и не может